Уголок Тартарии. Сноски к повести

СНОСКИ К ПОВЕСТИ «УГОЛОК ТРАТАРИИ» В СКВОЗНОЙ НУМЕРАЦИИ
1.
Большинство сведений о Приморском (Зауссурийском) крае, его городах и поселках, реках и дорогах почерпнуто из сайтов Приморского края Всемирной паутины. Много нового и полезного дала книга «Дерсу Узала» знаменитого исследователя Дальнего Востока В.К.Арсеньева, а также статьи на сайтах действительного члена Русского географического общества Е. Суворова, авторов А. Медкова, А. Паничева и др.
2.
Речь идет о художнике, гравере, путешественнике и писателе Утенкове Д.М., авторе книги «Открытие Сибири», историко-географическом повествовании для юношества (М.: Издатель-ская группа «Прогресс», «Пантея», 1998).
Демьян Утенков, известный далеко за пределами России как художник-график, в течение более 25 лет путешествовал по самым отдаленным уголкам Сибири, не один раз повторив маршруты русских первопроходцев: Ермака, Пенды, Стадухина, Пояркова, Москвитина и многих других. Эти фамилии кроме, правда, Ермака, практически неизвестны и после прочтения книги становится неудобно за эти незнания и спасибо автору за столь интересное повествование. При этом книга так прелестно иллюстрирована автором, что хочется всем пожелать с ней познакомиться и не только юношеству.
3.
31 августа 1947 г.впервые поднялся опытный экземпляр самолета-биплана Ан-2. По аналогии с бипланом По-2 новинку также окрестили "кукурузником". За уникальные летные качества биплана, его универсальность и экономичность Олег Антонов со своим КБ был приглашен в Киев, и уже в марте 1948 г. Киевский авиазавод начал серийный выпуск Ан-2. В то время экс-плуатировались перкалевые "этажерки" По-2 и такие же перкалевые водоплавающие "шаврушки" Ш-2, не имевшие даже закрытых кабин. Ан-2 круто изменил положение на местных линиях. Хорошая грузоподъемность (1500 кг), закрытая и даже отапливаемая кабина, мощный (1000 л.с.) и экономичный (140 кг/ч) двигатель, неприхотливость в эксплуатации и обслуживании и уникальные летные качества за пару лет сделали новый самолет главным воздушным извозчиком страны. Ан-2 эксплуатировался с колесным, поплавковым и лыжным шасси. Но удар по эксплуатации самолета был нанесен еще при СССР. Во-первых, потому, что серийное производство Ан-2 перевели в Польшу, а это привело к удорожанию машин. Во-вторых, поршневый двигатель "кукурузника" работает на авиабензине, который производился только на одном Уфимском НПЗ, и производство которого стали сокращать еще в 70-е годы. Экономические преобразования 90-х годов свернули эксплуатацию Ан-2. Этот самолет, как и МиГ-21 и Ми-8, своего рода авиационные «автоматы Калашникова», их знают во всем мире.
Самолет Ан-3Т - модернизированный вариант Ан-2, производится сегодня по конверсии на Омском заводе. По расчетам специалистов, стоимость эксплуатации самолета Ан-3Т будет в пять-шесть раз ниже, чем вертолета, при этом стоимость самого самолета в четыре раза ниже стоимости вертолета Ми-8МТВ.
4.
Вот и первый авиационный термин: УВД – управление воздушным движением. В службе УВД для обнаружения воздушных объектов – самолетов, используют радиолокацию, - область радиотехники, предметом которой является поиск и обнаружение воздушных объектов, определение их координат и параметров движения, а также их распознавание с помощью радиоволн. В авиации применяется два вида радиолокации: первичная и вторичная.
Первичная радиолокация или радиолокация с пассивным ответом основана на приеме соб-ственного сигнала, отраженного от обнаруженного воздушного объекта и вся информация о нем может быть получена только из анализа этого сигнала. Радиотехническое устройство, использующее этот принцип, называют чаще первичным локатором или радиолокатором, реже пер-вичной РЛС – радиолокационной станцией. Но чаще всего – к сожалению, просто радаром (к сожалению, потому, что термины РЛС, радиолокатор – это послевоенный расцвет отечественной радиолокации).
Вторичная радиолокация или радиолокация с активным ответом основана на приеме и анализе сигнала, переизлученного установленным на обнаруженном воздушном объекте радиоло-кационным ответчиком – активным ретранслятором. Наземное радиотехническое устройство, использующее этот принцип, называют чаще наземным или самолетным запросчиком, реже вторичным радиолокатором, вторичной РЛС, а ретрансляторы – самолетными ответчиками.
Самолетные ответчики способны передать наземному запросчику, помимо местоположения самолета, дополнительную информацию: его бортовой номер, абсолютную высоту полета, сведения об остатке топлива и другую служебную информацию, например, ситуацию на борту самолета: сигнал об аварии. Современные ответчики начала XXI века уже способны передавать информацию о путевой скорости, путевом угле, направлении и скорости ветра, истинном курсе и высоте и собственных географических координатах.
5.
Эшелон - рассредоточение воздушных судов по высоте на установленные интервалы.
6.
 ОрВД – организация воздушного движения осуществляется в рамках Единой системы ОрВД Российской Федерации (сокращенно ЕС ОрВД России) федеральным государственным унитарным авиапредприятием «Госкорпорация по ОрВД», в состав которой входит 19 дочерних предприятий – филиалов, то есть Россия условно разбита на 19 регионов. Впрочем, процесс этот не стабилизировался, и намечаются тенденции к укрупнению филиалов путем их объединения. За каждый участок отвечает конкретное авиапредприятие – филиалы Госкорпорации по ОрВД. А ведь какие огромные территории им подчинены!!! Камчатский, Красноярский, Иркутский, Магаданский, Хабаровский, Якутский и другие регионы по площади равны или превышают площадь многих государств. У каждого авиапредприятия – десятки подразделений, раскиданные в разных концах области или края. И это все люди, много людей. Россия располагает очень сильным составом авиационных специалистов. Как правило, каждый из них имеет одно или два высших образования и три-четыре вида переподготовки. Только такие специалисты, такой личный состав авиации России мог выдержать те нагрузки, которые легли на его плечи в эпоху нынешних перемен. Именно эти люди смогли совершить, казалось невозможное – сохранить ЕС УВД СССР и начать ее реорганизацию, а позже и модернизацию. Сегодня ЕС ОрВД России совер-шенствуется в рамках «Концепции модернизации и развития Единой системы организации воз-душного движения Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ.
Здесь и ниже использованы материалы специального выпуска журнала «Авиары-нок/Авиационно-космический журнал стран содружества», №№11-12 (26-27) 1999, 1-2 (28-29) 2000, в частности по Хабаровскому краю – статья В. Зиновьева «Главная цель – повышение ка-чества аэронавигационного обслуживания», журнал «Авиарынок», с. 34-35.
7.
ICAO (International Civil Aviation Organization) – международная организация гражданской авиации. СССР вступил в ICAO в 1970 году и с тех пор Россия является ее активным участником, хотя некоторые рекомендации часто бывают направлены против нее.
8.
Радиотехническая позиция двойного назначения содержит в своем составе радиотехнические комплексы и средства наблюдения, пеленгации и управления полетами, средства ближней навигации и связи, а также наземные запросчики государственного опознавания, принадлежащие как ЕС ОрВД, так Минобороны. Они предназначены для совместного использования граж-данскими и военными оперативными органами ЕС ОрВД и МО. Функционирование такой пози-ции осуществляется на договорной основе о совместной деятельности.
9.
«Американская модель» предполагает использовать внутри страны только средства вторичной радиолокации. При создании системы ПВО в США был преувеличен фактор неуязвимости Североамериканского континента, со всех сторон прикрываемого океаном, и в оперативном построении системы предполагалось ведение борьбы лишь на дальних рубежах. Поэтому во внутренних регионах страны отсутствуют наземные средства пассивного (первичного) обнаружения. При этом развитая сеть ВРЛ выводится из работы преднамеренным выключением на борту самолетного ответчика, и отметка сопровождаемого ВРЛ воздушного судна пропадает с экрана индикатора наземного запросчика – диспетчер «теряет» самолет и его экипаж бесконтрольно может выполнять любые маневры.
На отечественных радиотехнических позициях, независимо от того, находятся они на гра-нице или внутри страны, размещаются два локатора – ВРЛ и ПРЛ, при этом второй обычно находится в дежурном режиме.
Прагматичные американцы «экономили» на ПРЛ, поскольку стоимость ВРЛ составляет всего треть стоимости ПРЛ. Такую технико-экономическую политику США активно внедряли в 90-х годах в России с целью закупок ВРЛ американского производства.
Как отмечают политические аналитики, террористические акты против США начали новый отсчет в мировой политике. Не могли они не повлиять и на техническую политику, проводимую мировым сообществом и в частности Россией в области ОрВД. События 11 сентября 2001 года внесли свои коррективы, и сейчас не учитывать «фактор камикадзе» нельзя.
10.
 УКВ-связь – ультракоротковолновая радиосвязь, термин, принятый в России еще в 30-е годы. Вообще в стране существует несколько классификаций деления частотного диапазона радиоволн. Это по длине волны: ДВ, СВ, КВ и УКВ, то есть длинные, средние, короткие и ультра-короткие волны. Такое обозначение используется обычно при маркировке шкал бытовых и профессиональных радиоприемников, и это было обосновано, когда в радиотехнике использовались частоты до 300 МГц (300 000 000 Гц) – метровый и дециметровый диапазоны волн. К концу 30-х годов с появлением радиопередатчиков (клистронов и магнетронов) сантиметрового, а позже и миллиметрового диапазонов волн, эта классификация перестала удовлетворять специалистов, и стали делить частоты по их величине: ОНЧ (3-30 кГц), НЧ (30-300 кГц), СЧ (300-3000 кГц), ВЧ (3-30 МГц), ОВЧ (30-300 МГц), СВЧ (3-30 ГГц), КВЧ (30-300 ГГц) и ГВЧ (300-3000 ГГц), то есть очень низкие, низкие, средние, высокие, очень высокие, сверхвысокие, крайневысокие и гипервысокие частоты.
Эти термины использовались до конца 80-х годов, а потом, к большому сожалению, на-чалось безграмотное использование американской терминологии, которое продолжается и сего-дня. Например, сейчас говорят так: «комплект из микроволнового ресивера с “set-top box” (в переводе – часть коробки наверху) и сателлитовой тарелки», хотя инженер 60-х годов ХХ века сказал бы, наверное, так – «комплект спутникового ТВ, включающий зеркальную антенну и СВЧ-приемник с предварительным усилением».
Вообще низкая терминологическая культура американцев известна давно, здесь можно привести много примеров, так остронаправленную диаграмму направленности спутниковой антенны они называют «карандашным лучом», а косекансную обзорной РЛС – «перевернутым хвостом бобра», а в бытовых радиоприемниках вообще полная мешанина в терминах. Общепринятые сегодня обозначения, например «105,7FM» или «70АМ» означают 105,7 МГц в диапазоне УКВ с частотной модуляцией (ЧМ) сигнала и 700 кГц в средневолновом диапазоне с ам-плитудной модуляцией (АМ) сигнала.
В целом это разъяснение конечно иначе как брюзжанием не назовешь, но, тем не менее, мечта Никиты Сергеевича Хрущева все-таки сбылась – хоть в чем-то догнать и перегнать американцев – так это в уровне всенародной дебилизации мы Америку догнали, а местами и перегоняем!
11.
Меандр – река в Африке, интересна тем, что ее русло извивается серпантином почти под прямыми углами. По аналогии с рекой, с легкой руки американцев, так стали называть в радио-технике последовательность прямоугольных видеоимпульсов с одинаковыми длительностью и интервалом. Здесь же в тексте хочется читателя увлечь жаргоном радиоспецов – обыденными словами так называемой «интеллигенции» в авиации – радистами, но не теми, кто строчит азбукой Морзе, а кто обслуживает радиоэлектронное оборудование.
12.
КДП – командно-диспетчерский пункт, место, куда стекается вся информация о воздушной обстановке в аэродромной зоне, работе всех средств обеспечения полетов. Его персонал – руководитель полетов, диспетчеры, сменные инженеры обеспечивают полноценное функционирование всех аэродромных средств, систем и комплексов.
13.
Авторы популярного в 60-70-х годах двухтомного издания «Проектирование антенно-фидерных устройств», преподаватели ВВИА имени проф. Н.Е.Жуковского.
14.
Почтовый ящик № NN – так обозначились предприятия, институты, конструкторские бюро и пр., работающие на оборону страны в системе военно-промышленного комплекса.
15.
Вокзал всем понятное слово, но чтобы завершить брюзжание по сноске №10 поясню, что вокзал есть русское слово, составленное из двух французских: вокальный зал, сокращенно во-кзал. Когда в России появились первые ветки железной дороги (заметьте, как сказано буквально по-русски – железной, а у белорусов и того проще – чугунка!), люди, встречающие, в ожидании поезда слушали песни – вокалы, а позже (вместе с паровозом, но не локомотивом), это слово стало обозначать железнодорожную станцию.
А вообще использование иностранных слов в русском языке традиция многовековая, закономерная и исторически обоснованная. Слова, обыденные для общения и привычные для слу-ха, становятся вехами истории, отделяющими периоды влияния языков Древней Греции и Ви-зантии, Голландии и Англии, Франции и Германии, а сегодня США. Иные слова появляются и скоро умирают, другие живут многие века, третьи меняют свое значение и вновь продолжают жить.
Новые иностранные слова представители интеллигенции произносили обычно правильно и грамотно. Но в бытовом языке новые слова всегда укоренялись искаженными, то есть они читались иностранными буквами по-русски, не соблюдая нужной транскрипции. Например, кондуктор, но не conductor; контролёр, контроллер, но не controller; транспорт, но не transport и т.д.
Но когда формировались новые русские слова, не заимствованные извне, к ним относи-лись уважительно. При этом рождение нового слова всегда было обусловлено, каким либо достижением страны в своем техническом прорыве, и заимствование иноземного слова было исключено: железная дорога, но не railway; пароход, но не steamer; подлодка, но не submarine; летчик, но не pilot; спутник, но не satellite, космонавт, но не …
Появление новых слов всегда сопровождалось появлением новых престижных профессий, причем независимо от сословия или социального слоя представителя этой профессии. Железнодорожник и моряк, подводник и летчик и т.д.
В начале XX века обыватель сказал бы так: «Услышав сообщение по громкоговорителю, машинист спустил пар, и пароход дрогнул своим корпусом…», но, говоря языком современным, могло бы получиться и так: «Получив информацию по спикеру, драйвер открыл вентиль, и стимер дрогнул своим корпусом…». К счастью, пароход не стал стимером, и драйвер остался ма-шинистом, а все мальчишки в мечтах и наяву бороздили просторы океанов.
Но времена меняются, меняются и языковые привычки – объективно или субъективно, но меняются. Одним из важнейших факторов, определяющих языковый национальный стиль – научнотехнический прогресс. Ускоренный темп перемен в разных сферах материальной и духовной жизни общества, появление все новых и новых усовершенствований через все более короткие промежутки времени ускоренно порождает и новые слова.
Они пошли лавиной и продолжают идти и идти: баннер, тизер, таркетинг, консенсус, саммит, креатив, корпоратив, онлайн, прайм-тайм, паблисити, паблик рилейшнз, нетикет, кон-тент, рунет, хостинг, спам, модерация, ламер, плагин, прокси и прочее, и прочее, и прочее… Понятно, что добрая половина этих слов медленно умрет, но нужна ли она и сегодня. Некоторые слова просто не произносимы по-русски: паблик рилейшнз, или «Иванушки Интернейшнз» (!). Нарушена даже традиция коверкания иностранных слов, впрочем, нет - уже говорят - пиар, т.е. читая по-русски с окончанием на «р» американское PR [pi:а:].
Что делать? Да хотя бы то, что делает маленький литовский народ, называя Москву на свой лад – Масква с ударением на первый слог или Гродно – Гардинас. Они к любой русской фамилии вообще незаконно пристегивают свое неизменное «ас» – Иванов, нет – Ивановас, а для замужних женщин фамилия должна оканчиваться на «-не», у незамужних – «-те».
И не надо идти на поводу у эстонцев, употребляя слово - Таллинн вместо русского звучания на слух – Талин, молчу про Башкирию, Алмату и прочее. Тогда не будет никаких надуманных словарных слов в русском языке.
16.
«Шанхай» - такое название и появилось именно тогда, когда стали строить в авиагородках кирпичные и панельные дома, куда сначала переселялся летный состав, потом технический, затем и «спецы» наземного обеспечения полетов. И потихоньку первые деревянные домики на две семьи, так называемые финские, легкие, деревянной конструкции, с красивыми крылечками и палисадниками, но привычные к русским холодам, дома становились окраиной авиагородка – «Шанхаем», то есть далеким от его нового центра. Центр застраивался многоэтажками – 2-3 в небольших авиагарнизонах, школой, магазином и домом офицеров и обязательно с обелиском списанного самолета – тогда еще цветные металлы не сдавали по нужде.
17.
Ту-16 был первым советским реактивным бомбардировщиком, предназначенным для решения стратегических задач. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным стреловидным крылом и стреловидным оперением. Вслед за базовой моделью последовали носитель ядерного оружия Ту-16А и ракетоносец Ту-16КС. По своим харак-теристикам и компоновке Ту-16 оказался на столько удачным, что позволило без особых про-блем создать на его основе первый советский реактивный авиалайнер Ту-104, серийно выпускавшийся с 1956 года на Харьковском авиазаводе. Ту-16 — долгожитель стратегической авиации. Часть этих машин эксплуатировалась в боевых частях до 1994 года, когда было принято решение о снятии Ту-16 с вооружения.
18.
ДОСААФ – начинает свою историю с 1923 года учреждением массовой организации трудящихся – Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). В 1924 году была образована еще одна оборонная общественная организация – Общество друзей химической обороны и химической промышленности (ДОБРОХИМ). В 1925 году ОДВФ и ДОБРОХИМ слились в одно общество – АВИАХИМ, а в 1926 году с Обществом содействия обороне (ОСО) и стало называться "Союз обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства СССР", позже переименованное в "Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству", сокращенно, ОСОАВИАХИМ СССР. В марте 1948 года ОСОАВИАХИМ СССР был разделён на три общества - Добровольное общество содействия армии (ДОСАРМ), Добровольное общество со-действия авиации (ДОСАВ) и Добровольное общество содействия флоту (ДОСФЛОТ). В августе 1951 года эти три общества были объединены в одно – Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту СССР – ДОСААФ. После развала СССР в 1991 году ДОСААФ преобразовано в РОСТО – Российская оборонная спортивно-техническая организация.
19.
Основой этой, самой распространенной антенной в практическом использовании, является шлейф-вибратор Пистолькорса, известный больше как вибратор с «U-коленом», благодаря свойствам которого появился первый стандартный номинал сопротивления коаксиального кабеля – 75 Ом. Недостаток симметричного вибратора – большое входное сопротивление – устранялся «U-коленом», при этом амплитудное распределение на плечах вибратора становилось равномерным. А название «волновой канал» антенна получила благодаря своему принципу работы: добавление пассивных вибраторов – рефлектора и нескольких директоров – на расстояниях кратных четверти длины волны создавало продольный «канал», вдоль «оси» которого излучаемые волны складывалась «в фазе», формируя узкий лепесток диаграммы направленности.
Сегодня в каталогах салонов средств связи эта антенна теперь называется чаще антенной Уда-Яги, реже антенной Яги, но не «волновым каналом».
Александр Александрович Пистолькорс. Как сказано в энциклопедии «российский радиотехник, член-корреспондент РАН; член-корреспондент АН СССР. Труды по теории антенн. Разработал ряд новых типов антенн. Ленинская премия».
Он не дожил нескольких месяцев до своего 100-летнего юбилея, но обладал поразительным творческим долголетием, написав очередную научную статью (без соавторов!) в возрасте 97 лет. В 1987 году на Всесоюзной антенной конференции я слушал доклад 91-летнего академика об оптимизации алгоритмов обработки сигналов в адаптивных фазированных антенных решетках.
Умер Александр Александрович Пистолькорс в 1996 году, оставив после себя многочисленных учеников в области антенн и волноводов, радиолокации и радиосвязи, образовавших известную научную школу Пистолькорса.
20.
Председатель Межгосударственного авиационного комитета стран СНГ и Балтии, генеральный директор Государственного научного центра гражданской авиации, президент Международного авиационного консорциума. Окончила Львовский политехнический институт, доктор технических наук, профессор; работала в ГосНИИ «Аэронавигация» в Москве на должностях от рядового инженера до его директора. (Собственно этот институт она и создала, а на седьмом этаже расположилось 24 НЭИУ МО РФ – военный сектор института, первым начальником которого стал генерал-майор авиации Задорожный А.И.). Одновременно была начальником технического управления Министерства гражданской авиации. Имеет звание генерал-майора авиации. Крупный исследователь и организатор создания и внедрения национальных, региональных и глобальных систем спутниковой связи, навигации и наблюдения, автор более 100 научных работ; академик Международной академии наук; лауреат Государственных премий и Премии им.Эдварда Уорнера - высшей награды в области международной гражданской авиации (1997); награждена шестью орденами. Заслуженный деятель науки и техники РФ; член Международного женского форума "Женщины-лидеры"; любит поэзию и классическую музыку.
21.
Комплекс автоматизации радиолокационных позиций (КА РЛП) – "Радуга-2" предназначен для работы с автоматизированных систем управления воздушным движением (АС УВД) в качестве основного источника информации о воздушной обстановке, поступающей от самолетных ответчиков (СО), работающих в режимах УВД и RBS, а также от первичных РЛС, и может применяться как комплекс, обеспечивающий автоматизацию УВД посредством создания РЛК с цифровой обработкой и объединением информации первичных РЛС и ВРЛ на базе сопряжения с РЛС типа 1РЛ-139 и других, используемых в интересах всех ведомств.
Разработан комплекс Всероссийским НИИ радиоаппаратуры в Санкт-Петербурге. Его филиалы ВНИИРА-УВД и ЗАО "ВНИИРА-ОВД" являются традиционными поставщиками АС УВД, ВРЛ, СО, бортовых систем предупреждения столкновений (БСПС), системных тренажеров и других средств для организации воздушного движения.
22.
Пеленгатор разработан Научно-исследовательским институтом по измерительной технике (НИИИТ-РТС). Институт создан в 1959 году на базе особого конструкторского бюро Челябинского радиозавода. В 1962 году в институте начаты работы по модернизации первой отечественной системы посадки метрового диапазона СП-50, созданной в пятидесятые годы Ленин-градским ВНИИРА. В последующие годы институт внедрил в серийное производство несколько модификаций модернизированной системы посадки СП-50М, СП-50М1, СП-50М-2К.
К концу 80-х годов институт становится головным в СССР по системам посадки метрового и дециметрового диапазона волн, по радиопеленгаторам и радиотехническим комплексам нави-гации и посадки авианесущих кораблей.
С 1982 по 2002 год разработан целый комплекс новых изделий с использованием микропроцессорной техники и новых высокочастотных материалов и технологий.
23.
Разработчик РЛС типа 1РЛ139 Московский ЛЭМЗ – ОАО "Лианозовский электромеханический завод" – головное предприятие Научно-производственного центра "Утес-Радары".
Завод основан в 1935 году и около 50 лет занимается разработкой и производством радиолокационных средств для УВД. В конце 40-х годов в СССР создавалась противовоздушная оборона государства, основу которой составляло единое радиолокационное поле страны – наблюдение за воздушной обстановкой над всей территорией. В этой связи в 1951 году ЛЭМЗ был перепрофилирован на выпуск радиолокационной техники.
А уже в декабре 1952 года были изготовлены первые РЛС П-20 "Ромашка". Эта пятиканальная трехкоординатная (азимут, дальность и высота цели) РЛС сантиметрового диапазона, предназначалась для дальнего обнаружения воздушных целей и наведения истребительной авиации.
Ромашка – теперь эмблема завода. Только в России используются более 250 РЛС, выпущенных заводом. Есть лианозовские станции и в дальнем зарубежье. Присвоение заводу статуса официального поставщика ICAO говорит о международном признании его продукции.
 Сегодня в рамках долгосрочных контрактов с ГСГА ЛЭМЗ выполняет Программу поддержания эксплуатационной надежности радиолокационных средств УВД и проводит их модернизацию., поставляет современные, полностью твердотельные РЛК "Утес-Т" и "Утес-А", РЛС "Лира-1", а также комплексы двойного назначения "Лира-Т" для ЕС ОрВД.
24.
ОКБ Новосибирского завода имени Коминтерна, с 1999 г. Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт измерительных приборов" (ФГУП "НИИИП"), на протяжении многих лет являлся головным по разработке наземной аппаратуры систем опознавания государственной принадлежности целей и выполнял большой объем работ по созданию наземных радиозапросчиков (НРЗ). За свою 52-летнюю историю НИИИП выполнил большое количество НИР и ОКР, а начались работы с ОКР "Крапива" по разработке авто-номного НРЗ первой системы государственного опознавания (СГО) "Кремний-1".
В 1975 г. завершены ОКР по разработке автономных и встраиваемых НРЗ в новой СГО, обладающих высокими имитостойкостью, помехозащищенностью, пропускной способностью и эксплуатационной надежностью. В 1975-1980 гг. они были освоены на более чем 10 серийных заводах страны при координации освоения со стороны НИИИП.
Сложный период в своей истории пережил НИИИП в 1990-1999 гг. Институт не обошли те беды, которые были характерны для большинства предприятий оборонного комплекса, не удалось избежать потерь. В настоящее время НИИИП проводит работы по созданию нового поколения мобильных радиолокаторов кругового обзора, а также по совершенствованию существующего парка, активно участвует в экспортных поставках.
25.
ОАО "Радиофизика" является одним из ведущих предприятий России в области проектирования и разработки радиотехнических систем, электродинамики и антенной техники, берет свое начало с СКБ № 38, образованного в 1960 году; до 1993 года известного как Научно-исследовательский институт радиофизики им. академика А.А. Расплетина (НИИРФ).
ОАО "Радиофизика" обладает рядом достижений и признанным в мире авторитетом в области техники миллиметровых волн, радиолокации и спутниковой связи. Наличие развитой экспериментальной базы в сочетании с хорошо поставленной научной и образовательной подготовкой молодых специалистов на базовых кафедрах предприятия от ведущих вузов страны (МАИ, МФТИ), позволяют поддерживать высокий технологический уровень разработок.
Имеющийся состав измерительных комплексов, включая и одну из крупнейших в мире безэховых камер, обеспечивает проведение исследований и экспериментальной обработки широкого класса СВЧ – систем и приборов.
ОАО "Радиофизика" осуществляет разработку, производство, поставку, гарантийное и послегарантийное обслуживание на всей территории России земных станций спутниковой связи; широкого класса антенных систем с размерами апертуры от 1,2 до 7 метров и сетей спутниковой связи с комплексной постановкой оборудования и разработкой необходимого программного обеспечения.
26.Дату я поставил на конверте в графе "обратный адрес" своего первого письма из училища; в 50-х годах это училище называлось по-русски: Двинское военное радиотехническое училище – ДВАРТУ, потом ДАТУ или Даугавпилсское АТУ, а сегодня латыши просто растаскивают крепость на кирпичи, а училище переехало в Энгельс, забрав даже памятник 25-летию ДВАРТУ – МиГ-19 на постаменте с бортовым номером 25 , и прекратило свое существование.


Рецензии