Балет о соломе От Доберваля до Виноградова

Немалое количество пленительных деревенек знает балетная сцена. Именно она дарит зрителям возможность оказаться то в Шотландии, где в деревне близ леса, населенного легкокрылыми сильфидами, разворачивается драма девы воздуха Сильфиды и поселянина-романтика Джеймса; а то вдруг, перенесет их в живописный Прованс, где девушки спешат наполнить корзины виноградом а их подруга Жизель, влюбившаяся без памяти в легкомысленного графа Альберта, пройдет за один день большой путь от безумия до прощения.
Герои придуманные Ж. Добервалем два века назад, тоже сельские жители, но судьба их гораздо более безоблачна. Юные влюбленные Лиза и Колен появились на русской сцене в 1800году (сначала в Москве, а затем, спустя 9 лет в Петербурге) и с тех пор не покидали ее, полюбившись зрителям всех поколений. « Тщетная предосторожность», историческое название которой «Балет о соломе, или От худа до добра один шаг» знала немало разных постановок - менялись танцы, но незатейливый сюжет оставался неизменен. Счастью Лизы и Колена, препятствует мать девушки, фермерша Марцелина, желающая отдать дочь не за шалопая, хоть и весьма приятной наружности – Колена, а за деревенского недотепу Алена, сына богатого мельника Мишо. Но находчивые влюбленные с успехом преодолев бдительность Марцелины, весьма пикантным способом, добиваются свадьбы, которая и следует без всякого промедления ко всеобщему удовольствию.
Забавный сюжет привлекал и будет привлекать современных хореографов. Одним из них оказался О.Виноградов. Воспользовавшись сборной музыкой Л.Герольда; не меняя сюжета, но изрядно обогатив его всевозможными шутками, Виноградов осуществил в 1971году, свою оригинальную постановку в Малом театре, ныне здесь же возобновленную.
 Спектакль, словно откликаясь на призыв мудрого почитателя натуры Ж.Руссо, возвращает зрителей, «назад, к природе».
А «природа», созданная на сцене, В.Окуневым необыкновенно хороша.
Кто- то узнает в росписи дома и животных - родную, «дымчатую» гжель, а кто- то перенесется мысленно в далекую Голландию с ее бело-голубыми печными изразцами, но и те и другие почувствуют себя необыкновенно уютно на аккуратной ферме Марцелины.
Но вот и сама хозяйка появляется в дверях дома и выход ее весьма комичен: сначала высовывается нога нашаривающая туфлю, потом…зад, ну а потом и все остальное. Роль «комической старухи» традиционно отдана танцовщику и М.Подосенов справился с ней самым достойным образом. Взрывы веселого смеха, которые под конец спектакля никто и не старался сдержать, сопровождали каждый выход его «опростоволосившейся фермерши».
Вслед за матушкой выскочила из дома, навстречу зарождающемуся дню, озорница-дочка. Хореография Виноградова демонстрирующая резвость и непоседливость Лизы, очень сложна: здесь и необычные поддержки с партнером, и прыжки самых причудливых сортов, и прихотливое кружево вращений, но для очаровательной Лизы- Т.Мильцевой выполнить все это с блеском, не составило никакого труда. Помогли балерине необыкновенно воздушный прыжок, безупречное владение техникой и конечно природные живость и обаяние, без которых партия Лизы не может состояться.
Не успела девушка появиться на поляне перед домом, а пылкий возлюбленный «уже у ее ног» и готов осыпать любимую поцелуями. Колену в исполнении А.Маслобоева, технические трудности: всевозможные прыжки и вращения по кругу, каскады двойных воздушных пируэтов – покорились без труда, а вот влюбленность он играл менее убедительно.
Череда замысловатых дуэтов была исполнена артистами живо, радостно и непринужденно, причем все они, по желанию хореографа, заканчивались невинным поцелуем героев.
Мишо ( В.Рябков) с сыном Аленом ( А.Кузнецов) , дорогие гости на ферме Марцелины, словно покинули страницы комедий Мольера. Тучный мельник явно хочет выдать себя за дворянина. На нем малиновый камзол, дорогие панталоны, а довершить впечатление о безусловной знатности владельца призвана модная шляпа. Но куда забавней папаши его сын, ботаник. Ботаник в прямом смысле слова. Инфантильный молодой человек, очень увлечен ловлей бабочек и прочих жучков- паучков. А.Кузнецов в этой роли неподражаем. Партия лишена технических трудностей и танцовщик может использовать лишь свои актерские возможности, коих у Кузнецова оказалось в избытке. Смешным выглядело все -- от ловли насекомых; до обнаружения невесты в неглиже под ручку с соперником – Коленом, когда мастерски съехав с перил, Ален-Кузнецов пытается знаками объяснить любезнейшей публике, что именно он только что увидел. А уж когда узнав о свадьбе, герой Кузнецова решает покончить с собой, выбежав на сцену с веревкой на шее, смеху в зале нет конца, а это самый лучший показатель состоявшейся партии в этом спектакле. Те читатели, которые всерьез разволновались за судьбу симпатяги Алена могут не беспокоиться – несостоявшемуся жениху молодожены в качестве компенсации преподнесли игрушечную лошадку, которую Ален тотчас же оседлал, счастливый и вполне удовлетворенный обменом.
Последняя картина долгожданного свадебного праздника также как и три предыдущих не разочаровала зрителей, в ней хореограф дал возможность станцевать и Марцелине, и любезным пейзанам выделив при этом четверку подруг и удалым саботьерам, танцевавшим в самых настоящих сабо. Д.Салимбаев, А.Омар, А.Чесноков, И.Филимонов исполнили танец мастерски и с жаром. Три танцовщика имели соло, и каждый блеснул чем-то своим: один прыжками, второй почти цирковыми трюками, третий воздушными пируэтами.
Ну и, конечно, танцевали счастливые влюбленные! Хореограф не пренебрег классическим построением па-де-де , но вместо лирического адажио, полагающегося перед вариациями виновникам торжества, отдал предпочтение весьма подвижному дуэту. Что ж хореограф конца XX века имел полное право отступить от канона.
 Вариация невесты порадовала неторопливой, женственной пластикой; жемчужными переливами па-де-буре; головокружительно- смелыми вращениями. Вариация же красавца- жениха, заставила зрителей затаить дыхание, так много в ней было разнообразных пируэтов, следовавших один за другим; прыжков, которые в затейливых связках с другими па оставляли ощущение новизны и оригинальности хореографии.
Завершился спектакль непременным фуэте балерины и общей кодой, после которой на сцену «прискакал» бравый наездник Ален и помахал всем на прощание рукой.
 Театр не прогадал, вернув себе прелестную «безделушку» Виноградова способную поднять настроение даже самому безнадежному пессимисту! Так что если захотите побывать в чудной деревеньке где поют настоящие птицы, и светит ласковое солнышко; где жители милы, гостеприимны и к тому же замечательно танцуют – непременно приходите в театр, на « Тщетную предосторожность».


Рецензии