Cеньор Ящерица

 
Сеньор, извините, что нарушаю ваше уединение… Но я услышал, только не подумайте, сеньор, что я подслушивал, да уж как тут не услышать. В общем, услышал я, что вы о сеньоре Ящерице изволите спрашивать. Только не подумайте, будто я лезу в ваши дела, да не могу я не сказать, что лучше бы вам прекратить эти расспросы. Так как иной раз знания к добру не приводят. Тем более, коль связано это с тем сеньором.

Вот говорю вам и вижу, что не послушаетесь вы старика, думаете, небось, мало ли что старый пьянчуга несет. И вы, сеньор, правы, конечно. Стар я, да и выпить не дурак, да только знаю я, что говорю. И уж поверьте, я дурного не посоветую. А уж ежели вам так надобно про сеньора Ящерицу разузнать, так уж давайте я вам и расскажу все, что знаю. А знаю о нем я не мало, можете не сомневаться. Да только промочив горло, мне легче говорить будет…

Вот уж спасибо, сеньор, не поскупились, уважили старика. Вижу, думаете, вы, что ради стакана выпивки я с вами и заговорил. Так, да не так. Просто не могу я вспоминать этого человека на трезвую голову, уж больно не по себе становится. Страннее и загадочнее его мне не приходилось никого встречать. Знаете, говорят, что это был вовсе не человек, а сам дьявол. Или, по крайней мере, кто-то из его близких родственников. Уж, не знаю, так ли это, но он, в самом деле, мог навести страх. Не подумайте, что он специально запугивал людей, да просто в его присутствии многие теряли мужество. Уж это мне доподлинно известно, сам испытал…

Смейтесь, сеньор, смейтесь… Да только знайте, что никто кроме меня вам про него не расскажет. Уж имейте в виду. Откуда у меня такая уверенность? Да потому что я последний живой человек, из тех, кто видел сеньора Ящерицу. Примерно тридцать лет назад, мы с ним сидели вот как сейчас с вами. Только дело было в его доме. Вы видели, наверное, пустырь на краю города – вот там и стоял его дом. Нет, его не сожгли, что вы, никто бы не осмелился. Дом исчез вместе со своим хозяином.

Что? Ах, зачем я к нему приходил. За тем же, зачем к нему все приходили. За помощью. Таких, кстати, не очень-то много было. Я имею в виду, кому он действительно помог. Ну, то есть по-настоящему нуждавшихся… простите, сеньор, не знаю, как сказать правильно… в чуде, что ль...

Сеньор Ящерица никому не отказывал. Но только помочь он мог по-разному. Кто-то жаловался ему на свою судьбу, кто-то на здоровье, на неудачу, на бедность, в общем, обычные беды обычных людей. Он помогал таким людям найти свое счастье, кто-то неожиданно женился, кто-то совершал удачную сделку, бесплодные женщины беременели, высохшая земля вновь плодоносила и так далее. В благодарность люди приносили ему коз, куриц, делились урожаем, кто-то приносил деньги, кто-то золото, он брал все. Однажды кто-то даже отдал документ о передаче души, подписанный кровью. Так у сеньора Ящерицы и появился здесь дом – выстроили в благодарность, лет сто пятьдесят назад. Не улыбайтесь, сеньор, это я не для красного словца. Сеньор Ящерица знал, как обмануть время. Это еще мой дед говорил.

Но некоторым он оказывал совсем другую помощь. Настоящую помощь, я бы сказал. Помню, когда я был еще ребенком, наш священник пошел к сеньору Ящерице. И знаете, сеньор, после посещения святого отца дома «нечистого», как он его называл, люди стали посещать церковь гораздо охотнее. Так продолжалось в течение семи лет, до самой смерти священника.

Я так понимаю, что маленькие чудеса он творил только для тех, кто просил не за себя. Редко это случалось на моей памяти, сеньор. Откуда я знаю? А это легко было определить - просители чудес, никак не благодарили сеньора Ящерицу. То есть они не приносили золото и не приводили коз. Плата была иной. Уж в этом я уверен так же, как и в том, что я это я.

Тогда как раз война началась, и мой сын поехал в Испанию добровольцем. А через два года сообщили, что он погиб. Я тогда запил очень сильно, и однажды с трудом стоя на ногах, пришел к дому сеньора Ящерицы. Только я хотел постучать, как он сам распахнул дверь. Он взглянул мне прямо в глаза, и весь хмель как рукой сняло. Да только стоять твердо я все равно не смог – поджилки тряслись, так вдруг страшно мне стало. И оттого, что он стоит передо мной и смотрит прямо в душу, и оттого, что именно я хочу просить у него. А больше всего оттого, что я понял тогда, почему его сеньором Ящерицей зовут. Мне до сих пор еще иногда снится этот длинный раздвоенный темный, как у варана, язык, высунувшийся между бескровных губ. Он безостановочно двигал им туда-сюда, меня чуть не стошнило. Не знаю, но как-то мне удалось себя пересилить и прошептать: «Сеньор, я знаю, вы можете помочь. Помогите мне, сеньор. Я все что угодно сделаю, но пусть это будет ошибка. Сеньор, пусть мой мальчик будет жив, пусть это ошибка, сеньор. Все что угодно…». Пока я стоял перед ним, он не произнес ни слова и только, когда я уже отчаялся и повернулся, чтобы уйти, он назвал свою цену. Не оборачиваясь, я сказал да. Тогда я почувствовал молниеносное прикосновение к шее чего-то холодного и до сих пор не хочется думать, что это было.

Сеньор Ящерица захлопнул дверь и я ушел.

Вскоре пришло письмо, в котором сообщалось что, произошла какая-то ошибка и мой сын жив и находится в каком-то госпитале. А через пару месяцев он приехал сам.

Нет, сеньор, больше я не видел сеньора Ящерицу. Через полгода после нашей встречи он исчез. До того момента, я старался даже близко не подходить к его дому и вообще избегал любых разговоров о нем. Никто так и не понял, почему он исчез, я тоже. Может ему надоело здесь, может он просто решил, что свое дело уже сделал, может он вернулся обратно в ад или же в рай, смотря, откуда он приходил. В любом случае, сеньор, уверен, здесь вы его уже не найдете. Но скажу еще раз, уж лучше вам бросить это занятие, поверьте старику.

Что же, сеньор, пожалуй, больше не буду отнимать у вас время. Спасибо за угощение.

Что? Какова была его цена? Знаете, сеньор, все-таки есть вещи, о которых лучше не распространяться.


Рецензии