Юбилей. Рамиз Фаталиев

Я в гостях у киносценариста, кинорежиссера, известного зрителю пожалуй, на всем постсоветском пространстве по фильмам - Грачи», «Шестой», «Без свидетелей» и многим другим кинофильмам, созданным по сценариям этого мастера. А всего фильмов около сорока, снятых в разное время и на разных киностудиях бывшего Советского Союза.
 Я у Рамиза Фаталиева, в связи с предстоящим его юбилеем.
 
 Мы беседуем в продюсерском центре, который одновременно является и киностудией. А еще, как я догадалась по наличию съемочной группы и актеров в гриме, незадолго до моего прихода он был еще и съемочной площадкой.

Развешанные по стенам студии портреты акварельных киногероев, фотопробы рождающейся киноленты.  Какой?  Я к сожалению, опрометчиво дала слово этого пока не разглашать, и хоть профессиональный журналистский зуд не дает покоя,  слово  есть - слово. Одно могу поведать, что фильм будет интересным и значительным, как и все то, что было создано этим замечательным киномастером. А еще, что господин Фаталиев в этом проекте выступит не как сценарист, а в роли режиссера фильма.


- Рамиз муаллим, расскажите пожалуйста, - с чего все началось ? То есть, как случилось, что будущий инженер, студент института нефти и химии стал киносценаристом?

- Любовь к литературе. Да-да, благодаря моей маме, которой кроме всего прочего, я обязан тремя вещами - умением играть на фортепиано, знанием - французского и любовью к книге. А вообще до меня в нашем роду людей, связанных с искусством, не было, сплошные инженеры и педагоги. Писать  начал еще в институте, печатался в институтской многотиражке. Там же некто - Джамиль Фараджев образовал тогда любительскую киностудию, он и вовлек меня в это дело. В результате чего во мне родилось осознанное желание - писать для кино.

- И что  потом?

- Потом, на пятом курсе института находясь в преддипломной стадии, поступил на высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве. Для поступления тогда необходимо было представить диплом об окончании высшего учебного заведения, которого у меня к тому времени еще не было, поскольку институт я еще не успел закончить. И меня в виде исключения приняли со справкой о том, что я - студент пятого курса. В 1973 году вышел мой первый короткометражный фильм о продавцах пива, с Фазилем Салаевым и Эльдонизом Зейналовым, после чего и начался мой путь профессионального кинодраматурга.

- Посыпались предложения?

- Да и приглашения - в Киев,  Москву, Душанбе, Одессу, словом всего и не перечислить. Только на киностудии Довженко по моим сценариям снято семь художественных фильмов, среди которых мои любимые - «Грачи» и «Мелочи жизни». В Москве - фильм Михалкова - « Без свидетелей», «Зонтик для новобрачных» Нахапетова. С 1978 года езжу по стране, теперь уже по постсоветскому пространству, работаю.

- Рамиз муаллим, азербайджанский зритель относительно недавно познакомился с многосерийным фильмом по вашему сценарию под названием - «Истина момента».

- По совместному сценарию, сценарий писался по книге Исы Наджафова и  в сотворчестве с журналисткой Эльмирой Ахундовой. Двенадцатисерийный фильм снятый азербайджанской кинокомпанией.

- Насколько я знаю, фильм этот для Вас знаменателен тем, что являлся вашей первой режиссерской работой?

- И первой режиссерской работой, и первый образ Гейдара Алиева в телесериале, кстати, созданный выдающимся российским актером - Александром Балуевым. Позже появилось еще предложение - выступить в качестве режиссера, кампания «Планета «Парни из Баку» пригласила меня снять фильм «Мяхялля-1».

- Я краем уха слышала от друзей проживающих в Москве, о фильме - «Граф Крестовский». Будто бы снят он был в Баку, азербайджанским кинорежиссером…?

- Да, это мой фильм. Российская телекомпания НТВ предложила мне написать сценарий к многочасовому фильму и поставить его. Писался сценарий по мотивам известного романа - «Граф Монте Кристо», но  адаптированным к российской современной действительности. Так вот и возник «Граф Крестовский». Фильм был сделан азербайджанскими силами, съемочная группа во главе с продюсером - Вагифом Асадуллаевым, за исключением разве что гримера из Литвы, была азербайджанской. Да и  сняли его в Баку. Ну, а актерский состав был смешанным - Сергей Никоненко, Юрий Кузнецов, популярный ныне - Ярослав Бойко. Героиня - актриса, явившаяся открытием этого фильма - Надежда Бахтина. Из азербайджанских актеров - Фахраддин Манафов, Рафик Алиев. Похвастаюсь, но картина эта с неплохим рейтингом трижды за небольшой период прошла на НТВ.

- Остается только посожалеть, что с фильмом не познакомили азербайджанского зрителя.

-Ну, это не ко мне, фильм не является моей собственностью.

-Да, понятно, но его могли бы закупить и для наших зрителей…?

-Да, или взять на бартер. Вообще должен сказать, что государство не очень озабочено популяризацией творчества своих художников.

- Что по вашему, сегодня происходит с азербайджанским киноискусством, оно вообще - есть?

- В последнее время вроде наметилась тенденция к его возрождению. Сегодня Рамиз Мирзоев снимает «Иблис» по сценарию - Анара, Октай Миркасимов - фильм  по собственному сценарию, Эльхан Гасумов - по сценарию Натика Расул-заде - фильм - «Мы вернемся».

- Выходит, государство все же  "озаботилось"?

- Выходит - так. Но, что беспокоит,  нет никакой направленности, нет творческих критериев, нет определенного уровня, ниже которого снимать  нельзя.
 
- Возможно это издержки, которые не могли не возникнуть после долгого отсутствия азербайджанского кино? И все в конце концов "устаканится"?

- Возможно.

- Чем сегодня живет сценарист и режиссер Рамиз Фаталиев?

-После «Графа Крестовского» получил несколько предложений от россиян, как режиссер. Но сценарии показались неинтересными, а еще  слегка подустал. Отказался. Принял только предложения по сценариям и написал три 8-мисерийных телевизионных сценария для разных российских телекомпаний. Это - «К сведению состоятельных господ и дам», «Враг государства» и «Русская пятерка». Последний - совместно с Тимуром Вайнштейном, о знаменитой в прошлом хоккейной пятерке - Касатонов, Фетисов.... Ну, а о том, что  делаю сегодня…, я - противник  болтовни  заранее, потому никогда не говорю о том, чем занят в настоящий момент.

- И все же, хоть намекните.

-Пишу сценарий еще для одной компании.
- О чем?

- Не скажу. И приглашен в Азербайджан  снимать полнометражный художественный фильм в качестве режиссера. Сценарий чужой, но уж больно мне понравился. Кроме того, опять представилась возможность поработать с людьми, с которыми уже сделал две картины, и от всего этого испытываю творческое наслаждение.

- Завтра - день Вашего Рождения, как проведете его? Ведь насколько я знаю,- круглая дата? Будет празднование юбилея?

- К понятию – «юбилей» я отношусь неадекватно, считаю, что это не дата в календаре, а настроение, состояние души. А мне сейчас не до празднований, - работа. Поэтому 7 июня - днем буду на съемочной площадке, вечером - в Интернете, на интервью с «Эхом». Ну, а потом… - чай с семьей. Ну а если вдруг изменится настроение, возьму, да и отмечу. Хоть и не люблю я юбилеи…, - грустно посмотрев на меня, улыбнулся он.

***

Интересно, кто придумал это понятие - юбилей? - почему-то подумала я, возвращаясь домой после интервью. И кто решил, что это - праздник? И что справлять его нужно протокольно-помпезно? Чтобы целый вечер звучали  вышибающие слезу,  славословия. И юбиляр по сценарию, в осознании собственной значимости, навеянной всем этим хорошо отрежиссированным представлением, целый вечер должен был бы ощущать себя счастливым? Ему - придумавшему юбилей, человечество должно как минимум, воздвигнуть памятник! За - вредность по отношению к человечеству.
Зачем он, юбилей? Зачем он состоявшейся творческой личности? Самоуспокоение, ощущение удовлетворенности? Или подведение итогов за определенный отрезок прожитой жизни и возможность понять - насколько правильно этим временем распорядился? Через призму юбилея...? А в другие дни? Итогов не подводишь?
И потом, а вдруг покажется, что распорядился неправильно? Вдруг - такое настроение...? Разве есть возможность хоть что-то отредактировать в том, что уже прошло? Человеку - не властному над временем?
 
Человек наделенный талантом, всегда осознает, что ему - многое дано. А как известно,- кому много дано, с того и спрос больше. А спрос - испытания. Безвременье от простоев, когда нет возможности - творить, периоды недовольства собой и обстоятельствами. Зачем он - юбилей? Как своеобразное напоминание человеку, сколько на его жизненном спидометре?  Не нами отпущено, не нам и считать…. Лично я плохо отношусь к юбилеям. Возможно потому, что - женщина, и напоминание о возрасте, да еще - принародно…? Извините! А еще и по той простой причине, что душа человеческая имеет странное свойство - не осознавать количества прожитых лет. И ощущения открытые в детстве, сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни, и человек до конца дней своих - в душе - все тот же  ребенок, впервые осознавший себя в этом мире и мир внутри себя.
И ни наши чувства, ни наши желания, ни наши стремления не меняются, в зависимости от длительности нашего пребывания на земле. И в сорок мы в душе - двадцатилетние, а то и еще моложе. И только дата нашего рождения, припечатанная словом - «юбилей» напоминает нам о сроке, с годами раздражая неумолимостью главного нашего врага - времени. Требуя от нас солидности и жизни, в соответствии с приобретенным опытом возраста.

Нет, не нужны юбилеи! Есть во всем этом какая-то зацикленность, какое-то ограничение и посягательство на свободу души! Нужно только побольше времени, чтобы все успеть. Чтобы создать еще что-то такое...! Что будет лучше, чем все то, что уже есть. Успеть любить, успеть порадоваться всему этому.


Рецензии