Музыкальные инструменты из вечности

 
«Миллионы лет реки Хуанхэ и Янцзы, пересекая на Дальнем Востоке Китай, как две струны, непрерывно наигрывающие древние и прекрасные мелодии, дали жизнь яркой и многообразной музыкальной культуре, одним из волшебных средств выражения которой стали поражающие своим великолепием и блеском китайские музыкальные инструменты»
 
( Ван Цзычу, китайский писатель-музыковед.)




27 сентября этого года в столичном выставочном зале Таджикского общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами (ТОДКС) при содействии Майсары Калоновой и посольства Китайской Народной Республики в Республике Таджикистан
состоялась «Выставка древних и современных музыкальных инструментов Китая». Сегодня «События» вниманию читателей представляют материал своего корреспондента.


Китайские музыкальные инструменты со своей уходящей в далёкое прошлое историей
являются бесценным богатством, созданным не только китайским народом, но и всем
человечеством. Например, родина лютни пипа, широко используемой в традиционной китайской музыке, со всей уверенностью можно сказать, находится в районе Двуречья на Ближнем Востоке. В Китае она «получила прописку» в правление династий Хань и Вэй (202 г. до нашей эры – 263 г. нашей эры). И вот ныне, спустя 2000 лет, пипа встала в ряд наиболее типичных традиционных музыкальных инструментов народов Китая. Эта лютня располагает достаточно обширным репертуаром, богатой техникой игры и многовековыми музыкальными традициями, которые воплощают характерные черты древней и современной китайской культуры.


Здесь следует упомянуть и первые в мире музыкальные инструменты из бронзы, что
имели хождение среди племён Древнего Китая. Примерно в 10 - 9 тысячелетиях до нашей эры на территории нынешнего Ирана, начали создавать украшения из природной меди. Скажем, за сорок веков до нашей эры Древний Египет использовал медные орудия труда, наряду с каменными орудиями. А вот Китай вступил в бронзовую эпоху в 2000 году до нашей эры, и среди многочисленных музыкальных инструментов из бронзы стоит кратко рассказать о древнекитайских колокольчиках. В некоторых могилах на стоянке древнего человека Эрлитоу в Яньши (провинция Хэнань) при раскопках было обнаружено несколько бронзовых колокольчиков (2000 – 1600 г.г. до нашей эры). Они подтверждают, что далёкие предки китайцев первыми использовали этот металл для изготовления музыкальных инструментов. Что касается самих колокольчиков, то они были извлечены из грунта обёрнутыми несколькими слоями шёлковых (!) и лубяных (!) тканей, а колокольные языки, помещённые в их полости, были сделаны из нефрита. Это говорит о большой ценности самих колокольчиков в ту далёкую пору. Здесь можно предположить, что знаменитые колокольные звоны Евразии, Африки, Австралии и двух Америк прежде всего обязаны древне китайским металлургам и мастерам по бронзе.

Но вернёмся к истории, развитию и становлению музыкальных инструментов Китая. Так вот, многие китайские музыкальные инструменты получили своё историческое
продолжение в истории и культуре других народов, став их национальной гордостью и достоянием. Например, шэн, язычковый губной орган (ударение падает на последний слог – С.А.), больше известный как «китайский орган», когда-то по «Великому шёлковому пути» пришёл из Китая в тогдашнюю Персию. Вполне вероятно, что его удивительной игрой и ярким звучанием могли одинаково наслаждаться как царь Дарий, так и Александр Македонский. Завоевав Персию, став одним из важных элементов её музыкальной культуры, «китайский орган» проникает в Европу. В какой-то степени этому способствуют первые крестовые походы...

Так вот, вид данного многоствольного язычкового инструмента, способного производить сложные созвучия, по сей день, невзирая на возраст, позволяет исполнять волнующие мелодии и проникновенную аккордную музыку. Это было и остаётся великим изобретением китайского народа, как изобретение бумаги и пороха, и стало великодушным вкладом китайской цивилизации в мировую культуру человечества. Также и в музыкальную культуру. Например, незадолго до походов Наполеона ( как странно переплетается связь времён и событий – А.С.), французский мастер музыкальных инструментов использовал акустические принципы шэна при создании фисгармонии. В 1821 году немецкий музыкальный мастер на тех же принципах создал губную гармонику, а несколько годами позже – аккордеон. Тут можно сделать некоторые выводы, если русская гармоника создавалась на базе музыкального инструмента немецких мастеров, то родиной обоих инструментов является Древний Китай. И сегодня народную музыкальную культуру народов России невозможно представить без гармони (достаточно вспомнить популярную телепередачу братьев Заволокиных «Играй, гармонь…»), то музыкальную
культуру Запада практически трудно представить без торжественных звуков соборных органов. Вполне можно предположить, если бы древние китайцы не изобрели бы свой губной орган шэн, то спустя века Европа оказалась бы без громоподобного Баха, а Россия - без лиричного Чайковского...

Но вклад Китая в мировую музыкальную культуру на этом не прекратился. Это продолжается до сих пор, и мы тому становимся современными свидетелями. Поясним
это на примере «натуральной темперации». Говоря иначе, настройкой на «точную интонацию», которая позволяет исполнителю легко переключаться между 12 тональностями. «Натуральная темперация» является центральной концепцией древне китайской теории музыки. Она намного практичней и удобней западной настройки
«равномерной темперации», которая делит октаву на 12 равных интервалов. Об этом лучше спросите у музыкантов, а мы скажем, что в ходе последующих реформ музыкальных инструментов – их зачинателем в КНР в 1953 году стал инструменталист-реформатор Чжан Цзыжуй – были созданы «натурально темпированные» модификации губного органа пайшэн, фисгармонии, хроматического ксилофона и ударного инструмента юйгу.

В 1991 году «естественно темпированнная система» настройки была использована в США  при разработке пяти-струнной электронной пианолы, а через год подобная настройка была применена на большом аккордеоне в Германии. Инструменты, использующие данную систему настройки, представляют собой синтез жемчужины древне китайской музыки и современной науки. Они являются неоспоримым важным вкладом китайской нации в мировую музыкальную культуру.

В заключение скажем, своей выдающейся игрой на таких музыкальных инструментах
как губной орган шэн, двуязычковый горн сона, скрипка баньху и поперечная флейта
дицзы, китайские музыканты завоевали множество международных наград и передали
народам всего мира тепло, дружбу и культуру китайской земли.

 P.S. «События» убедительно просят своих читателей и соотечественников обратиться к собственной многовековой музыкальной культуре таджикского народа. Такие признанные и широко известные музыкальные инструментам как дутар, рубоб, най (корнай) и шашмаком могут поведать языком национальной музыки таджиков о своей истории и славе. В следующих номерах газеты читайте материал нашего корреспондента, посвящённый истории музыкальных инструментов и музыкальной культуры народов Республики Таджикистан.


По следам выставки и книге Ван Цзычу "Музыкальные инструменты Китая", любезно предоставленной Майсорой Калоновой (ТОДКС).


Андрей Сметанкин, г. Душнбе, Республика Таджикистан.


Рецензии