О шансоне

Искусство шансона, на первый взгляд, представляется несложным. Казалось бы, что тут такого: набросал какую-нибудь историйку из своей жизни, зарифмовал ее, как смог, напел под несложные аккорды – и «шлягер» готов! Но это лишь на первый взгляд. На самом же деле создание настоящей песни этого жанра необычайно трудно!
Судите сами.
Первое, что должен сделать автор-исполнитель, – выбрать оригинальную, не «заезженную» тему, причем такую, которая была бы интересна не только ему самому, но и слушателям. Затем необходимо облечь замысел в соответствующую форму. То есть написать понятные (так как никому не охота, сидя в зрительном зале, решать ребусы на тему: что же имел в виду автор?), достаточно короткие (потому что слушатели вряд ли будут слушать длинный рассказ) стихи, которые «цепляют за живое», да еще в виде куплетов и припева. При этом слова должны не только нести в себе всю атрибутику поэзии, но и оставлять место для музыки. Мало того, так уж повелось в русском песенном творчестве, что припев, как правило, является, с одной стороны, логическим продолжением каждого куплета, а с другой – неким обобщением, выводом того, что поется в куплетах.
Мелодия также желательна своеобразная, новая, легко запоминающаяся и, кроме всего прочего, должна подчеркивать и дополнять смысл текста.
Но и это еще не все: созданное произведение необходимо достойно подать. А это значит, что автор-исполнитель должен достаточно хорошо владеть как искусством вокала, так и техникой игры на том или ином инструменте плюс, по возможности, хотя бы азами аранжировки.
Таким образом, владение шансонной поэзией, наличие способностей мелодиста, навыки музыканта-инструменталиста, чувство меры в создании аранжировок, насыщенный обертонами голос и владение интонационным искусством являются необходимыми творческими чертами личности настоящего автора-исполнителя.
Совершенно очевидно, что обладать в равной степени всеми указанными выше качествами одному человеку практически невозможно. Это дается лишь единичным счастливцам.
Поэтому авторы-исполнители разнятся между собой не только тематикой песен и манерой исполнения, но и степенью вовлечённости в творческий процесс. Одни максимальное значение придают словам, другие акцентируют свой творческий потенциал на мелодии, третьи стараются поразить слушателей виртуозным владением инструментом, четвертые отдают предпочтение своим вокальным данным, пятые делают ставку на аранжировку.
Так, например, Иван Кучин и Владимир Козырев самостоятельно выполняют все стадии создания песен вплоть до сведения партий и мастеринга записей. Е.Амирамов и В.Асмолов преимущественно поэты-исполнители. С.Коржукова, И.Слуцкого можно условно отнести к композиторам. Н.Резанова, А.Мезенцева, Ю.Куплетного, В.Никитина вероятно отнести к разряду музыкантов-исполнителей. Есть исполнители-артисты (В.Цыганова, Т.Кабанова, В.Королёв и др.).
Все исполнители - разные. Но есть и общее, что их объединяет: все они творчески подходят к процессу создания песен и песенных альбомов, оставляя в них частицу собственной души.


Рецензии