Что творится закулисами вто?

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Что творится закулисами ВТО?
Вот уже более 10 лет Россия отстаивает право войти во Всемирную торговую организацию. С каждым годом членов ВТО становится все больше и больше, и с каждым из них нашей стране приходится вступать в новые переговорные процессы. Сейчас членов ВТО 150, в том числе и часть бывших республик Советского Союза — страны Балтии, Грузия, Армения, Киргизия, Молдова. На разных стадиях переговоров о вступлении находятся Россия, Украина, Казахстан, Беларусь.
Почему же все-таки Россия еще находится в прихожей ВТО, тогда как некоторые менее развитые страны (Албания, Бангладеш, Габон, Камбоджа) уже давно являются завсегдатаями этого торгового клуба?
Все заключается от условий вхождения в ВТО. Можно до предела либерализовать внешнеэкономическую деятельность, а потом остаться без собственного продовольствия и промышленности. Опыт Киргизии (год вступления в ВТО — 1998 г.), Грузии (2000 г.) и Молдовы (2001 г.) свидетельствует, что вступление в ВТО автоматически не ведет к экономическому росту, а на начальных стадиях может даже создавать преграды для роста. Как отметил по прошествии двух лет с момента вступления Армении в ВТО депутат Национального Собрания Армении, доктор экономических наук, профессор Татул Манасерян, единственный «выигрыш» от членства в ВТО заключается для нас в том, что мы широко распахнули двери для чужой продукции. Конкурентоспособность страны за этот период не повысилась. В Саудовской Аравии (дата вступления в ВТО — декабрь 2005 года), согласно оценкам экспертов этой страны, ВВП в течение пяти лет с момента вхождения страны в торговое сообщество снизится на 3,14 процента. Наибольший спад будет в сфере недвижимости, сельском хозяйстве, финансовой сфере, электроэнергетике. Возможные негативные последствия такого действия заключаются в увеличении государственного долга, росте безработицы и перенасыщении рынка потребительскими товарами.
Многое зависит не только от готовности к вступлению в ВТО, но и от терпения и упорства, проявляемые в переговорном процессе. Китай 15 лет добивался для себя наиболее привлекательных условий. В итоге по некоторым позициям в проигрыше оказались США и ряд европейских стран. Так, договоренность о беспрепятственном ввозе в Америку из Поднебесной китайской продукции, тогда как в КНР сохранились некоторые пошлины и квоты на ввоз американских товаров, привела производителей из США. В страхе и металлурги: производство стали, которую Китай до этого импортировал, ежегодно растет на 20 процентов и вскоре может сделать эту страну ведущим в мире экспортером этой продукции. До сих пор действуют протекционисткие барьеры на автомобильном и страховом рынках КНР. Лишь на шестой год (в 2007 году) членства в ВТО Китай обязался снять значительную часть остающихся таможенных барьеров и начать либерализацию наиболее закрытых рынков (например, страховой рынок).
Однако не всем странам удалось договориться до желаемого перечня преференций (льгот, отсрочек, субсидирования) и ограничения доступа иностранных корпораций на национальный рынок. Саудовская Аравия разрешила зарубежным страховым компаниям открывать филиалы и представительства, создавать совместные предприятия с долей иностранного капитала 60 процентов (в банковской сфере применяется такая же схема). В сфере телекоммуникаций доля иностранного капитала в предприятиях отрасли к 2009 году достигнет 70 процентов. К тому же, в течение 10 лет после вступления в торговую организацию королевство обязалось снизить импортные тарифы до среднего уровня в 12,4 процента (для продукции сельского хозяйства) и 10,5 процента (для продукции других отраслей).
Литва обязалась в течение пяти лет на 20 процентов сократить государственную помощь сельским производителям, а также полностью отказаться от экспортных субсидий. Киргизии перед вступлением в международный торговый клуб пришлось выполнить ряд строгих условий: она резко снизила таможенные пошлины, а на некоторые товары их вообще отменила, упразднила лицензирование, ввела единый законодательный режим для местных и зарубежных производителей. Однако продвижению киргизских товаров на внешний рынок вступление в ВТО не помогло: западный рынок не принял неконкурентоспособные товары из отсталой центрально-азиатской республики. Соседи — Казахстан и Узбекистан — также закрыли свои границы для киргизских товаров. Казахстан ввел еще и жесткие квоты для транзита грузов из Киргизии. Вхождение в торговую организацию, приватизация и другие либеральные проекты не сделали киргизскую экономику привлекательной, наоборот, создав ряд серьезных проблем (коррупционная сеть, мощный теневой сектор). В конечном счете, это привело к политическому кризису в стране и смене ее руководства.
Подписание соглашений со странами-членами ВТО не означает, что они не будут нарушать взятые на себя обзательства. Это в большей мере относится к США, ЕС и Японии. Америка давно в ВТО ведет политику «двойных стандартов». Только после того, как Совет Всемирной торговой организации и аппеляционная инстанция пригрозили Америке введением пошлин в отношении американских производителей-экспортеров (их потери могли превысить два миллиарда долларов), в США приняли решение об освобождении европейских, японских и других импортеров металла от таможенных пошлин.
Так же дело обстоит и с государственной поддержкой сельского хозяйства. В странах с высоким уровнем демократии фермеры отстаивают свои интересы, добиваясь высокого уровня субсидирования. В то же самое время эти страны стараются любыми способами свести на нет дотирование сельского хозяйства в других государствах (бесконечные переговоры по вступлению в ВТО между США и Россией). В прошлом году в Америке на сельское хозяйство было выделено 25 миллиардов долларов (в нашей стране — шесть миллиардов рублей). Однако такое различие в финансировании никак не повлияло на Америку в решении затянувшегося договорного процесса. Сначала США добивались от России более мягкого таможенного режима для ввоза мяса птицы, сейчас уже ведется разговор о говядине. Страдает отечественный производитель. Статистика подтверждает, что сегодня от уровня государственных дотаций зависит многое. Прежде всего выживаемость фермеров. Субсидирование иностранной продукции делает товары неконкурентоспособными на национальном рынке: и по цене, и по качеству. В России это уже становится реальностью. Конечно, только в таком случае (когда субсидирование западной продукции составляет от 30 до 50 процентов в себестоимости) импорт продовольствия в нашей стране может достигнуть 40 процентов. В интересах национальной безопасности пороговое значение не должно превышать 15 процентов. Согласие же России на западные условия в АПК, считают экономисты, приведет к росту импорта продовольствия до 70 процентов.
Субсидии, предоставляемые сегодня богатыми странами лишь усиливают неравенство, которое больно бьет по экономикам беднейших стран. Доля сельского хозяйства в мировой торговле стабильно падает (с 38,5 процент в 1950-е годы до 7 процентов в начале 2000-х годов) и представляет 4 процента от мирового ВВП (в РФ — около пяти процентов). В то же время доля сельского хозяйства в беднейших странах достигает 60 процентов, в сфере АПК занято около 70 процентов трудоспособного населения. Вот почему сельскохозяйственный протекционизм богатейших государств вредит развивающимся странам и обрекает огромное количество людей на нищету. Характерный пример — удвоение средневзвешенных тарифов на импорт продукции из развивающих в развитые страны (с 3,3 процента в 1990 г. до 6,6 процента в 2002 году), в то время как тарифы на экспорт из ЕС сократились с 7,9 до 6,4 процента за этот период.
Уровень государственной поддержки и таможенных пошлин давно стали главными препонами динамичного и стабильного развития ВТО. Главные камни преткновения — нежелание США снижать уровень госдотаций фермеров и агроэкспортных фирм (невыгодно для бедных стран), стремление ЕС сохранить протекционисткие тарифы на импорт любого сырья (невыгодно для бедных стран), а Бразилии и Индии — на промышленные товары. Никчемность переговоров не перестает быть одним из самых значительных разочарований для беднейших стран в отношении самого запущенного аспекта мировой торговли — сельского хозяйства. Перекосы и дискриминация в области АПК на «зажиточном» Западе ограничивают доступ на мировой рынок для менее развитых стран.
Единственный способ благополучного сосуществования в рамках ВТО — жесткая позиция на переговорах и максимум выгоды от вхождения (продолжительный переходный период с большим числом льгот и преференций, закрытость некоторых рынков).
Владимир Шакиев,
кандидат экономических наук.


Рецензии