Латвия. Сакта для Хелены

1939 год.  Второй день Рождества. На сцене дагдского народного дома - пьеса Рудольфа Блауманиса «Грехи Трины». Роль Трины исполняет Хелена Аугустане.
Пожалуй, если бы и сейчас ей предложили сыграть  роль Трины в пьесе Рудольфа Блауманиса «Грехи Трины», она бы согласилась, несмотря на то, что разменяла уже восьмой десяток.

У Нелены от природы  хороший голос и драматический талант. С юности она пела в костельном хоре, посещала драматический кружок при народном доме. Ей доверяли ведущие роли на сцене. А с хором она объездила едва ли не всю Латвию.

Особо памятен праздник песни, проходивший 15-16 июня 1940 года в  Стропском лесу Даугавпилса. Кстати, усадьба  Рудольфа Блауманиса, бытописателя крестьянского быта конца 19 века,  находится  в нескольких километрах от Даугавпилса, в Браках. Ждали президента Латвии Карлиса Ульманиса. И когда узнали, что он не приедет, участники хора плакали, предчувствуя беду.

Этот праздик памятен для Хелены еще и тем, что ей, единственной из всего хора, был вручен памятный подарок: сакта*, украшенная янтарем, за подлинность  воспроизведения латышского наряда.
 
... Ее родители жили и трудились в местечке Румпы – фольварке пана Киборта. Мечтали о своей земле, которая стоила весьма недешево. Скопив достаточно денег, в 1921 году семья Гришанов купила 27 гектаров по цене 200 латов за каждый.

Семья была большая: пятеро дочерей и три сына. Мальчики проявляли склонность к учению. Учеба в Краславской гимназии тогда обходилась дорого – тех же 200 латов за год. Когда один из сыновей учился в гимназии, другой занимался по его учебникам, отправляя с братом контрольные работы – заочное обучение было бесплатным.
Рассматриваем фотографии Хелены в юности. Воротничок на платье, сплетенный вкруговую вокруг шеи, скромно зачесанные волосы, глаза с веселинкой, круглое лицо.

Мое внимание привлекает фото семинариста, с обратной стороны надпись карандашом, дата 1937 год. С этим молодым человеком дружили, рассказывает Хелена, но его родители были против женитьбы сына , им не нравился овал ее лица...

Когда к Хелене, которой исполнилось 18 лет, посватался Владислав Аугустан, то получил отказ. Но от судьбы не уйдешь. Спустя 16 лет, отбыв срок в сибирских лагерях, куда был сослан якобы за некий проступок во время за службы на границе, этот человек,  вдовец с двумя малолетними детьми на руках – его жену убили бандиты - вновь попросил ее руки.

 И Хелена согласилась. Она родила ему еще двоих детей – сына и дочь.
Владислав не сразу пошел в колхоз – занимался строительством мостов. Хелене выбирать не пришлось. Первые десять лет работала в колхозе задарма: денег тогда не платили.
 В один год у семьи, не выработавшей трудодни, отняли огород, запретив пасти скот на колхозном поле. Но потом приняли обратно в колхоз. Работал Хелена и в полеводстве.
 А когда начали выдавать зарплату,- говорит Хелена,- это было уже другое дело.
 Уже выйдя на пенсию, она еще десять лет трудилась в колхозе «Бривиба» ("Свобода").
Вот так, за нелегкими работами и заботами – вся жизнь. Сорок шесть лет прожили они вмесете с мужем, но уже десять лет, как его нет.

Среди памятных вещей бережно хранятся журналы довоенной поры и последующих лет.
Они тщательно подшиты ее братом Янисом Гришаном. Это и «Католю дзейве», это и сборники песен , и некогда выходивший журнал для молодежи «Саулейте», в котором я и прочла о том, что Хелена исполняла роль Трины в 1939 году.

Ей дороги воспоминания о ее молодости и об участии в художественной самодеятельности.
А в костельном хоре по воскресеньям поет и по сей день.

*Сакта - национальное латышское украшение, большая круглая декоративная брошь, медная, латунная или серебряная , отделанная янтарём, недорогими камнями или шлифованными стёклами. Сакта, как говорили в народе, скрепляет дружбой семью, родню.
Сакты могут быть любых размеров: маленькой застёгивали ворот рубахи, большой скрепляли "виллайне" – наплечное покрывало ( шерстяная накидка) - на груди или сбоку на плече.
Популярны были сакты с подвесками, славились янтарные сакты: круглые, сердцеобразные и с подвесками из янтаря.
Сакта, как говорят модельеры, собирает наряд, связывает воедино традиционную шаль-накидку и наряд.
Сакта как солнышко, собирает энергию в фокус.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.