На тему Парфюмера П. Зюскинда
Кто-то назвал этот роман романтическим детективом. Что ж, позволим себе с ним согласиться. Но если это детектив, то это один из немногих романов данного жанра, который мне запомнился, который мне понравился и который я прочитала очень быстро, потому что разворачивающееся в нем действо так захватило, что я не могла устоять перед тем, чтобы как можно быстрее дочитать до конца.
В этом романе я опять нашла подтверждение (в который уже раз!), что все хорошее неразрывно связано с плохим, то есть Добро не может быть без Зла, они тесно переплетены, если не сказать растворены друг в друге. И зло также нас учит хорошему, поэтому уже только за это ему можно сказать «спасибо». Если в мире не хватает какого-либо элемента, например, в современном мире, думается, очень мало добра, идет перекос в сторону зла, то соответственно ни о какой гармонии и равновесии речи быть не может. Вы, наверное, можете спросить, где же в этом произведении кроется добро? Да в самих Прекрасных и Волшебных Ароматах этих несчастных девушек, отвечу я Вам. Как, впрочем, и само чувство под название обоняние тоже по сути злом не является, по моему мнению.
Для тех, кто еще не читал роман, если вкратце рассказать его суть – то в книге речь идет о человеке (или Нечеловеке, я бы сказала), который воспринимает окружающий мир с помощью своего носа, обоняния. Каждый запах – «хороший», «плохой» и т.д., который каждую секунду встречается главному герою на его пути, он раскладывает на его составляющие, наслаждается каждым запахом, создавая в своем воображении много новых, совершенно новых запахов. Взрослея, он попадает к профессиональному парфюмеру, учится его мастерству, через три года уходит из Парижа (действие происходит во Франции, автор – немец), у него появляется мечта создать совершенно новые запахи из «нетипичных» для парфюмерии средств (неживой природы – стекло, камни, затем уже перешел на опыты на живых объектах и, наконец, на человека; из всего этого он пытался сделать «вытяжку», эссенцию, чистый аромат без всяких примесей). Когда он перешел на опыты с живым материалом (сначала животные были, потом человек), то начались проблемы – живые существа ни за что не хотели просто так отдавать свой аромат и изо всех сил сопротивлялись, поэтому Ж.Б. Греную и пришлось их умерщвлять, чтобы осуществить свою главную мечту – создать такой прекрасный неповторимый аромат, чтобы все-все-все его полюбили.
Во время своего бродяжничества ему становится противен самый запах человека, он забирается на самую безлюдную вершину Франции и проводит там 7 лет, главным образом, в своем воображаемом мире запахов, где он, конечно же, представляет себя «Королем запахов». В этот период он узнает, что сам он не имеет человеческого запаха – как ни старается, не может его обна-ружить. С этого момента он хочет создать человеческий запах, вернее, воспроизвести, присвоить себе аромат человека. Он возвращается к людям.
Сам автор называет своего героя чудовищем, злом, которое ради запахов может пойти и на убийство, что и случается практически уже в самом начале произведения.
Я же вынесла еще один урок из этого романа. Жан Батист Гренуй не был нужен никому, даже своей собственной матери, которой он был «до фени», так сказать, одна лишь обуза. Поскольку ребенок очень восприимчив к окружающему миру, то и впитывает он в себя все быстро и надолго, если не сказать навсегда. Это означает, что он подвержен влиянию как Зла, так и Добра. И здесь очень важна материнская забота, ведь ее отсутствие может создать из ребенка настоящего монстра, что и показано в произведении. Ли-шенный людской заботы, ласки, любви самых близких ребенку людей - родителей, он обращается к миру Зла, становится, что называется, серийным убийцей, чей мотив преступлений не понятен ни одному живущему на земле (то есть в романе) человеку его времени. И это понятно, ведь он наделен необыкновенным даром – очень тонким, самым тончайшим обонянием. И если бы заботливая мать, которая даже такого необычного ребенка «без запаха» не могла бы оставить, вырастила его, я уверена, что мы получили гениального парфюмера, а не серийного убийцу (хотя, впрочем, величайшим парфюмером он остался в любом случае).
Я считаю, что это один из уроков, преподнесенных нам автором романа в таком непритязательном виде, но один из тех уроков, которые мы просто обязаны усвоить.
Кто-то из современников пару дней назад сказал, что было чудесно, если бы произведение поставили как пьесу в театре, где возможен непосредственный контакт со зрителем, возможно даже воспроизвести те ароматы, о которых идет речь в книге, что, конечно, усилило бы впечатление. Но на сценическую постановку нужно иметь права, а их у наших театров нет.
Читая это произведение, я вспомнила и о том, что тема зла, а также тема «получения красоты из зла» не впервые была поднята здесь, П. Зюскиндом, в его произведении. Очень яркий пример вспоминается – французский поэт Шарль Бодлер и его главное произведение – сборник величайших стихов «Цветы Зла». И вот еще один более современный шедевр предстал перед нами, где изображается красота зла – «Парфюмер» П. Зюскинда.
Свидетельство о публикации №206092200262
В фильме мне удалось проследить ту нить, которую я искала в книге... и не нашла. Но не буду пересказывать;), надеюсь, ты сама захочешь фильм посмотреть, хотя бы из любопытства! В общих чертах (на мой взгляд опять же): фильм получился красочным, приятным, немного нудным, естественно психологически-философским и... просто романтичным. Во всяком случае, я бы его назвала детективным романом, в отличие от книги. Целую,
Роберра 01.10.2006 16:46 Заявить о нарушении
Роберра 01.10.2006 16:48 Заявить о нарушении