Эра железных леди
Конец двадцатого века ознаменовался приходом на политический Олимп женщин
На недавнем семинаре для журналистов в Саратове по вопросам равенства женщин, организованном Фондом ООН в области народонаселения и Союзом журналистов России, зашел разговор о небольшой их представленности в верхних эшелонах власти. Ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор политических наук Надежда Шведова отметила, что сегодня в России нет ни одной женщины-министра, в губернаторском корпусе — одна (Валентина Матвиенко в Санкт-Петербурге). Да и в нынешнем парламенте их число невелико — не превышает 10 процентов (наибольший процент был в Госдуме РФ образца 1993 — 1995 гг.) и 5,5 процента в Совете Федерации. В мире насчитывается около 20 стран, где в парламенте женщины составляют не менее 30 процентов, в их числе Нидерланды, Аргентина, Куба, Испания, Бельгия, ЮАР, Новая Зеландия, не говоря уже о скандинавских странах (35 — 40 процентов). Кроме этого, в некоторых странах женщинам принадлежит главенствующая роль при принятии важных политических решений (в Чили, Финляндии, Ирландии, Латвии, Либерии, Филиппинах они избраны президентами). Еще в ряде стран женщины назначены премьер-министрами: Новая Зеландия, Южная Корея, Мозамбик, Ямайка.
Почему так плохо обстоит дело в России?
Наиболее вразумительный ответ, на мой взгляд, прозвучал из уст первого заместителя гендиректора ИТАР-ТАСС Михаила Гусмана во время радиоэфира на станции «Эхо Москвы». Он отметил, что выборы главой государства женщины — явление все большей демократизации избирательных процессов в западно-европейских странах. Главное свидетельство того, что в нашей стране не было демократических выборов, — это отсутствие за весь период существования СССР женщины — первого или второго секретаря КПСС (даже в союзных республиках). Самое высокое положение занимала Е. Фурцева, она была членом Политбюро. Тогда даже не возникало мысли, что женщина может выдвигаться на пост первого секретаря КПСС.
В сегодняшней России, несмотря на демократические процессы, ситуация не лучше. Две трети женщин голосуют за президента-мужчину, а не за представительницу женского пола. По мнению директора Института социологии РАН Михаила Горшкова, чем лучше живет женщина, тем более успешной она себя считает и в большей степени отдает голос мужчине. Ведь стабильность в ее жизни, успех обеспечивает крепкий тыл, крепкая стена. Эти условия создал мужчина как лидер семьи, и она готова отдать бразды правления. Сегодня на первых местах в ценностном мире у женщин — семья, надежные друзья, дети, престижная работа. Стремление к власти и желание заняться общественно-политической работой на 15-м месте (только у молодых женщин до 30 лет — на 12 — 13-м местах). Правда, на местном уровне в качестве руководителей представительницы прекрасного пола хотят видеть прежде всего женщин. На районном и городском уровнях их контакт сильнее, и женщине хочется прийти и решить проблему как можно более деликатно и спокойно.
Однако женщина-президент — хорошо ли это для государства и общества?
Женское «политическое» счастье
Путей восхождения на политический трон несколько: по наследству (Индира Ганди в Индии, Беназир Бхутто — в Пакистане), в результате острого политического кризиса (Маргарет Тэтчер — в Великобритании, Ангела Меркель — в Германии). Как пишет французская газета «Le Monde», лишь при исключительном стечении обстоятельств (два других кандидата «уничтожили» друг друга) Маргарет Тэтчер и Ангела Меркель смогли взойти на вершину власти. Стоит добавить, что такому стечению обстоятельств сопутствовал экономический кризис в стране.
В Либерии Эллен Джонсон-Сирлиф победила на первых выборах главы государства после 14-летней гражданской войны. Президент Никарагуа Виолетта Чаморро после избрания подписала мирный договор о прекращении огня между партизанами-контрас и правительством после восьмилетней гражданской войны. На Филиппинах Глория Арройон пришла к власти после того, как ее предшественник был опрокинут на волне массовых протестов и беспорядков при поддержке генералов и могущественной католической церкви.
На Украине в прошлом году пост премьер-министра достался Юлии Тимошенко на волне ворвавшейся в страну оранжевой революции. Правда, это произошло на фоне высокого экономического роста (самого высокого в СНГ — 12 процентов), после чего он стал улетучиваться.
В 1980-х годах проверку на прочность прошла «железная леди» — премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. В первые пять лет ее правления сразу возникли три кризиса. Первый — экономический, он сопровождался падением производства, ростом безработицы и инфляции. Во время второго возникла угроза международного унижения со стороны латиноамериканского военного диктатора (аргентинская армия вторглась на Фолклендские острова, которые принадлежали Великобритании). Третий — забастовали шахтеры всей страны, и энергетика британцев оказалась на грани полного разрушения.
В экономике Тэтчер добилась побед путем сокращения расходов на социальные программы, здравоохранение и образование, замораживания роста зарплат, проведения широкомасштабной приватизации. Экономический рост был восстановлен. Победа на военном фронте в итоге привела к свержению диктатора в Аргентине, что упрочило позиции Великобритании на международной арене.
Велика заслуга женщин-президентов (Мэри Робинсон — 1990 — 1997 гг. и Мэри Макализ — с 1997 года по сей день) в проведении экономических реформ в Ирландии. За период их нахождения у власти (с 1990 по 2005 годы) валовой внутренний продукт увеличился в четыре раза, в том числе и на душу населения. Ежегодный темп роста ВВП с 1990 года составляет 6,9 процента, а уровень безработицы за 15 лет снизился с 15,7 до 4,2 процента. Бурно растущая экономика Ирландии, и особенно сектор информационных технологий, в 1990-х годах привлекли к себе внимание специалистов со всего мира. Основными инвесторами стали американские компании, работающие в сфере hi-tech. Сегодня в этой стране расположены европейские центры ведущих компаний — Microsoft, Compaq, Oracle, Intel, Dell, Panasonic, Netscape, Novell, Ericsson и других.
В 2004 году по рейтингу «качества жизни» (учитывались показатели от уровня дохода до семейного благополучия, от общественных свобод до медицинского обслуживания, от равенства полов до погоды), составленному авторитетным журналом Economist, Ирландия стала первой, обогнав Швейцарию, Норвегию, Люксембург и Швецию. Недавно министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк заявил, что Украина намерена воспользоваться опытом Ирландии при проведении экономических преобразований.
В январе 2006 года на второй президентский срок (шестилетку) в Финляндии переизбрана Тарья Халонен. Как отмечают эксперты, за годы ее правления экономика Финляндии вошла в число самых конкурентоспособных. Суоми занимала первые места в мировых рейтингах среди стран с самым высоким уровнем жизни, с низким уровнем коррупции и с самой здоровой экологией. Простым же финнам нравится, что она похожа на обычную женщину из соседнего подъезда. Им импонирует, что Халонен сумела одна воспитать дочь, и даже будучи министром иностранных дел, долго жила в гражданском браке. Лишь став президентом страны, она официально оформила свои отношения.
Однако не всем женщинам благоволили звезды. На Филиппинах в отношении главы государства Глории Арройо, несмотря на переизбрание ее на второй срок в мае 2004 года, неоднократно предпринимались попытки свержения. Сначала в 2003 году военные захватывают в центре столицы отель и торговый центр, диспетчерскую вышку международного аэропорта, затем, уже в июле 2005 года, парламент попытался отстранить ее от власти, пустив в ход процедуру импичмента. В феврале этого года она объявила о введении в стране чрезвычайного положения в связи с попыткой государственного переворота, а в июле произведен арест офицеров и ряда граждан, замешанных в попытке свержения Глории Арройо в 2003 году.
Победившая на президентских выборах в марте 2006 года в Чили Мишель Бачелет уже познала гнев народной толпы. После месячных демонстраций студентов и учеников старших классов главе государства пришлось принять их требования: обеспечить доступность высшего образования для молодых людей (особенно малоимущих), выравнять условия обучения в частных и общественных учебных заведениях, предоставить льготы для проезда в общественном транспорте. Демонстрантов поддержало 83 процента населения. Недовольства вспыхнули из-за того, что вследствие экономического роста казна переполнялась, а обещанной до выборов реформы образования так и не происходило. Волнения учащихся и репрессии против них начали подрывать престиж правящего в Чили социалистического правительства (рейтинг Бачелет за месяц упал с 60 до 53 процентов).
Жесткое решение пришлось принять президенту Либерии Эллен Джонсон-Сирлиф. В рамках борьбы с коррупцией она уволила всех работников Минфина (до окончания расследования). Именно коррупция стала причиной гражданской войны в этой африканской стране, в которой за 14 лет военных действий погибло 250 тысяч человек. Обескровленная страна вынуждена существовать на финансовую помощь от ООН, Всемирного банка, США, ЕС.
Через тернии к звёздам
Борьба за права женщин в конечном счете привела в некоторых странах представительниц прекрасного пола на вершину властной пирамиды. В Ирландии, где 1990-е годы можно смело назвать женскими, изменения произошли в результате экономической модернизации страны после 1958 года и деятельности движения за равноправие женщин в 1960-х годах. Под давлением этих факторов в 1973 году правительство образовало Совет по положению женщин и ввело принцип равной оплаты труда для мужчин и женщин. В 1977 году дискриминация при приеме на работу была причислена к разряду правонарушений. Это привело к существенному увеличению количества женщин в органах государственной власти. В 1990 году первой женщиной-президентом стала Мэри Робинсон. В 1997 году в ходе президентской гонки все три главные политические партии назвали в качестве своих кандидатов женщин.
Как вспоминает президент Финляндии Тарья Халонен, Суоми была первой страной в Европе и второй в мире, которая предоставила женщинам полные политические права, однако долгое время оставались сферы, недоступные для женщин (пост главы государства). «Уже став президентом страны, — рассказала СМИ Тарья Халонен, — я смогла понять, насколько это важно для маленьких девочек. Мы получаем сотни писем от них, и они рады тому, что, строя планы на будущее, могут мечтать не только о профессии учительницы, но и о возможности когда-нибудь стать президентом страны».
Для нашей страны это еще непокоренные высоты — призрачные и далекие. Российский менталитет не воспринимает женщину-борца, а ведь именно такие могут проложить путь к вершине. Мировой опыт показал, что, только обладая железным характером, можно пробить все барьеры, выставленные мужской культурой. Оказавшаяся на «царском троне» женщина на порядок выше любого мужчины, и это пока отталкивает россиян от желания сделать выбор в пользу такой женщины. Есть, конечно, у прекрасного пола эволюционный путь развития, когда появление женских общественных организаций станет насущной проблемой, а объединение их станет организованным (то есть сама жизнь расставит нужные ориентиры). Тогда никакое искусственное «вскармливание» их будет не нужно, как это бывает порой в России, приобретая характер кампанейщины (в нашей стране уже задумались о числе мест в парламенте, закрепленных за женщинами).
Владимир ШАКИЕВ.
01.08.06.
"Республика Башкортостан" № 147
Свидетельство о публикации №206101600069
Это очень грустно, и так не хочется быть железными, коня на скаку останавливать, детей в одиночестве растить и воспитавать, но что делать остается, если мужи не позволяют стать другими? Беда эта наша.
Любовь
Любовь Сушко 16.10.2006 08:46 Заявить о нарушении