Родники как перспектива выплыть

Детскую музыкальную студию живого звука «Родники» не отнесёшь к числу постоянных фигурантов нашей «телеразвлекухи» – бесчисленных шоу-программ, в которых напомаженные дети под «фанеру», чаще всего – чужую, вместе со взрослыми «исполнителями» пляшут под телекамерами с муляжами микрофонов. Не вписываются «Родники» в сложившиеся «форматы», насаженные командирами отечественного шоу-бизнеса. Поют и играют только вживую, о чём изначально заявили при создании студии её основатели, высокопрофессиональные музыканты и педагоги Евгений Бондаренко, Евгений Лучников, Виктория Широкова. Вместе с тем в активе коллектива – выступления в Кремлёвском дворце, в ГЦКЗ «Россия», звания дипломантов международного фестиваля «Интерфест». Совместно с И. Кобзоном ребята приняли участие в записи диска «Не замести снегам память», посвящённого памяти выдающегося композитора ХХ столетия Арно Бабаджаняна. Они постоянно сотрудничают с Фондом памяти композитора, находясь под его опекой, принимают участие в концертах, сейчас готовятся к выступлению в Кремле 15 декабря в заключительном концерте Международного фестиваля, посвящённого 85-летию А. Бабаджаняна, который пройдёт в рамках года Армении. А выступления в родном Тушине для своих сверстников, ветеранов округа, всех тех, кто любит хорошую живую музыку, стали неотъемлемой частью жизни коллектива.
Короче, поводов поближе познакомить читателей «ЛГ» с замечательным детским коллективом – более чем достаточно. Но первичный замысел – написать заметку о жизни ребят – неожиданно вылился в материал, затрагивающий большое количество «болевых точек» в области культуры. И, пожалуй, главная из них – актуальнейший вопрос о том, как вернуть детей в лоно нормального процесса посвящения в её величество музыку…
В студии меня ожидал приятный сюрприз в лице старинного друга и соавтора, замечательного музыканта Владимира Петровича Преснякова. Уж кто-кто, а он проявил себя на поприще музыкального воспитания, как никто другой, выдав на-гора подлинную, без всяких «жёлтопиарных» натяжек звезду – настоящего профессионала Владимира
В студии «Родники»
Преснякова-младшего. Для студийцев Петрович, конечно же, живая легенда.
– То, что происходит в «Родниках», в наше время можно назвать если и не громким словом «подвиг», то, наверное, чем-то таким, что абсолютно не вписывается в нашу суперпрагматичную «шоу-бизнесовую» действительность, – начал Пресняков. – И чем больше времени я провожу здесь, тем больше понимаю, что их ключевую, живую воду надо бутилировать и рассылать в виде лекарства всем тем, кто подорвал здоровье, «кося бабки» в «ночниках» и на презентациях. Или по меньшей мере – окроплять лбы и вразумлять хоть таким образом всех строящих бесконечные наши «фабрики» и настырно загружающих ими телеэфиры, пытаясь поставить «производство» звёзд на конвейер. Так, наверное, бройлеров на птицефабрике можно производить вместе с бывшим шоу-бизнесменом Лисовским. Но ребят, которым Бог послал музыкальный талант, надо растить и развивать в них этот дар много лет, с самого детства, шаг за шагом приобщая к настоящей музыке. А опыт и система воспитания, которая сложилась в студии «Родники», я просто уверен, достойна того, чтобы применяться в самых широких, может быть, даже в национальных масштабах!
– Всё ведь довольно просто, – включается в разговор один из руководителей студии Евгений Бондаренко, – для этого всего-навсего надо уйти от шаблонов. Рутинная кружковая работа в системе внешкольного воспитания, из года в год практиковавшаяся у нас, когда дети под чьим-то присмотром что-то там выпиливали, вышивали или играли на каких-либо инструментах, давно себя изжила. И проводится, не будем лукавить, чаще всего для «птички» в журнале, превращая внешкольную работу, скорее, в принудиловку, чем в то, что нынешним подросткам действительно интересно. Мне в своё время пришлось немало поездить по стране в гастрольных коллективах, аккомпанируя нашим звёздам и чаще всего просто имитируя игру на гитаре под звучавшую «фанеру». Сам почувствовал, что это – путь к деградации. Вот мы с моим единомышленником и другом Женей Лучниковым и пришли сначала к идее создания детского музыкального коллектива, а впоследствии, в процессе работы с ним, поняли, что именно действующий творческий коллектив и есть лучший способ музыкального воспитания детей. Они получают возможность сразу взять в руки настоящие «взрослые» профессиональные инструменты, приобщаются к творчеству выдающихся мировых инструменталистов посредством видеомастер-классов, вникают в процесс работы студии звукозаписи и создания профессиональных фонограмм. Да и общение с нашими старшими друзьями и наставниками – В. Пресняковым, членами попечительского совета Фонда памяти Арно Бабаджаняна – И. Кобзоном, В. Шаинским, А. Бабаджаняном, другими мастерами, согласитесь, дорогого стоит. Наши дети, не тратя годы на сложившуюся стандартную систему обучения, достаточно быстро начинают делать то, что под силу взрослым музыкантам. И кстати, уже в 8–10 лет ребята в условиях творческого коллектива, уверен, могут более или менее осознанно определить свои возможности в музыке. А главное – им это интересно. Во время репетиций под нашими окнами толпа подростков стоит! Да вспомните сами, как раньше было. В каждой школе – собственный ВИА, везде были свои ансамбли: и на заводах, и в институтах, и в армии в каждом подразделении. И именно из этих «кузниц» вышли Юрий Антонов, Андрей Макаревич, Юрий Шевчук, Сергей Скачков, Юрий Лоза, те, без чьего творчества невозможно представить нашу музыку последних десятилетий.
– Да уж, сколько известных людей, – продолжил разговор Пресняков, – «шли к микрофону» слишком долгими, кружными путями. Оканчивали техникумы, ПТУ, технические вузы и даже аспирантуры, тратили на другую профессию бесценные молодые годы и только потом приходили в музыку. А здесь всё ясно. Если подросток реально талантлив, обладает всеми необходимыми данными для того, чтобы стать настоящим профессионалом, он к тем годам, когда надо определяться, кем быть, уже готов более-менее рационально определить свою стезю. И это при том, что к профессиональным инструментам, студийной работе и серьёзным сценическим площадкам ему не надо идти столь долгой дорогой. Всё это у него уже есть сегодня, тогда, когда другие только узнают, с какой стороны у рояля клавиши, и учат гаммы в музыкальных школах. Которые, сейчас, кстати говоря, сплошь платные. Отсюда помимо таланта ещё и «нехилый» родительский кошелёк необходим. А если его нет? Что – прощай, талант?..
В приоткрытую дверь протиснулась любопытная детская физиономия.
– Заходи, заходи, не стесняйся, – пригласил Пресняков.
– Наш гитарист Кирилл Буданцев, – отрекомендовал парнишку Бондаренко. – Наш «ветеран», третий год в студии. До этого электрогитару видел только по телевизору. А сейчас уже играет по школе Стива Рей Воена.
– Ну и как, получается? – поинтересовался Владимир Петрович.
– Кое-что получается, – зарделся Кирилл.
– А чего хотел? Говори, коллега, не стесняйся.
– Можете для меня автограф взять у Преснякова-младшего?
– Ну хорошо, не проблема. Вернётся с гастролей, попрошу. Надеюсь, отцу не откажет. Только смотри, занимайся так, чтоб потом у самого автографы просили, – пожелал Петрович вконец засмущавшемуся будущему Стиву Рей Воену.
– Наши дети, сами видите, далеко не из «новорусских» семей, – подключился к разговору, оторвавшись от работы за пультом, Евгений Лучников. – Свои знания и возможность играть на профессиональных инструментах и аппаратуре они получают у нас бесплатно. При одном непременном условии – они должны быть действительно талантливы и очень любить музыку. «Блатных» и «проплаченных» у нас не может быть по определению. И вообще дело это не столь уж финансово затратное, как может показаться на первый взгляд. Сейчас не за такие уж огромные деньги – тысяч за 50–60 – можно приобрести вполне пристойный комплект инструментов и звукоусиливающей аппаратуры. Достаточный для того, чтобы на нём мог заниматься музыкальный детский коллектив. Это в наши молодые годы – гэдээровская «Музима» была верхом мечтаний. А играли-то на неподъёмных свердловских электрогитарах и барабанах, которые выпускал троллейбусный завод в городе Энгельсе. Сегодня вполне приличная лицензионная электрогитара известной мировой марки, пусть даже китайского производства, стоит 3 тысячи. Этого уже достаточно, чтобы не ломать пальцы, как это приходилось делать нам.
– Я думаю, бюджет отдела народного образования любого округа в состоянии найти эти средства и выделить их школам, – продолжил тему Пресняков. – Гораздо больше денег «палится» на не очень нужные и малопонятные мероприятия. А тут – инструменты на балансе школы, директор или завхоз за них отвечают. Хорошо бы ещё найти деньги и на зарплату штатных единиц руководителей коллективов из числа профессиональных музыкантов. Многие ведь из них в результате экономических потрясений девяностых, стагнации и дефолтов, закрытия филармоний и массового расформирования профессиональных творческих коллективов остались не у дел, вынуждены были сменить профессию. Я лично знаю таких немало. Приличные, опытные музыканты, прошедшие большую гастрольную школу в известных ВИА и не «вписавшиеся» в реалии современного фанерного «шоу-бизнеса». Ведь гастролёры из экономии ездят теперь всё больше с мини-диском, а не с аккомпанирующим составом. К этому «эрзац-формату» их приучили устроители концертов, не очень заботясь об интересах зрителей. Бизнес – он и есть бизнес. Поменьше вложить – побольше вынуть. Вот и имеем то, что имеем, – сплошь «фанерно-контрафактную» действительность, из-за которой в цивилизованных странах нас за людей не считают. Как тут не вспомнишь незабвенного Луспекаева-Верещагина из «Белого солнца пустыни», которому было «за державу обидно»… И если кинуть клич, обратиться к опытным практикам-музыкантам, уверен – они обязательно придут. У каждого творца приходит время передавать то, что сам почерпнул в этой жизни, тем, кто идёт вслед за тобой. Это вечный закон, благодаря которому, наверное, и существует человечество, уж простите за пафос. Могу в качестве пожелания руководству нашего любимого Северо-Западного округа, где, как я знаю, много внимания уделяется культуре и работе в этом направлении с детьми, с учётом наработок талантливых музыкантов и педагогов местной студии – Е. Бондаренко, Е. Лучникова и В. Широковой, предложить стать инициаторами, а округу сделаться своего рода стартовой площадкой для такого хорошего начинания. Раз уж музыкальные «Родники» забили на этой земле...
И ребятню с улицы уведём, тех, кто без дела болтается, будучи частым гостем в детских комнатах милиции. А непосредственное общение со сверстниками в коллективе, ощущение «ансамблевости», коллегиального товарищества под опекой опытного, искренне любящего детей и свою работу наставника, уверен, лучший путь в музыку. И это наконец, может быть, позволит что-то изменить в ней. И столь любимую народом популярную музыку наконец избавят от презрительной клички «попса», которую сегодня, к глубокому сожалению, она вполне заслуживает. Тогда и во всём мире, глядишь, нас наконец зауважают. И не только за то, что с Парижским клубом по долгам СССР рассчитались…

Владимир ПОПКОВ
P.S. В репертуаре детской студии есть титульная песня «Родники», написанная для них Владимиром Пресняковым, своего рода гимн студии. А в ней слова, перекликающиеся со знакомой многим поколениям «Улыбкой» Владимира Шаинского:

И бегут ручьи, преград не ведая,
Чтоб назваться именем реки,
С голубого ручейка начинается река,
Ручейки питают родники…

Можно считать эту песню декларацией. Очень хотелось бы, чтобы к этому важному и своевременному разговору, состоявшемуся в детской музыкальной студии живого звука «Родники», присоединились те ответственные лица, от которых впрямую зависит, чтобы «разумное, доброе, вечное» сеялось на российских просторах. И, что очень важно, было вовремя окроплено «живой» водой. Такой, какая бьёт сегодня в «Родниках»...


«Литературная газета»№ 41(6089) 4-10 ОКТЯБРЯ 2006 Г.






 


Рецензии