Репортаж с места могилы

Когда-то в далёком 1829 году известный и талантливый русский архитектор приступил к проекту московского Храма Христа Спасителя. Проект понравился Государю Николаю I и храм был впоследствии возведён. Константин Андреевич Тон, таково было имя архитектора, сделал это в память о павших в битве с Наполеоном солдатах. Но и не только грандиозный Храм Христа Спасителя находится на его счету - ещё Большой кремлёвский дворец, петербургская набережная со сфинксами, Ленинградский и Московский (в Санкт-Петербурге) вокзалы и много других значимых строений по всей стране. Все труды Константина Андреевича проникнуты самоотверженной любовью и глубоким уважением к своей стране и своему народу.

Спустя добрую сотню лет власть в стране изменилась и труды Константина Андреевича новой власти стали не нужны. В 1931 году памятник мужеству солдат, Храм Христа Спасителя, был помпезно и до основания взорван, в результате чего на его месте долго зияла большая лужа. Потом появился бассейн для взрывателей - свято место пусто не бывает.
Но в начале 90-х годов власть вновь начала изменяться, вернее менять своё прежнее лицо. И знаменитый храм был восстановлен на том же месте в знак покаяния. Правда, говорить о духовном возрождении бывших «красных» пока рано.

Юля Ч. с историей и архитектурой родной страны на «ты». Год назад, во время одной из осенних прогулок по Волковскому кладбищу Санкт-Петербурга обнаружила нечто, очень похожее на могилу Константина Тона. Это нечто напоминало заросшую зеленью груду мраморных плит. Естественно, такое состояние культурной ценности, да и просто могилы, ввергает нормального человека в шок и трепет. И потому Юля незамедлительно обратилась в Министерство культуры и Санкт-Петербургский Союз архитекторов, подробно сообщив о проблеме. Ответы не заставили себя долго ждать и были действительно обнадёживающими: «готовы рассмотреть заявку на финансирование реставрационных работ», «разделяем Вашу обеспокоенность состоянием могилы», «имя выдающегося архитектора не забыто», - пестрили чёрные буквы на белоснежных бумагах, подписанных некой Колупаевой, А.С. - начальником Управления культурного наследия, художественного образования и науки. Письмо с примерно тем же содержанием, только чуть более умеренным, было получено и от Союза архитекторов.
Казалось бы, теперь все поставлены в известность и дело за малым - отдать распоряжение да реставрация памятника сразу же начнётся. Но время шло... И идёт дальше. В январе исполнилось 125 лет со дня смерти многострадального К.А. Тона. Юбилей, как никак. «Думала, по этому поводу хоть внимание обратят. Нет, не стали!», - возмущается Юля.

Власть продолжает бурно спорить о том, насколько метров ввысь будет торчать «новая доминанта Санкт-Петербурга» и сколько миллиардов рублей придётся «субсидировать» на переезд «Газпромнефти» из Омска в Санкт-Петербург, а тем временем культурно-этический вопрос ценою в десяток тысяч так и остаётся открытым. Могила некогда знаменитого архитектора постепенно уходит в небытие.


Рецензии