Знания для справедливости?
( Имам Руббани.)
10 августа 2006 года газета «Азия-плюс» на суд широкой общественности Таджикистана представила статью Екатерины Кожевниковой «Почему закрыли вузы?» На этот вопрос попытался ответить собственный корреспондент «Событий». Он провел своё журналистское расследование.
Сегодня «События» знакомят читателей с «Делом 4-ёх». Это Таджикско-российский современный университет (ТРСУ, г. Душанбе), Российско-таджикский современный гуманитарный университет (РТСГУ, г. Худжанд), Филиал среднеазиатского негосударственного образовательного учреждения «РосНОУ» (г. Худжанд) и Открытый университет Исмаила Сомони…
1.= Интрига =
20 июля 2006 года в Душанбе состоялось консультативное совещание под председательством зам. премьер-министра Республики Таджикистан Мавлоновой Х.Ю. Как следует из протокола совещания (№14/4-16.1), зав. юридическим отделом исполнительного аппарата Президента РТ Дж.Давлатов отметил, что деятельность четырёх негосударственных университетов «противоречит законодательству РТ». Подводя итоги совещания, госпожа Мавлонова объявила, что «заключение ответственных лиц консультативного совещания в виде информации будет представлено Президенту РТ Э.Ш.Рахмонову».
Само совещание:
- одобрило заключение рабочей группы о деятельности негосударственных вузов;
- обязало Министерство образования РТ обеспечить выполнение заключения рабочей группы о приостановлении приёма студентов в негосударственные вузы;
- обязало Министерство юстиции РТ, пересмотреть документы об организации данных вузов и обеспечить их полное соответствие с законодательством РТ…
- высказало необходимость обращения к Генеральной прокуратуре РТ по поводу обоснованности местонахождения негосударственных вузов и законности приватизации учебных корпусов.
3 августа 2006 года состоялся внеочередной совет Министерства образования РТ. В соответствии со статьёй 29 Закона РТ «Об образовании», решений Правительства РТ «О порядке проведения аттестации, аккредитации и лицензировании учебных заведений РТ» и комиссии по аккредитации Министерства образования страны, совет решил:
- признать заключение…
- ... деятельность 4-ёх негосударственных вузов (три из которых созданы совместно с Российской Федерацией - А.С.), прекратить;
- контроль возложить на зам. министра Ф.Рахимова.
Внеочередной совет пришёл к следующему:
1. Опираясь на приказ Министра образования РТ от 1 августа 2006 года, № 715, прекратить деятельность негосударственных университетов.
2. Утвердить аттестационную комиссию о переводе студентов в другие вузы.
3. Протокол внеочередного совета передать Президенту РТ Э.Рахмонову.
На совещании у Министра образования РТ от 03.08.2006 г. было принято решение реорганизовать два негосударственных университета (г. Худжанд), чтобы на их базе учредить филиал душанбинского Российско-таджикского славянского университета (РТСУ). А студентов Таджикско-российского современного университета перевести в договорные группы Славянского…
2.= Пятница, 01.09.06. РТСУ =
Корр.: - Можно сказать, что Славянский университет как-то заинтересован в прекращении образовательной деятельности этих вузов, опасаясь конкуренции с их стороны?
Махмаюсуф Имомов, ректор РТСУ:
- Здесь не может быть и речи о нашей нездоровой заинтересованности – это просто непорядочно. Три разбираемых российских вуза стали первыми ласточками негосударственного высшего образования независимого демократического Таджикистана. Мы заинтересованы лишь в том, чтобы помогать и сотрудничать, а не давить. Высшее образование страны только выигрывает от совместной деятельности подобных вузов.
Илан Тупайло, проректор по учебной части РТСУ:
-Мы не видим в них конкурентов. И очень даже хорошо, что они занимаются образовательной деятельностью. Это ничуть не мешает нам. Если они работают, то пусть себе работают – и: слава богу! Они только помогают нам разгрузить всевозрастающий поток желающих получить высшее образование. У нашей молодёжи появился выбор: куда пойти учиться? кому отдать своё предпочтение? От лица нашего ВУЗа скажу: никто из университетов не может быть монополистом высшего образования в стране. И это здорово, что существует несколько вузов с разной системой образовательного процесса.
Например, мы одинаково придерживаемся современных методов, только мы - традиционных, они – дистанционных. Если люди работают и приносят обществу какую-то пользу, разве это плохо?
Хусрав Шамбезаде, декан филологического факультета РТСУ:
- Подобное решение Министерства для меня, как и для всех, прозвучало, как гром среди ясного неба. Мы удивлены. Своих студентов девать некуда, хоть конкурс и был просто огромный. Что касается филиала в Худжанде, то Славянский университет не планировал на чужих обломках открывать что-то своё. Нам достаточно работы в Душанбе. А если и открывать филиал, то лишь в сообществе и в сотрудничестве с другими.
По поводу этих вузов: мы никогда не видели в них противников. Напротив, они были нашими товарищами по нелёгкому хлебу высшего образования.
3 = Пятница, 01.08.06.
Министерство образования РТ =
Корр.: - Как Вы можете прокомментировать ситуацию?
Нуридин Саидов, начальник Управления по высшим учебным учреждениям Министерства образования РТ:
- Журналистам я посоветую: здесь не надо торопиться. Не стоит из обыкновенной работы нашего Министерства делать «горячую» сенсацию. Скажем, если на печати ВУЗа нет герба Российской Федерации (орла), то можно ли дипломы считать действительными, а образовательную деятельность самого университета законной? Во-вторых, еще Максим Пешков, бывший посол России в Таджикистане, говорил, что у нас существует много вузов, которые своей образовательной деятельностью бросают тень на высшее образование страны.
4. = Суббота, 02.09.06.
Министерство образования РТ. =
Корр.: - Как могло случиться, что негосударственные вузы лишись своих лицензий?Давлатмамат Кабутов, начальник Управления по аттестации образовательных учреждений при Министерстве РТ:
- Мы отозвали лицензию, поскольку нашли множество недостатков. К этому делу надо относиться осторожно, тщательно. Скоро выборы Президента. Например, вчера Эмомали Рахмонов выступал по телевидению на «Уроке мира» в Аграрном институте страны. Он особо подчеркнул роль качественного образования для суверенного Таджикистана и высказался о том, что деятельность вузов должна отвечать законодательству страны.
Фарход Рахимов, заместитель министра образования по делам высших учебных заведений Министерства образования РТ
- Всё, что происходит сейчас, связанное с приостановкой образовательной деятельности некоторых высших учебных заведений, не является произволом со стороны нашего Министерства. Идёт обычная работа. Мы исследуем, проверяем работу вузов республики. За последнее время их число возросло в 2-3 раза. А количество университетов не всегда переходит в качественное образование. Надо брать не числом, а уменьем.
Президент республики Эмомали Рахмонов дал распоряжение рассмотреть образовательную деятельность всех вузов, аккредитованных в Таджикистане. И если преподавательский состав не располагает достаточным количеством лиц с учёными званиями и степенями, то у такого высшего учебного заведения отзывается лицензия.
Можно сказать, это только начало. Более того, от Министерства образования РФ есть письмо, где российская сторона утверждает, что ей неизвестны подобные филиалы в Республике Таджикистан.
Что касается отзыва лицензий, то была создана государственная комиссия из 53 человек (представители Министерства образования, вузов, АН и прочее), которая проверяла уровень качества образовательной деятельности высших учебных заведений страны. В том числе, и частных вузов. Работала ровно месяц, а итогом работы стал документ – «Справка о правовом статусе высших учебных заведений в Республике Таджикистане». Этот документ в скором времени будет представлен для рассмотрения президенту страны.
5. =Жук в муравейнике =
У братьев Стругацких есть одноименный фантастический роман. Один из героев высказывается: если жук попадает в муравейник, то вызывает переполох. Вероятно, такими Жуками в Муравейнике высшего образование страны и оказались четыре неудобных вуза. Корреспондент “Событий” встретился с одной из пострадавших сторон в лице ректора Таджикско-российского современного университета Якуба Бабаджанова. Он представил в оригинале несколько документов и дипломов своего университета, заверенных печатью. Внутри печати чётко просматривается двуглавый российский коронованный орёл. Вокруг него надпись: «Негосударственное образовательное учреждение - Современная Гуманитарная Академия». Каждый диплом сопровождается Приложением (из особой бумаги с водяными знаками «РФ» и тремя степенями защиты) и Сертификатом международного признания (на русском и английском языках). Дипломы ТРСУ признают 33-и государства мира.
Кстати, в интервью корреспондента отечественной газеты: «Минбари халк» от 05.08.2006 г. Фарход Рахимов говорит о том, что «существуют такие страны, где на 2 –3 млн. человек населения приходится 150 вузов». В Таджикистане на 7 млн. человек приходится всего лишь 38 вузов. Среди них, четыре – негосударственные, и то - у них отобрали лицензии…
Якуб Бабаджанов, ректор ТРСУ:
- Я тоже внимательно слушал выступление Эмомали Шарифовича на «Уроке мира» Он похвалил, что наряду с государственными высшими учебными заведениями свою образовательную деятельность ведут негосударственные вузы. Главное, чтобы они отвечали требованиям подготовки специалистов вузов страны. Полагаю, Министерство образования РТ проявило свою инициативу да перестаралось. Их попросили, образно говоря, снять только шапку. Они–то сняли, но – вместе с головой.
Всё должно решаться в рамках законности и справедливости, поскольку мы живём в светском демократическом государстве. Тем более, когда речь идёт о судьбах свыше 2000 студентов и около 200 человек профессорско-преподавательского состава и сотрудников. Здесь нельзя рубить с плеча…
Наш ВУЗ имеет разрешение (лицензию) Министерства образования Республики Таджикистан от 13.12.2004 г., за № 000152, которое даёт право заниматься образовательной деятельностью на территории страны. Со дня выдачи лицензии по настоящий день материально-техническая база и потенциал заметно улучшились. Измышления о недостатках просто беспочвенны. В выводах рабочей группы и совещания у госпожи Мавлоновой ни слова не говорится о закрытии нашего университета. Если лицензия Современной Гуманитарной Академии (СГА, Россия, г. Москва) действительна до 30.06.2010 г., то лицензия Таджикско-российского современного университета действительна до 13.12.2007 г. Мы - не филиал, а совместное Таджикско-российское образовательное предприятие, которое, по законодательству России, не требует регистрации в Министерстве образования Российской Федерации. Это сделала СГА. Кстати, девизом гуманитарной академии являются слова: «Знания для справедливости».
Я думаю, как только негосударственные университеты стали вставать на ноги и входить в силу, кто-то решил их упразднить. А ведь обучение наших студентов осуществляется с использованием дистанционных методов образования на основе применения новейших коммуникационных и информационных (спутниковых) технологий по российским образовательным стандартам с учетом региональных особенностей нашей республики. Скажу: такое впервые в нашей стране.
СГА к настоящему времени, по собственной инициативе, осуществила финансирование в размере свыше 500 тыс. $ США для покупки здания под учебные корпуса в городах Душанбе и Курган-Тюбе, оснащения университета новейшими компьютерами, спутниковыми средствами связи, учебными продуктами. При этом ни копейки не было взято из бюджета страны. Наоборот ежегодно университет платил налоги в размере 170 тысяч сомони в бюджет Таджикистана. Да и наши студенты полностью обеспечены учебниками и учебными пособиями.
Что касается позиции Посольства РФ, то она чётко выражена в письме (№612, от 12 сентября 2000 г.) на имя тогдашнего министра образования РТ С. Раджабова, где было поддержано открытие в столице Таджикистана учебного заведения нового типа, развивающего дистанционное обучение.
Здесь напрашивается один вывод. Кому-то мешают, эти вузы в условиях конкуренции в сфере образовательных услуг. Всё это, на фоне расширяющейся интеграции России и Таджикистана, по экономике, науке, культуре и, конечно, образованию, наносит ущерб для взаимопонимания и сотрудничества двух стран.
6. = Только сегодня я стал человеком =
Александр Айриян: душанбинец, 22 года, инвалид. Из них последние 10 лет не выходил на улицу – инвалидность. И всё это время он не оставлял надежды быть полезным обществу, в котором жил … Юноша мечтал быть полноценным человеком, хоть и с ограниченными возможностями. Слабый телом, но сильный духом. Не всякому здоровяку даётся такой дар. Однажды сказали: зачем тебе дальше учиться языку и литературе, когда читать и писать уже умеешь? Парень ушёл в себя. Ему было только 17 лет…
Мама, не зная его тайны, болела о его будущем. Одна поднимала детей, дочь и сына. Муж погиб во время гражданской войны в Таджикистане. Желая дать сыну высшее образование – учатся же российские инвалиды в университетах! – мать продаёт удобную трёхкомнатную квартиру. Покупает двухкомнатную квартиру на девятом этаже и компьютер: пусть учится.
Женщина стала ходить по столичным вузам, обращаясь с просьбой принять её сына на учёбу, заочником. Всюду ей отказывали. Преподаватели не соглашались на дому проводить занятия. Некоторые давали советы – мол, привозите на семестры своего сына. Это значит, привозить три-четыре недели подряд двадцатидвухлетнего паренька-колясочника. Ещё неизвестно, как его примут. Ей, матери, одной это не под силу. Где найти машину, чтобы привезти-увезти сына и инвалидную коляску? Кто согласится помогать в наши дни? И кто будет работать, чтобы содержать её семью? Вопросы, вопросы…
И только в Таджикско-российском современном университете услышали её просьбу. Пошли навстречу. Преподаватели стали приходить на дом. Приносить учебники, дискеты и диски с записями образовательных программ и лекций. Саша снова поверил людям, поверил в себя – в свои силы и возможности. Его мечта на один день стала ближе. Ныне он студент-заочник третьего курса юридического факультета.
- Только сегодня почувствовал себя человеком! – радостно говорит Александр, и глаза его сверкают от счастья.
С первых дней к нему относились, как к самому обычному студенту. Без всякой неприязни… Он почувствовал, что в нём увидели равного себе. И это вдохновило Сашу. Дало силы жить, мечтать и верить, что однажды он поможет людям своим советом, своими знаниями. Как опытный и грамотный юрист. Ничью просьбу не оставит в стороне.
Студента Айрияна руководство Современного университета освободило от платы за образование. Более того, уже дано распоряжение о подключении компьютера Саши к бесплатному Интернету, за счёт университета. Словом, судьба Александра стала примером для многих и многих «слабых телом, но сильных духом» нашей страны. У них появилась надежда в лице Таджикско-российского современного университета.
Если ныне закроют университет, что случится после с Сашей? Кто окажется рядом в трудную минуту? Кто подаст ему руку помощи, когда он снова потеряет веру в людей?
Можно сказать только одно: Министерство образования светского демократического и гуманного Таджикистана оказалось неправым, если из-за его решений страдают обездоленные люди.
7. = Всё-таки мы живы! =
Сегодня, пятого сентября, состоялось вручение дипломов выпускникам ТРСУ. «Цыплят по осени считают» - их насчитали 23 счастливых и радостных молодых человека, юношей и девушек. Хочется верить, что эти птенцы скоро оперятся и превратятся в прекрасных птиц. Своим трудом и своими знаниями они прославят родной университет, родной город и родной край – Таджикистан
Кристина Манасян, выпускница:
- Мы всегда старались, чтобы наш Университет стал широко известным, первым как в столице, так и в республике. Все ребята болели и переживали за него. И мы остались, не смотря ни на что. Всё-таки мы живы! Мы получили свои первые дипломы. И выходит: нас не сломать!
(P.S. «События» доводят до сведения своих читателей: студенческой молодёжью ТРСУ и их родителями подготовлены открытые письма-обращения к Президенту Республики Таджикистан Эмомали Рахмонову, с просьбой восстановить справедливость. Не надо юность на взлёте подсекать под корень.)
Андрей Сметанкин, г. Душанбе, Республика Таджикистан.
Свидетельство о публикации №206100300045
Тамара Лисициан 25.08.2010 15:20 Заявить о нарушении