В гостях у вечности

 Сегодня, когда поездки даже в те арабские страны, с которыми у нас был мир, стали нереальными, когда нарушен баланс на лезвии ножа между добрососедскими отношениями и непримиримой враждой и Израиль вновь оказался в пучине арабской ненависти, хочу поделиться своими впечатлениями от знакомства со страной, донесшей до нас свидетельства древнейшей цивилизации - Египтом. Знакомство это состоялось как раз накануне печальных событий последних месяцев.
 Миновав израильско-египетскую границу, вы едете вдоль берега Средиземного моря справа море, слева пески Синайской пустыни. Прямо на берегу моря стоят аккуратные особняки и котеджи. Похоже на Израиль, и вместе с тем непохоже. Между строениями много свободного места. Много песка, воздуха и солнца. Мало зелени.
 Переправа через Суэцкий канал на пароме проходит быстро. Туристский автобус пропускают на паром вне очереди из десятков автомобилей. Ширина канала порядка 150 метров.
 В Каир приезжаем под вечер. Огромный город распластался как сфинкс у ворот в Африку. До трех часов буднего дня его населяют 16 млн. человек. После трех часов каирцев становится 20 млн. люди приезжают с работы. Здесь смешались Европа и Восток. Богатые районы это широкие магистрали и нарядные дома, бульвары и скверы, зеленые проспекты и дорогие гостиницы. Это стоящие сплошной стеной шикарные магазины с витринными окнами в два и три этажа, залитыми ярким светом своего рода завораживающее торговое шоу.
 В районах победнее можно увидеть много домов с недостроенными верхними этажами. Объясняется это тем, что когда семья расширяется, т. е. дети заводят уже свои семьи, она увеличивает свою жилплощадь засчет достройки верхних этажей.
 У входа в гостиницу, в которой мы будем жить, и по углам здания стоят полицейские в белой форме с автоматами на плечах и нарукавными нашивками Туристическая полиция. После кровавой бойни в Луксоре, где исламские экстремисты расстреляли 70 туристов из разных стран, египетские власти всерьез взялись за обеспечение безопасности у туристических объектов.
 За ужином практически вся группа приняла по небольщой дозе крепких спиртных напитков для профилактики какого-то кишечного вируса, свирепствующего в Египте. Об этом нас предупредил наш гид Леня еще на израильской стороне и посоветовал запастись спиртным, что мы и сделали в магазине Дьюти-фри в Яд-Мордехай.
 Поужинав, мы с соседом по номеру вышли на вечернюю прогулку в районе гостиницы. Был четверг, предвыходной день у мусульман, поэтому поздно вечером работало большинство магазинов и лавок. Продавцы просто тащили туристов к своим ярко освещенным витринам и прилавкам, без устали повторяя: Русский? Добрый вечер! Заходи, пожалуйста! Посмотри! Зайдя в супермаркет, удивительно похожий на наши советские универсамы, увидели нашего гида, пьющего кофе у высокого столика. Он посмотрел на полиэтиленовый пакет с просвечивающейся бутылкой английского джина Белая лошадь, который я держал и сказал: То, что русскоязычный турист носит с собой бутылку, это нормально. Но надпись на пакете Магазин Яд-Мордехай на иврите может вызвать нежелательные эмоции у египтян. Поэтому, чтобы не дразнить гусей, я занес пакет в гостиницу, а затем продолжил прогулку.
 В каирские мебельные магазины можно заходить как в музеи. Добротно сработанной и инкрустированной мебелью любуешься как произведениями искусства. Вспоминаются египетские фильмы из жизни богатых людей с роскошными апартаментами, обставленными не менее роскошной мебелью.
 Ходить по улицам египетских городов довольно небезопасное для иностранцев занятие. Светофоров на улицах ничтожно мало. Водители умудряются проезжать в нужном им направлении, не очень заботясь об очередности движения и при этом не сбивать переходящих и перебегающих улицу пешеходов, то и дело ощущающих ветер от колес на своих пятках. Но за пять проведенных в Египте дней я не увидел ни одной задавленной машиной кошки или собаки, которых в Израиле можно насчитать дюжину и более за час-два езды. Там, где машины стоят в ряд одна за другой, они паркуются с расстоянием не менее метра, что также сильно отличается от парковки у нас, где часто бампер одной машины упирается в бампер другой.
 Египетские недорогие гостиницы очень похожи на советские периода застоя и вообще в стране можно окунуться в ту атмосферу семидесятых-восьмидесятых годов в Советском Союзе, по которой ностальгируют некоторые наши соотечественники.
 На следующий день нас ждет знакомство с одним из чудес света пирамидами в Гизе: Хеопса, Хефрена и Микерина. Они видны уже издалека, по пути в Гизу. Когда вы оказываетесь рядом с ними, они полностью захватывают вас в свое магическое поле, из которго нелегко выйти. В утренние часы три стороны пирамиды освещены солнцем, а четвертая в тени. У нее и находится большинство туристов. Сегодня пирамиды представляют собой огромные ступени из монолитных каменных блоков, на которые взбираются самые энергичные из туристской братии. В первозданном виде они были облицованы гладкими плитами, плотно прилегающими одна к другой, но в течение тысячелетий облицовка разрушилась. Лишь вершина пирамиды Хефрена сохранилась облицованной, она как бы покрыта капюшоном.
 Большие помехи осмотру этих уникальных сооружений создают египтяне, зарабатывающие свой хлеб на туризме. По четырем углам пирамид стоят полицейские, которые сначала здороваются с вами по-русски и подают руку, потом предлагают стать между ними и сфотографироваться, а после этого протягивают руку... уже за вознаграждением.
 Торговцы сувенирами работают так: для начала они суют вам в руки подарок, например, белый арабский платок с цветной шерстяной веревкой. Взяв его, вы уже от этого продавца не отвяжетесь обратно он его не возьмет, а ему под ноги подарок вы врядли бросите. Потом в дополнение к подарку он настойчиво предлагает уже купить дешево сувениры, открытки, папирусные закладки и в большинстве случаев добивается своего. Таким образом ваше пребывание у подножий величайших творений нашей цивилизации превращается буквально в бег от полицейских и торговцев.
 Когда туристы выходят из Храма Сфинкса, египтянин в длинной арабской одежде, стоящий снаружи, спрашивает по-английски: Красиво? Когда ему отвечают: Очень красиво!, он протягивает руку, мол, понравилось плати. Глядишь, кто-то и заплатит.
 В последние годы маркетингу обучают в престижных учебных заведениях, для того, чтобы преуспеть в этой профессии нужно обладать целым набором качеств и способностей. Глядя на продавцов сувениров, думаешь: Вот истинный маркетинг, дошедший до нас из глубины тысячелетий. А обучает ему сама жизнь.
 После пирамид наша группа подошла к Сфинксу. Здесь мне пришлось пережить настоящий стресс. Вдоль огромного постамента, на котором покоится Сфинкс, располагаются торговцы сувенирами, но уже в основном дети. Ко мне привязалась девчонка лет семи, предлагая купить гипсовую фигуру Сфинкса за один доллар. Она не стояла со своим товаром на одном месте, как другие, а бегала за потенциальным покупателем. Я несколько раз от нее отмахивался и, наверное, уже купил бы ее Сфинкса, если бы он не был таким громоздким. Я подошел к парню лет пятнадцати, который продавал алебастровые фигурки древнеегипетских богов.
У меня была сумочка-пояс. Туристы из нашей группы рассказывали, что такие сумочки воры очень хорошо умеют снимать. Сумочка была у меня на левом боку.
Я наклонился к фигуркам, взял черного Анубиса и спросил, сколько он стоит. Решив не покупать здесь и отойдя от этого парня, я прошел метров пять, когда меня окликнула та же девочка: Мистер, посмотри!, указывая рукой на сумочку. Можно себе представить мое состояние, когда я увидел, что она раскрыта и в ней нет кошелька с двухстами семьюдесятью долларами. Я метнулся к парню, возле которого стоял, будучи уверенным, что это его работа. На мой вопрос-крик Где мои деньги? он довольно искренне и обескураженно отвечал: Мистер, в чем дело? Что случилось? Я схватил его сумку, понимая, что это совершенно бесполезно, так как мой кошелек уже, наверное, находится в другом месте. Не зная, что делать, я стоял, отказываясь верить в то, что меня элементарно обокрали. В этот момент я ругал себя за то, что не расплатился в автобусе за путевку, т. к. никто с меня деньги не требовал и я решил заплатить в турбюро. Уплатив в автобусе, я бы имел в кошельке уже долларов пятьдесят. И тут возле меня снова появляется малолетняя продавщица и постояв немного, указывает на полиэтиленовый кулек с фотоаппаратом и бутылкой воды, который я держал в правой руке: Мистер, посмотри сюда! В кульке лежал мой кошелек. Я схватил его и уходя быстрым шагом с этого злополучного места стал считать деньги, почти уверенный в том, что оттуда что-то уже исчезло. Не веря своим глазам, обнаружил всю сумму на месте. Девчонка бежала за мной, крича: Мистер, доллар! Доллар! и держа в руках все того же Сфинкса. Я уходил, не оборачиваясь, а вслед мне неслись арабские ругательства и проклятия, о чем можно было догадаться, не зная ни слова по-арабски.
 Люди, которым я об этом потом рассказывал, в один голос спрашивали: Почему же она его вернула? Для меня же до сих пор остается загадкой, когда кошелек перекочевал из пояса-сумочки в кулек сразу или в тот момент, когда я вернулся к парню-продавцу. Очевидным остается факт, что сделано это было ради того, чтобы я в благодарность за ее помощь купил ее товар. Но забрав кошелек с такой суммой, она могла бы заработать неизмеримо больше. Почему она этого не сделала? Может быть, это какой-то кодекс чести, как у воров в законе, а возможно, научившись такому трюку, она его искусно выполнила, не задумываясь о том, что можно пойти дальше.
 Потом, уже в Израиле я думал: Почему я не дал ей этот несчастный доллар, когда все обошлось благополучно? Ведь дома ее ждали отец и мать, и наверное, многочисленные братья и сестры. Но вспоминая те мгновения у древнего Сфинкса, я понимал, что единственным естественным желанием тогда было желание как можно быстрее оказаться в своей группе и в своем автобусе.
 Затем мы побывали в салоне-фабрике благовоний, где нас сначала угостили холодным шиповниковым напитком каркадэ, прекрасно утоляющим жажду в египетскую жару, после чего прочитали на чудовищном русском лекцию о благовониях, намазывая нам на руки содержимое разных флаконов.
Это эссенции, на основе которых можно самостоятельно изготовить одеколон, духи или туалетную воду, разводя их спиртом и дистиллированной водой.
 В галерее папирусов слышим уже чистую русскую речь. Две русские женщины много лет живут в Египте, выйдя замуж за египтян, и работают экскурсоводами. Они рассказывают о технологии производства папируса и демонстрируют этот процесс. На вопрос туристов, не жалеют ли о том, что уехали из России, одна из них отвечает: Что-то теряем, что-то находим. И подумалось, что это могло бы быть ответом, наверное, каждого из нас.
 Вечером у нас была прогулка по Нилу на пароходе с ужином в ресторане и танцем живота. Одна из танцовщиц подошла к нашему столу и спросила: Как там на Украине? Украинские интонации в русском определить несложно. Объяснили ей, что мы уже из Израиля. Где только нет наших! Ужин и фольклорные танцы это, конечно, хорошо, но в это время на обоих берегах Нила можно было наблюдать красивейшую панораму вечернего Каира и я вышел на палубу, чтобы полюбоваться этим зрелищем и вдохнуть прохладный нильский воздух.
 Третий день мы проводим в Александрии, втором по величине городе Египта с населением пять млн. человек. Побывали у взметнувшейся в небо колонны Помпеи, на раскопках римских бань и спустились в подземелье, где была старинная библиотека. Это город в архитектурном плане более европейский. Мы долго ехали по набережной Средиземного моря вдоль бесконечных заполненных до отказа узких пляжей. Пройти по бульвару в центре города оказывается довольно сложно. К вам то и дело подходят продавцы параллельно расположенного рынка и приветствуя вас по-русски, тащат посмотреть на товар. Чтобы сесть перекусить, пришлось найти скамейку вблизи патрулировавшего полицейского, и его соседство как-то остужало пыл александрийских рыночников. Поведение некоторых из них было просто агрессивным. Получить сдачу, покупая что-то в Египте, тоже дело не из легких. По совету нашего гида нужно сначала получить сдачу, а потом уже давать деньги, а не наоборот, как мы привыкли.
 Что касается рекомендаций гидов относительно того, что где лучше покупать, то к ним прислушиваться не стоит, так как там, где они советуют делать покупки как правило, все дороже, чем в других местах. Они привозят туристов в дорогие магазины, чтобы дать заработать их владельцам. И надо думать, небезвозмездно.
 А вообще египтяне очень приветливый народ. Практически все улыбаются, кроме разве что таможенников, которым это не положено по роду службы.
 Вечером едем на уникальное зрелище свето-музыкальное представление у пирамид. Мы занимаем места на зрительной площадке под открытым небом. Звучит музыка Скрябина, композитора-новатора, находившего соответствие музыки и света. Световые лучи разных цветов ложатся на грани древних пирамид, Сфинкса.
 На сооружениях у подножия Сфинкса свет создает картины египетской истории. Это сопровождается голосом диктора, читающего на русском языке текст. Все боится времени, а время боится пирамид в этих словах как нельзя лучше отражены величие и потрясающая воображение прочность этих памятников Древней цивилизации.
 Последний день нашего тура проводим в Каире. Деревня фараонов одно из наиболее посещаемых мест в египетской столице. Это большой парк с каналом, по которому ходят платформы-паромы с рядами сидений для туристов. На берегах канала, густо поросшего папирусом, устроены уголки древнеегипетского быта. Здесь можно увидеть наших современников в одеждах того времени, пасущих скот, ловящих неводом рыбу, делающих посуду, бальзамирующих умерших.
 Даже в каирский полдень здесь приятная прохлада. Среди разнообразных деревьев есть даже украинские плакучие ивы. Дождей в Каире может быть десять-пятнадцать в году и самый затяжной из них идет минут пятнадцать.
 Каирский Национальный археологический Музей богатейшее собрание культурных ценностей цивилизации Древнего Египта. В нем только подлинные экспонаты. Для того, чтобы посмотреть все, нужно, наверное, несколько дней. Поэтому за те два-три часа, которые отводятся на его осмотр, можно лишь бегло ознакомиться с основными залами. Но и этого достаточно, чтобы почувствовать грандиозность творений духа и рук древних египтян.
 Один из самых часто встречающийся символов у египтян жук-скоробей. Он является составной частью многих украшений фараонов. Это насекомое было священным. В романе Болеслава Пруса Фараон описан эпизод, как войско останавливается, когда один из воинов увидел на своем пути жука-скоробея. И в современном Египте этот символ очень популярен.
 Еще одна достопримечательность Каира Мечеть Мухамеда Али, красивейшее снаружи и изнутри сооружение, поражающее изяществом люстр и витражей. Мы снимаем обувь, садимся, по-восточному скрестив ноги, на ковер и слушаем нашего гида. Из мечети выходим на прилегающую к ней площадку с потрясающим видом на полуденный Каир с пиками минаретов, как в мираже чуть дрожащих в раскаленном воздухе.
 Затем нас везут на старинный каирский базар Хан-Эль-Халиль. Перед тем как пройти по его рядам, как бы по инерции после посещения одной мечети, захотелось зайти еще в одну, но уже не для туристов, а для правоверных мусульман.
У входа сдаю обувь в своего рода обувный гардероб и прохожу вглубь длинной мечети. Два часа дня, и на полу с ковровым покрытием расположились, спрятавшись от каирского зноя, верующие. Кто-то спит, кто-то лежит, глядя в потолок. С правой стороны находится помещение, в котором много людей осуществляют, по всей видимости, религиозный ритуал. От желания войти туда я отказываюсь, т. к. инстинктивно возникла мысль: прежде, чем куда-то войти, подумай, как будешь оттуда выходить. Хотя вообще-то эта мысль должна была появиться перед входом в мечеть. Не пройдя до конца мечети, повернул к выходу, дал обувному гардеробщику с протянутой рукой фунт и вышел. На улице мальчишки пристают: Дай фунт, дай фунт!
 Вечером перед отъездом совершаем прогулку по городу. Автобус едет по хорошо освещенным центральным кварталам. Заезжаем в парк, где находится Каирская смотровая башня, затем дворец короля Фарука с казино.
 Ну вот и закончилось путешествие по этой удивительной стране. Утром в обратный путь.
 Будем надеяться, что в самом недалеком будущем Египет все-таки станет нам добрым соседом и мы снова сможем приезжать в гости к ровесникам вечности.
 
 
 
 


Рецензии