Мысли вслух

Фразы - "противоположности притягиваются", "сходятся похожие люди",
свидетельствует о очень узком взгляде на взаимоотношения между людьми. Каждый
человек выбирает себе другого исходя из той роли которую он играет в настоящий
момент времени. Так человек, играющий роль Гамлета, всегда найдет Дядю, который
"отравит" его родителей. Красная шапочка встретит Волка, Конька-горбунка подарят
Иванушке-дурачку, Спящая красавица не проснется, пока ее не поцелует прекрасный
Принц, Геракл всегда совершит 12 своих подвигов, Маша повстречается с тремя
медведями, Сизиф так и будет пытаться закатить камень в гору, а идиллия Остапа
Бендера и Кисы Воробьянинова видна на улицах не вооруженным взглядом... И каждый
человек, помимо одной основной своей роли, играет еще множество других ролей.
Может получиться, что вчерашний Киса Воробьянинов среди друзей (Остапов
Бендеров), сегодня совершит 12 подвигов, попав в подходящее окружение Немейского
льва, Лернейской гидры или добудет золотые яблоки из садов Гесперид. Спящая
красавица сыграет роль Конька-горбунка, а Маша "утопится", в очередной раз
переродившись в Офелию. Такая сложность в наборе "сценариев" у каждого человека
и определяет интуитивный выбор "дополнения", для главной или вспомогательной
роли, в разыгрываемой сцене. Внимание сказкам и мифам было уделено не для
красоты изложения, еще Юнг пытался найти архетипы в характерах человека, Фрейд
уделял огромное внимание символике, Берн уже открыто говорил о соответствии
судеб людей и их любимых сказок. И какими бы абсурдными или смешными не казались
эти мифы и сказки, не стоит забывать что "во всякой шутке, есть доля шутки",
"сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"... Но и ограничивать
рассмотрение только ими не стоит. Есть еще очень много не написанных сказок и
случаев, еще не ставших легендами, историй жизни, не успевших перерасти в миф...
Но идея выбора остается прежней - дополнение разыгрываемой сцены недостающими
персонажами. Но всегда ли человек руководствуется только играми при выборе? В
большинстве случаев так оно и есть. Мы ведь чаще всего даже и не осознаем в какой
роли мы сейчас находимся, или не хотим осознавать. Любые попытки других людей
"открыть нам глаза", встречают резкий отпор с нашей стороны, так как угрожают
разрушить жизненные установки и уничтожить любимые роли. А от них мы и получаем
наибольший "выигрыш" при контакте с другим человеком, так как они позволяют
уверить самих себя в верности своих действий. Так для примера можно привести
несколько установок:

"Нету счастья на земле" (Гамлет)
"Все мужики - сволочи" или "Попался негодяй" (Красная шапочка)
"Они меня будут помнить" (Конек-Горбунок)
"Никто меня не достоин" (Спящая красавица)
"Я должен сделать то и то, а потом уже жить дальше" (12 подвигов Геракла)
"Все мы бабы стервы" (Маша и три медведя)
"Без труда не вынешь и рыбку из пруда" (Легенда о Сизифе)
"Мне помогут, они лучше знают..." (Киса Воробьянинов)
"Правила созданы чтоб их нарушать" (Остап Бендер)

Красная шапочка каждый раз доказывает и доказывать что "Все мужики - сволочи" и
действительно притягивает к себе таковых. И после каждой неудачной попытки
произносит приблизительно такую фразу... Конек-Горбунок из-за своей
обособленности готов отдать себя на попечение Иванушке-дурачку, не видя другого
способа объединиться с людьми. А умный и без него обойдется... Спящая красавица
все ждет своего принца, которому поставила такое огромное количество
препятствий, что через них никто не проходит. А время уходит... Геракл прежде
чем уйти со службы у царя Эврисфея и начать жить самому, должен обязательно
совершить подвиги. А если он их не совершает, то остается на службе, и вновь и
вновь пытается совершить подвиг, забыв про все на свете... Дальше эти игры могут
усложняться и перетекать одна в другую. Конек-Горбунок может стать Гераклом и
попытаться уйти от Иванушки-дурачка, а последний понимая, что без него не
обойдется, превратится в злого Эврисфея, который ставит невыполнимые "подвиги"
перед новым Гераклом. И тут без Зевса не разобраться. Спящая красавица устав от
того что до нее никто не добирается, находит трех медведей. Сизиф, поняв
бессмысленность своего труда говорит, что "Нету счастья на земле" и "умирает" в
подходящей компании. Человек всегда находит то что или кого он ищет, для
розыгрывания каждой истории жизни даже очень сложной и, казалось, запутанной. Не
ситуации заставляют его выбирать ту или иную роль, а роль заставляет его
попадать в те или иные ситуации и встречать необходимых для этого людей. Даже
если одна роль дошла до своего логического завершения, есть еще множество
других. А вопрос выбора другой роли обычно не встает и выбор снова происходит
бессознательно, в зависимости от поменявшихся (или в продолжении) целей.
Сознательный выбор роли (и соответственно людей) крайне труден. Сначала нужно
понять, что такой выбор вообще возможен, что кроме той роли которую он играет
есть еще много других. К сожалению, для жизни в обществе необходимо играть
определенные роли, без них становятся отшельниками (да и те не свободны в своем
выборе "Я лучше всего мира" или "Злые вы, уйду я от вас!")... Вопрос остается в
свободном, спонтанном выборе роли, не ограничиваясь рамками текущей, не боясь
потерять, а желая приобрести. "Пробить стену головой", чтобы расширить
комнату... И пробив стену притянуть к себе желаемые ситуации и людей, изменить
свои образ мышления, а может повстречаться с еще одним "ломателем стен"...


Рецензии