В королевстве розовых скал

Впервые я услышал о высеченной в скалах Петре, когда в Иорданию ездили
лишь очень смелые люди. Казалось, что еще долго эта страна будет оставаться
для нас манящей тайной за семью замками. Но неожиданно скоро поездки туда
стали вполне безопасными. Потом, с началом последней интифады, экскурсии
в Иорданию на время прекратились.
 Чтобы пересечь границу с Иорданией, нужно уплатить пошлину за выезд из Израиля, сесть в автобус и купить билет. Девушка в форме проверяет паспорта, и автобус отправляется в свой 200-метровый путь. Потом паспорта проверяет уже иорданский пограничник, и автобус въезжает под арку, на которой написано по-английски и по-арабски Хашимитское Королевство Иордания.
 Входим в здание, где расположены пограничные службы. Смутное чувство опасности, конечно, есть. Но на лицах видим скорее любопытство, чем враждебность. К нам подходит аккуратно одетый худощавый молодой человек. Это наш русскоязычный гид Адель. В Иордании таких гидов пять.
 Адель - чеченец, его предки сто лет назад перебрались в Иорданию, где сегодня проживает порядка 10 тысяч чеченцев. Сами они говорят, что их 100 тысяч. Чтоб боялись! Адель поступил в Дагестанский университет, затем перевелся в университет Грозного. Изучал английский и немецкий языки. Когда в Чечне началась война, уехал оттуда, не окончив университет, но зато женившись на чеченке. По-русски говорит практически свободно. Кстати, чеченцы, черкесы и кабардино-балкарцы составляют костяк иорданской армии. Наш гид улаживает формальности, взяв наши паспорта и деньги за въезд в Иорданию. Иорданская валюта - динар. Он равен 1,5 доллара.
 На стенах - большие и маленькие фотопортреты умершего короля Иордании Хусейна в аккуратных деревянных рамках.
 Стоимость жизни в стране сравнительно невысока. Если работает только мужчина, зарплаты в 200 долларов хватит, чтобы семья могла жить безбедно.
 В людской толпе мало женщин. Одежда на них строгая, максимально закрытая.
 Группа наша маленькая - шесть человек. Кроме меня, жены и наших двоих детей, еще женщина с дочерью. Нас ожидает минибус Юндай. Впереди - знакомство с городом Джераш. Это древний римский город, в котором все прекрасно сохранилось: великолепная овальная площадь с колоннами по всему периметру у главного храма, театр, храм Артемиды, величественная трехсводчатая триумфальная арка, построенная в 129 г. н.э. в честь императора Адриана, римская мощеная улица с колоннадой. Можно увидеть даже камни-люки, которые использовались для поддержания работы городского водопровода.
 У храма Артемиды Адель демонстрирует, как качаются колонны. Если в небольшое пространство между нижней частью колонны и плоскостью, на которой она стоит, положить маленький камешек и вставить лезвие перочинного ножа, то видно, как рукоятка ножа плавно двигается вверх и вниз. Можно также вместо камешка и ножа поместить в это пространство палец и почувствовать, как колонна слегка прижимает его и освобождает. Благодаря этому замечательному свойству и другим секретам древних зодчих мы сегодня можем любоваться всеми этими памятниками человеческой цивилизации, не поддавшимися стихийным бедствиям и времени. Колонны состоят из отдельных цилиндрических брусков, соединенных между собой при помощи металлического штыря в бруске, входящего в отверстие низлежащего бруска. Эффект раскачивания не позволяет колоннам падать при колебаниях почвы.
 Из Джераша направляемся в столицу Иордании. Амман - мегаполис, в нем проживает около 1 млн. человек. В городе работают предприятия цементной, нефтеперерабатывающей, текстильной, табачной промышленности. В древности он был известен как Рабат-Аммон (сегодня городу возвращено это название), а в эллинистическо-римскую эпоху назывался, как это ни неожиданно звучит, Филадельфия. Так что всем известный американский город позаимствовал свое название у древней столицы Иордании.
 Приближаются сумерки, и уже светится неоновым разноцветьем причудливая арабская вязь над магазинами, кафе и ресторанами в битком забитой людьми и машинами торговой части города.
 Бросается в глаза однородность населения - столица, как и вся страна, практически полностью населена арабами. Люди с европейской внешностью - это туристы.
 Амман - город довольно разбросанный, стиль застройки - трех-четырехэтажные кубообразные дома, спускающиеся сверху вниз террасами. В нижней части города частично сохранились римские сооружения, в том числе амфитеатр, в верхней - древние арабские постройки, руины храма Геркулеса.
 Иордания крайне бедна растительностью, мы не увидели ни одного парка.
 Покидаем Амман и движемся на юг, в Петру. Этот переезд занимает порядка трех часов.Уже темно, за окнами нашего минибуса можно увидеть лишь редкие огни вдалеке. Картина довольно однообразная и унылая.
 В Петре размещаемся в гостинице. После ужина выхожу на улицу. Вокруг темно и тихо. Холодно, как бывает вечером и ночью в горах. На крыше четырехэтажного современного здания светятся огромные неоновые буквы: HOTEL SELA. Приятно стоять возле этого светящегося туристского очага посреди совершенно чужеродного и все-таки потенциально небезопасного окружения. Во всяком случае, удаляться на какое-то расстояние от гостиницы не возникает ни малейшего желания.
 Просыпаюсь рано и выглядываю в окно. Первые солнечные лучи, пришедшие на смену ночи, уже угадываются за дальними скалами, а все, что ближе к гостинице, еще выглядит сумрачно в слабом свете зари. Постепенно солнце, поднимаясь, освещает скалу за скалой, и вот уже все за окном освещено ярким солнечным светом. Слышна громкая воинственная речь, передаваемая по репродукторам. Дни, в которые мы посещали Иорданию, совпали с мусульманским праздником, когда совершаются жертвоприношения. После завтрака садимся в наш минибус и направляемся к древней Петре. Отъезжая от гостиницы, видим, как садятся во взятую напрокат машину супруги-иностранцы с годовалым малышом из номера напротив нашего. Потом встретим их, идя по каньону: маленький турист уже путешествовал по городу из скал, удобно устроившись в сиденье за спиной у папы. Вообще в Петре можно увидеть туристов со всего света. Люди преклонного возраста, с палочками, тоже приезжают сюда, чтобы полюбоваться этим чудом.
 Петра была столицей Набатейского царства во II веке до н. э.- I веке н. э. Набатеи - одно из арабских племен.
 Расцвет царства набатеев пришелся на период Второго Храма, вплоть до первых веков нашей эры. Когда персы главенствовали на Средиземноморье, через Набатейское царство проходил торговый путь в Индию. Набатеи управляли обширными территориями.
 Во времена Иуды Хашмонаи у них были дружеские отношения с евреями.
 Петра в переводе с греческого - скала. Русское имя Петр означает тоже самое - твердый, скалистый.
 По древней традиции к Петре нужно ехать на лошадях. Сегодня для желающих соблюсти эту традицию и для тех, кому тяжело идти пешком, парни-проводники предлагают лошадей для езды верхом и повозки. Они выкрикивают надрывно по-английски: Horse Ride! Horse Ride! (Поездка верхом!). Проходя мимо, вы можете услышать и родное: Сус! Сус! (лошадь на иврите).
 Мы отправляемся в путь пешком. Сначала идем по достаточно широкой дороге, по обе стороны которой видим скалы, хранящие следы орнаментов, изображений животных и людей, погребальные пещеры. Постепенно скалы становятся выше, и вот уже не видно неба, и мы идем по созданному природой прохладному и затененному коридору, а высоко над нашими головами сходятся и расходятся вершины скал.
 Петра, розовый город, старше которого разве что наш мир, лежала спрятанная и забытая в течение тысячи лет, пока не была вновь открыта швейцарским исследователем Джоном Буркхардтом в 1812 году.
 Из рассказа нашего гида узнаем, что сильный дождь в Петре - очень опасное явление. Потоки воды со скал устремляются вниз и сметают все на своем пути. В 60-х годах прошлого века здесь погибла группа французских исследователей из 25 человек. Внезапный дождь застал их в каньоне, и они были буквально смыты и разбросаны по скалам водной стихией.
 Проходя по каньону, замечаем вбитые в скалы крюки с протянутым через них канатом. Они использовались во время съемок здесь фильма Индиана Джонс.
 Адель останавливает нас у очередного зигзага каньона и предлагает посмотреть из-за выступающей скалы вперед. Перед нами открывается сказочный вид: в нескольких десятках метров от нас темный коридор каньона заканчивается, и в лучах солнца мы видим фрагмент дворца, полностью вырубленного в красной скале. Его изображение - это визитная карточка Петры. В полном своем великолепии дворец-скала Эль-Хазне (созвучие с русским словом казна не случайно) предстанет перед нами, когда мы выйдем на открытое пространство перед ним.
 Дворец вырубался, как и все сооружения набатеев, сверху вниз. По обе стороны от него видны идущие в вертикальном направлении выбоины-ступени в скале. Они использовались как вспомогательное средство для крепления лесов. Внутреннее пространство дворца также было вырублено из цельной скальной породы. Долгое время люди верили,что за фасадом дворца находятся несметные сокровища, согласуя это с его названием. Предпринимались и попытки добраться до них, но искателей кладов ждало разочарование.
 За нами бежит мальчишка и предлагает купить разноцветные многослойные камни-сувениры. На наше спасибо (по-английски) говорит, протягивая сувенир: Матана (подарок на иврите).
 Из Петры направляемся в обратный путь к границе. Но по дороге нас ждет встреча с еще двумя историко-архитектурными памятниками. Первый находится в 30 км от Аммана, в городке Мадаба (в Библии -Медеба). Это греко-православная церковь Св. Георгия, на полу которой выложена первая мозаичная карта Святой Земли. На этой карте обозначены Ашдод и Ашкелон, Газа и египетский город Мемфис, Иерусалим и Бейт-Лехем. Интересно, что расположение городов на древней карте, датированной VI веком нашей эры, не соответствует их истинному географическому полжению. Вероятно, города на ней обозначили в том порядке, в котором их посещали путешественники.
 Второй объект - гора Нево и церковь на ней. В Библии мы читаем: И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона. И сказал ему Господь: вот земля, о которой я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: Семени твоему дам ее. Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню. И погребен на долине в земле Моавитской, и никто не знает места погребения его даже до сего дня.
 На горе Нево стоит древняя церковь, где сохранилась напольная мозаика, по которой можно составить представление о том, каких животных разводили и какие культуры выращивали в Святой Земле. Сохранилась эта мозаика благодаря тому, что на нее был положен еще один мозаичный слой, который впоследствии был снят и выложен на стене.
 С горы Нево открывается панорама Иорданской долины, реки Иордан, Иерусалима, Иерихо и северной части Мертвого моря.
 Здесь заканчивается наше знакомство с этой удивительной землей.
 Наш ближайший сосед стал для нас ещё ближе. Автобус пересекает границу
 и будто-бы задёргивается занавес сцены, на которой разыгрывался этот
 волшебный спектакль далёкой истории.
 Очень хотелось бы, чтобы наш иорданский гид Адель, который столько знает об Израиле и хорошо знаком с Торой, но еще не бывал у нас, смог к нам приехать.
 


Рецензии