Религия и конспирология

        Вам никогда не приходило в голову, что у религии и конспирологии — общие корни?
        В сущности, радостная вера религера в то, что нет на свете случайностей и на всё Божья воля, не слишком отличается от тоскливой убеждённости конспиролога, что за каждым мелким скачком биржевых акций скрываются планы масонов или пришельцев.
        В обеих ситуациях мы видим стремление обнаружить замысел там, где присутствует лишь случай.
        Найти огонь на месте пустоты.
        Что, если подлинным источником религиозных взглядов, равно как и конспирологических, является гипертрофированное развитие мозговых центров, ответственных за взаимопонимание и общение?
        Рассмотрим данную гипотезу подробней. По причинам эволюционного характера в пределах каждого биологического вида могут существовать особи с аномальным развитием той или иной характеристики. Одни обладают избыточно острым обонянием, мешающим спать среди потных сородичей. Другие чрезвычайно дальнозорки, но в то же время неспособны разглядеть близкий объект.
        Обычно аномалии, не способствующие выживанию популяции, отсеиваются по ходу естественного отбора. Но так происходит не всегда...
        В некотором роде сам вид человеческий является аномалией, наделённой избыточным стремлением к получению новых ощущений. Подробней сия тема была раскрыта Михаилом Веллером — http://www.lib.ru/WELLER/kassandra.txt — и я не испытываю желания на ней останавливаться. Как выяснилось по ходу естественного отбора, в целом избыточность нашей нервной системы является скорее полезным, чем вредным фактором.
        Хотя субъективно жизнь каждого человека насыщена множеством страданий, что и не снились иным животным, но зато наше отличие от них дало нам возможность разнести свои гены по всей Земле — включая даже Антарктиду.
        В отличие от иных животных, мы лишены «потолка насыщения». Наши потребности невозможно удовлетворить до конца. Уже поэтому глупы все изображаемые фантастами антиутопии.
        Религия, равно как и конспирология, является побочным эффектом избыточных потенциалов нашей нервной системы. Экстраполяции внутреннего мира на внешний. Субъективного на объективное.
        Дело в том, что область ощущений каждого человека можно условно разделить на две сферы — Сферу Восприятия и Сферу Воображения. Хотя обычно у психически здорового человека они не смешиваются, редко кто-либо в здравом уме принимает собственные фантазии за реальность, но грань между ними тем не менее весьма тонка. И чем активнее воображение у индивидуума, тем она тоньше.
        И человек подвержен этой опасности в особенной степени.
        Его внутренний мир способен по своей яркости не отставать от внешнего, а то и превосходить его. Кажущийся парадокс становится возможным благодаря специфическому устройству памяти.
 Поэтому человек, в частности, способен на самоубийство.
        Этологи подтвердят, что способность к осознанному самоубийству — единственное качественное отличие человека от животных.
        Для человека внутренний мир — первичней. Иногда внутренний мир человека подобен внешнему, в этом случае человек способен пожертвовать собою ради будущего своих близких — которого он не увидит. Но внутренний мир человека может и отличаться от внешнего. В этом случае человек способен пожертвовать жизнью ради не существующих в реальности химер.
        Тонкость в том, что наш Внутренний Мир не является чем-то инертным.
        Он, как и Внешний Мир, является активным началом. В некотором роде можно сказать, что мы и есть наш Внутренний Мир. Но наше сознание — лишь точка соприкоснования Внешнего и Внутреннего Миров.
        Если Внутренний Мир не похож на Внешний, то чья эта проблема? «Внутреннего Мира, то есть самого человека», — так заключаем мы, отводя его в психушку.
        С точки зрения же самого Внутреннего Мира, корнем или источником проблемы является Внешний Мир.
        Человеку — исчезающе малой точке на стыке соприкосновения Миров — не дано отличить первое от второго.
        И даже если он ведёт себя полностью адекватно — это говорит лишь о том, что его Внутренний Мир идеально отражает Внешний. В то время как фантазии и мечты свои он держит в отдельном — изолированном — уголке Внутреннего Мира.
        Теперь рассмотрим, что представляет собою религия, или же конспирология, что, как мы уже убедились, в сущности одно и то же.
        Религер, или конспиролог, не подстраивает свой Внутренний Мир под Внешний, как стараются делать иные люди, чётко разграничивая Сферы Восприятия и Воображения. В конспирелигии задействованы процессы противоположной направленности, а именно — подстройка Внешнего Мира под Внутренний. Строго говоря, поскольку осуществляется сей процесс лишь в воображении субъекта, точнее было бы использовать термин «принятие желаемого за действительное».
        Субъективные законы психики, в которой правят бал ассоциации и скрытые символы, экстраполируются на реальность, которая таким образом одухотворяется.
        Разбухшим отделам мозга не хватает работы, и — вуаля! — человек начинает мысленно наделять сознанием своих домашних животных, предметы интерьера, окружающий мир.
        Ко всем событиям начинает относиться как к спланированным кем-то операциям.
        Американские индейцы верили, что у каждого предмета есть своё маниту, то есть своя душа. Соответственно бережным образом они относились к своему оружию. Здесь, конечно, можно усмотреть обычную попытку суеверного человека контролировать нечто неуправляемое — то есть случайность. Но я полагаю, что контроль над случайностью явился лишь следствием того мировоззрения, которое возникло из стремления одушевить мир.
        Вследствие повышенной развитости мозговых центров общения её носители должны очень хорошо понимать окружающих и обладать высокими — пусть и интуитивными — навыками в области социальной инженерии. Таким образом можно объяснить, как религии смогли не только зародиться, но и получить широкое распространение среди обывателей.


Рецензии