Я открываю свободу...

Никто мне не может подарить свободу, если я не обладаю ею в зародыше сам в себе. Ничего нет более ложного, чем внешняя свобода при отсутствии свободы внутренней. Житель какого-нибудь Чикаго, переживающий то, что дает ему ежедневная газета или радиоприемник, менее свободен, чем философ в одиночестве тюремной камеры.
Б.Пастернак

Свобода - одно из тех немногих ключевых философских понятий, значение которого раскрывается каждому человеку соответственно его личному жизненному опыту. По мере приобретения нового опыта, мы открываем в нем все новые и новые смыслы. Поэтому бессмысленно пытаться дать какое-то единое, полное определение свободе. В своей статье я хочу поделиться с читателем своим опытом познания свободы, опытом открытия для себя новых граней этого понятия.
Прежде всего, оговорюсь, что речь пойдет не о внешней свободе, т.е. независимости от чего-либо или кого-либо. А именно о свободе внутри себя. Очень часто, когда возникает спор о том, может ли быть человек свободен, категоричное «нет» говорят те, кто подразумевают под свободой ее внешнюю сторону. И это естественно, что человек всегда зависим от тех или иных обстоятельств, мнения других людей, той среды, в которой живет. Но мне кажется, намного важнее для каждого из нас понять, что значит быть свободным внутренне, насколько это возможно, и что делать, чтобы этого добиться.
Всем людям свойственно иногда ошибаться, делать что-то не так, как считаешь нужным, из-за каких-либо обстоятельств, подчиняться кому-либо или чему-либо против своего желания. Но свободный человек самому себе, прежде всего, умеет признавать это. Да, я сделал то-то неправильно по таким-то причинам. Поэтому свободным может чувствовать себя только тот человек, который научился быть абсолютно честным с самим собой. И просто, и сложно одновременно. Что же нам мешает быть честными с самими собой? Может быть, страх?
 Наверное, почему мы боимся мнения других людей, более или менее понятно. Мы живем среди них, и если сделаем что-то поперек общественного мнения, то нас могут отвергнуть, а это уже боязнь одиночества. Практически все люди боятся остаться одни.
 Но почему мы боимся себя? Это тоже можно объяснить. Подавляющее большинство людей с детства скованы и насквозь пропитаны различными общепринятыми стереотипами. Это и воспитание, и окружающая среда. Освободиться от такого груза в сознательном возрасте бывает очень трудно. Большинство предпочитают нести его до смерти. Таким образом, где-то внутри нас сидит своего рода общественный контроллер, который не может допустить, чтобы в его ведении что-то произошло, выходящее за рамки существующих жестких норм и инструкций. И мы боимся признаться ему в истине содеянного, выставляем свои поступки так, чтобы они соответствовали этим нормам. Другими словами, мы зависим от собственных ограничений, сомнительных норм и правил, мы боимся показаться себе не такими, как должно, а значит, внутренне несвободны.
Думаю, что любой человек наделен способностью различать добро и зло. И здесь не нужны никакие заготовленные общепринятые нормы. Достаточно только научиться не врать себе, не бояться себя, быть внутренне свободным. А это такое счастье – жить в согласии с собой и чувствовать себя свободным человеком!
Очень часто встречаешься с тем, что свободу отождествляют с анархией, вседозволенностью. Свободным называют человека, который может делать, что хочет. Такому подходу хочется противопоставить христианское понимание свободы. Русский православный философ Иван Ильин писал: «Свобода не есть произвол; ибо произвол есть всегда потакание прихотям души и похотям тела…
Свободен не тот человек, который предоставлен сам себе, которому нет ни в чем никаких препятствий, так что он может делать все, что ему придет в голову. Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность созидать свой дух из материалов своих страстей и своих талантов и, значит, прежде всего – способность владеть собою и вести себя; а затем – и внутреннюю способность жить и творить в сфере духовного опыта, добровольно, искренно и целостно присутствуя в своей любви и в своей вере».
Свободным, на мой взгляд, может и имеет право быть только сильный, высоконравственный, духовный человек. Остальные, считая себя «свободными», являются лишь рабами своих жалких желаний, прихотей, животных инстинктов. И снова не могу не привести слова И.Ильина: «Свобода есть духовный воздух для человека, но для недуховного человека она может стать соблазном и опасностью… (он) обычно воспринимает ее как «право на разнуздание» или как призыв к произволу».
Духовная свобода означает власть человека над своим эгоизмом, своими страстями, греховными чувствами, желаниями – над самим собой. Такая свобода приобретается только при правильной христианской жизни, делающей христианина способным к общению с Богом, почему Апостол Павел и пишет: ...где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3, 17).
Желание противостоять определению свободы как анархии и произвола привело меня к пониманию свободы как свободы воли, свободы выбора. Свободный человек поступает в соответствии со своей совестью и своими принципами и ценностями, не сваливает вину за неудачи на других людей и обстоятельства, а значит, не притягивает зависимость от них, помогает там, где может помочь, не лезет туда, где от него не будет толка и живет так, чтобы самому себя уважать. А самое, главное, для него свобода – это осознание того, что все, чего бы он ни делал, он делает по СВОЕЙ ВОЛЕ. И пусть какие-то обстоятельства вынуждают его порой совершить тот или иной поступок, он понимает, что это все равно ЕГО ВЫБОР, он поступает так только потому, что САМ решил действовать именно так в данных обстоятельствах. Ведь свобода – это не отсутствие границ и рамок. Свобода – это свободный выбор этих границ и рамок.
Понятие свободы открывает свои новые стороны, когда с каждым днем, с каждым новым знанием о себе, о мире, о Жизни чувствуешь, что становишься все свободнее и свободнее внутри. А вокруг видишь много закрепощенных, как правило, самими же собой, людей. Разные люди разных времен, разных национальностей, религий, порой не произнося самого слова «свобода», пишут о ней мудрые вещи, наталкивая на новые размышления на эту тему.
Поэтому добавлю еще один важный штрих к описанию «свободного человека». Это человек, способный к постоянному расширению своего сознания, выходу за рамки субъективных суждений, не скованный жесткими цепями своих представлений о мире, об истине, о Жизни.
В одной из книг эта способность названа «готовностью допустить» (допустить существование того, что пока не вписывается в рамки твоих представлений), «отказом от внешних императивов» (т.е. любых авторитетных однозначных суждений).
По мнению Платона, большинство людей видят лишь отражения предметов на стенках узилища, узниками которого являются, а философом может считаться личность, способная покинуть свою «тюрьму» и взглянуть на природу вещей непредвзятым взглядом свободного человека.
Большинство восточных религий и философских систем имеют своей главной целью привести человека к «освобождению» («мокша» в индуизме и джайнизме, «нирвана» в буддизме, «дао» в конфуцианстве и даосизме и т.д.), под которым подразумевают способность отличать Абсолютную реальность (Истину) от иллюзорности мирских представлений о ней.
Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что некорректно и неправильно говорить об абсолютной, полной свободе, потому что свобода – это не что-то застывшее, раз и навсегда установленное, это своего рода способ жизни. Свободный человек – это человек, идущий путем Истины (Мудрости, Бога), преодолевающий все рамки, ограничения и преграды, возникающие на этом пути. Я не знаю, есть конечная цель на этом пути. Скорее всего, сам путь этот и является целью, потому что на каждом его этапе человек достигает какой-то цели, приближается к истине, но впереди его ждут все новые и новые открытия.


Рецензии