За твоей спиной...

.........................Objects in mirror are closer then they appear
.........................(Надпись на зеркальце заднего вида)

Они возникают из ниоткуда.
Сначала тихие, едва уловимые, на границе слуха. Постепенно становясь все громче и громче, они заглушают сердце, бешено забивающее невидимые сваи, они разрастаются до грохота, грома; от них закладывает уши, и ужас холодной ладонью проводит по ложбинке позвоночника.
Неровные, неритмичные, шаркающие. Шаги.
Шаги за моей спиной.

***

Оглядываюсь на год назад, в прошлый сентябрь, думаю.
Если б могла я заранее знать, какие испытания и потрясения готовит мне Североград, решилась бы я поехать?
И отвечаю – нет.
Не решилась бы.
Но тогда, плавая в коктейле из бабьего лета, сбывшихся надежд и радостных ожиданий (сладкая сливочно-ванильная смесь, в которой расставание с родителями и жизнь в общежитии казались стружками горького шоколада – горького, но все же шоколада), я была глуха к недобрым предзнаменованиям.

Помню, с какой пренебрежительной и самоуверенной усмешкой отмахнулась я от цыганки на рынке.
- Красавица, остановись, послушай… Беда нависла, беда, вижу: дальняя дорога… злой рок… Кровь вижу… позолоти руч… - мельтешит кофта с дешевыми блестками, многослойные юбки метут пыльный асфальт – я пролетаю над, высоко над, недостижимо над, я лечу в Североград, уже завтра, завтра!
Прочь от ласковой, но бдительно-твердой семейной опеки, на волю, в пампасы!
Уа-ууу!

В Североградский технологический университет!
Я, выпускница крохотного Озерского филиала, где вечный выцветший лозунг над крыльцом, георгины и белые флоксы, и вахтерша тетя Валя ушла доить козу, ключ под ковриком.
Я - в аспирантуру!
В СГТУ!
Видение: широкая мраморная лестница, алая ковровая дорожка. Восторженно вопящая толпа, суетятся нервные корреспонденты, машут микрофонами. Вспышки фотокамер. Поигрывают бицепсами каменноликие секъюрити. Я (в вечернем платье от Версаччи Карденовны Шанель) иду по ступеням… нет, даже не иду, я движусь… следую… возношусь, вот! - вверх, в светлое будущее, в небеса, туда, где мерцают в завораживающем бриллиантовом тумане учеба, диссертация, сказочная карьера…
Если добавлю «любовь» - вы, вероятно, подумаете, что я храню мозги в атласной коробочке под слоем сахарной пудры? Ну что ж, ваше право.
И любовь, конечно.
Во всяком случае, впервые укладываясь спать в облезлой общежитской комнатенке, я прошептала в подушку: «На новом месте приснись, жених, невесте». И, подумав немного, для верности добавила: «Суженый-ряженый, приди ко мне наряженный». Хотя ненаряженный суженый меня тоже вполне бы устроил.

Увы, вместо кареглазого брюнета на белом коне-мерседесе-лайнере мне приснилось нехорошее: погребальный колокольный звон, кладбищенские кресты в снегу. На крестах - белесые в лунном свете вороны, кричат мерзкими голосами «Кар! Карр! Крр-рровь, крр-рровь! Позолоти рр-рручку, крр-ррасавица! Каррр!». Чьи-то когтистые синюшные руки тянутся ко мне из темноты, и я, захлебываясь ужасом, пытаюсь бежать. И, как и положено в приличном кошмаре, не могу сдвинуться с места…
О невесомое легкомыслие юности! Поутру я и думать забыла о мрачных видениях, списав их на усталость, осенних злых комаров и стресс. А как не быть стрессу: днем меня должны были представлять кафедре, а я умудрилась посадить жирное несмываемое пятно на лучшую юбку.


Мам, пап, приветики! У меня все нормально, я не болею - не болею - не болею, правда.
Знакомилась сегодня с кафедральным народом, народа мн-о-ого, никого не запомнила совершенно. Но это дело наживное.
Официально моим научным руководителем значится завкаф.
Его зовут Евклид Евклидович, прикиньте! Грек он, и фамилия у него какая-то совершенно невероятная, что-то вроде «профессор Хрум-пурурум-пиди».
Но на самом деле ему не до меня, мной будет заниматься доцент Липецкая. (У нее тоже с именем полный фейерверк: Нимфа Петровна, убиться можно. Романтический man был дядя Петя Липецкий, это ж надо так дочери удружить…)


Кафедра органической химии СГТУ, которая должна была стать моим домом на ближайшие три (минимум, а дальше – как сложится) года, располагалась в допотопном строении, походившем на особняк какого-нибудь прибитого в революцию графа: колонны по фасаду, арочные окна, лепные украшения (увы, потерявшие былую форму и грацию под множественными слоями побелки). Но при внимательном рассмотрении архитектурные излишества оказывались вязью из шестеренок, циркулей и прочей околонаучной символики: здание строилось специально для технического училища. Исторически этот корпус был первым кирпичиком, зародышем, основой института (впоследствии университета), и постепенно оброс высотными новостройками.

Я прошла наверх по парадной лестнице с затейливыми коваными перилами (почти такой, какая мне представлялась в мечтах, только без ковра и секъюрити), и первое, что меня потрясло - это контраст почти летней жары на улице и могильного, жутковатого холода внутри. Кладка мощных стен была рассчитана на взрыв любой химической ерунды, но совершенно не пропускала тепло, а высоченные сводчатые потолки и узкие путаные коридоры усиливали впечатление то ли морга, то ли склепа. Большинство встреченных сотрудников куталось в шерстяные кофты, водолазки и свитера с высокими воротниками, у некоторых даже шарфы были повязаны.
Чтобы не простудиться, наивно подумала я.
Второе наблюдение: на кафедре царила тишина. Похоже, здесь было принято общаться шепотом. Впоследствии я отметила, что разговаривающие имели странную привычку часто и нервно оглядываться.

Кудряво-черноволосый невысокий профессор, тот самый зав кафедрой с геометрическим именем, интенсивно поздоровался со мной. Задал пару вопросов, не дослушал ответов и, беспокойно потирая шею, перепоручил меня доценту Липецкой.
Нимфа-доцент оказалась пожилой, нездорово полной женщиной. Войлочные тапки на отекших ногах, одутловатое бледное лицо, очки с толстыми линзами.
Познакомившись, руководительница передала меня, как эстафетную палочку, ассистенту Максиму Стрельникову, предложившему сразу перейти на «ты» и звать его Максом.

Макс потащил меня на экскурсию по кафедре, вполголоса комментируя все, что нам попадалось.
А попадалось многое. Огромный амфитеатр лекционного зала (зудят лампы дневного света, хмурый лысоватый лектор вещает что-то осоловевшей аудитории), просторные учебные лаборатории (стайки студентов сосредоточенно обкапывают кислотой белые халаты), научные лаборатории, размером поменьше. Классы, где идут занятия (какая-то невеселая младшекурсница, стоя у доски, обреченно грызет мелок. Так засыпавшийся разведчик прокусывает капсулу с цианидом, зашитую в воротничке). Преподавательские, лаборантские, запасной выход, склад, музей.
Тишина.
И неестественный пронизывающий холод - везде.

- Тут у вас так… хым… «готичненько», как говорится… Прямо готовая декорация для фильма ужасов. Так и вижу себя в главной роли: Анна Сидорофф – победительница зла. Колотун, аж зубы стучат… И бледные все… Слушай, Макс, а у вас тут никакие порождения тьмы не водятся? – я попыталась скрыть за шуткой непонятное беспокойство.
Мой проводник остановился, словно стукнувшись о невидимую преграду. Посмотрел на меня.
Никогда, никогда не забуду его взгляд.
- Нет тут никакой тьмы, не придумывай глупости. Я все лето в этих стенах проторчал, автореферат доделывал – вот и не загорел. А температура… Отопительный сезон начнется – еще жарко будет, увидишь.
Он помолчал, потирая шею точь-в-точь как завкафедрой (подражает начальству, сделала я очередной идиотский вывод), и немного невпопад добавил:
- А вот транспорт в городе плохо ходит. Ты по вечерам не задерживайся, не советую.

В музее, в полуподвале, дремала под слоем пыли история кафедры и ее первого руководителя, главной североградской химической знаменитости, профессора Льва Ерминингельдовича Ставровского.
Музей как музей: книги и документы в витринах, на полках - химическое стекло, под ним - семейство ступок, от крохотной, с наперсток, до солидной, способной вместить не очень раскормленную бабу Ягу. В тяжелых шкафах вдоль стен таились медные коленчатые штуки неясного назначения, весьма научно выглядевшие. И надо всем - в центре, напротив входа, над неохватным письменным столом - потемневший портрет Ставровского. Большой портрет, в полстены. Строгая одежда, красивая трость с блестящим набалдашником: профессор повредил ногу в результате неудачного опыта. Надменное узкое лицо с пронзительными глазами.
Портрет ошеломлял. Казалось, я слышу:
- Да. Я величина мирового уровня. Светило. Основоположник и корифей. Я заложил краеугольный, внес весомый, сделал решающий и навеки вписал, а моя именная реакция приведена во всех школьных учебниках. А ты кто, нелепая пигалица в джинсиках?
(Увы, предательница-юбка не просохла к утру, и вместо делового костюма мне пришлось надеть несерьезные, несолидные, просто вопиющие джинсы с розовой отделкой).
До сих пор стыжусь этой детской выходки: улучив момент, когда Макс отвернулся, я показала портрету язык.
Ох, не нужно было этого делать…

Так прошел первый, самый запоминающийся день, и понеслись будни. Не то, чтобы совсем уж суровые и однообразные, но все же очень похожие друг на друга. И не слишком-то веселые.


Мамундели и папундели, хай!
Я по-прежнему жива, хоть и соскучилась адски.
В общаге одиноко и тараканно, поэтому я как можно больше времени провожу на работе. Тем более что Нимфа продыху особого не дает. То у нее одна идея, то другое прозрение, то третий инсайд – а мне все ее теории проверять. Практикой. Тяжким, понимаете ли, непосильным трудом.
Тесной я дружбы пока ни с кем не завела, наверно времени прошло еще мало. И мне кажется, сторонятся меня как-то. Тут все друг друга сто лет знают… В аспиранты обычно берут своих же кафедральных студентов, знакомых с первого курса, проверенных уже, обсосанных на дипломе. А я со стороны, чужачка.
Но ничего, прорвемся!
Да, статью нашу приняли в «Colloid and Polymer Science»! Это серьезно, гордитесь мной. И не вздумайте филонить: как следует, старательно гордитесь. Приеду - проверю! Поймаю на лени - заставлю пере-гар-жи(ди?)-вать-ся.
Па, скажи маме (убедительным голосом), что консервов мне присылать НЕ НУЖНО, я тут совершенно не голодаю. А вот куртку серую…


Лаборатория, где работала Нимфа Петровна, и где выделили уголок мне, находилась неподалеку от музея, в самом конце длинного коридора. Я каждый день проходила мимо открытой музейной двери. Дверь действительно была «музейная» – раритет, ровесница птеродактилей. Она держалась на массивных узорных петлях, позвякивала глобальной щеколдой, да-да, именно щеколдой, уж у нас в Озерске я этого добра навидалась. И каждый день меня заставлял поежиться ледяной взор Ставровского.

С начальницей я нашла общий язык неожиданно легко: главное было с ней не спорить. Несмотря на вечно поджатые губы, она оказалась вполне адекватным человеком. Пожалуй, из всего коллектива я больше всего сблизилась именно с ней. И ее болезнь стала для меня тяжелым ударом.

Это случилось уже по весне, когда сугроб перед окном присел, позволив солнечному лучу ненадолго, на полчаса всего, заглядывать и в нашу лабораторию. Луч чувствовал себя неуверенно, осторожно обходил трехгорлые колбы и воронки Шотта, трогал лапкой дистиллятор и снова прятался за занавеской.
Нимфа в эти дни отмечала юбилей и получила множество поздравлений, в том числе и по электронке. Субботним вечером она решила задержаться на работе, чтобы ответить на письма. Своего компьютера у нее не было. Я предложила помочь, зная, что руководительница - еще тот хакер, техники она, правда, не боялась, как многие ее ровесники, но асом не была. Да и артрит не позволял ей бойко колотить по клавиатуре. Но Петровна от помощи отказалась, сказав, что переписка – дело личное, и уж с мейлом-то она как-нибудь справится.
Почему, ну почему я послушалась?!
Кто вызвал скорую, так потом и не выяснили. В двенадцать ночи. Врачам пришлось долго объясняться с сонным вахтером, чтобы попасть вымершее здание, в закрытую изнутри комнату.
Инсульт.

Странное дело, но после того, как самый близкий мне в этом чертовом городе человек оказался в больнице, я впервые перестала чувствовать себя чужой и потерянной. Наверно, мне просто стало некогда. Я ловила за халат пробегающего по коридору врача, я бегала по аптекам, я варила и протирала через ситечко что-то неаппетитное, но питательно-диетическое, я утешала и кормила «кискасом» осиротевшую кошку. Ко мне стали чаще обращаться на кафедре – поначалу только как к мостику, ниточке, ведущей к Нимфе Петровне, а потом и просто так.
Дни я проводила в больнице: руководительнице моей требовалась сиделка. Чтобы не запустить основную работу, вкалывать пришлось по вечерам.
Тогда я впервые и услышала их. Шаги по коридору.


Па, не показывай это письмо маме. Это во-первых.
А во-вторых… сейчас напугаю еще сильнее, но что делать: па, у меня проблемы. Некоторые происходящие здесь вещи я не понимаю, не могу объяснить, и от этого просто в шоке.
Ответь мне, пожалуйста, честно: у нас в роду… шизофрении… ни у кого? Не надо скрывать, лучше я буду знать, что со мной творится. Скажи! Если что-то было - значит надо мне возвращаться домой, пока я не совершила…не знаю чего… необратимого. И лечиться, наверно…
Если же ты ничего такого не слышал… то… Но это ведь и не наследственное может быть…
Пап, я в растерянности… Я путано, наверно, пишу. В письме не объяснишь. Может, ты сможешь приехать? Отпуск за свой счет на работе, а? Только по-тихому от мамы как-нибудь…


Наверно, нет смысла подробно рассказывать, как были отвергнуты версии «послышалось», «шорохи за стеной», «потрескивание старых перекрытий», «звуки с другого этажа», «эхо» и аналогичные им. Как я боролась с крутящимся в голове вздором о вампирах и убийцах, о бледных лицах сотрудников, о шеях, спрятанных в шарфы и воротники. Как воевала с сюром гипотез о причинах приступа у Нимфы Петровны. Как, собрав крупицы мужества, осматривала еле освещенные переходы, дергала закрытые двери, заглядывала в углы и тупики.

Абсурд, ахинея, нелепица. Бред сивой кобылы.
И эта сивая кобыла – здравствуйте, я.

Я слышала их! И это были не шорохи, не случайные скрипы и потрескивания – шаги.
Неровные, глухие, но уверенные. Их сопровождал периодический тихий стук.
Невидимый некто появлялся в дальнем конце коридора. Медленно, но неуклонно продвигался по зданию, заходил в лабораторию и останавливался, казалось, в паре метров от меня, от чего все волоски на моем теле вставали дыбом. Закрытая дверь не спасала. А после того, как в зеркале мне привиделась маячащая за спиной высокая темная фигура, незнакомая, по всему – мужская (обернулась – естественно, никого), мой внутренний голос печально произнес: «шизофрения, как и было сказано»…
На другой день я и написала то истошное письмо отцу, не домой, конечно, на рабочий адрес.
Если бы я знала, что впопыхах забыла наклеить марку…

Письмо письмом, на душе стало чуть спокойнее, но необходимости готовить доклад письмо не отменяло. Я по-прежнему почти каждый вечер оставалась последней, врубив для храбрости «Ногу свело» на запредельную громкость. Без толку.
Некоторые вещи необязательно слышать. Достаточно о них знать…
Несколько раз со мной задерживался Макс Стрельников, но постоянно просить его было неловко, а рассказать о своих страхах и галлюцинациях я не решалась.

Только один раз мне удалось отвлечься, забыть о жутких шагах, да и вообще почти обо всем. Две серии экспериментов не сходились капитально, самым наглым и вызывающим образом.
Да, ребята, с такими плакатами на кафедру выходить может только мальчик для битья. Решивший стать мертвым мальчиком для битья.
Заклюют. Закидают мелками и тряпками, за неимением тухлых яиц. И будут правы.
Я пересчитала всё даже не трижды, перерыла записи и лабораторные журналы, перепроверила каждую запятую.
Холера!
И это за два дня до доклада…
Переделывать опыты времени не было. Выхода виделось два: придумать дурацким кривым наукообразное объяснение. И ожидать, что кафедральный люд его проглотит («гыыы, щщас, жди» - сказал внутренний голос). Или временно подчистить, подогнать результаты, чтобы несовпадение не бросалось в глаза. А после конференции спокойно разобраться, что к чему. Второй вариант выглядел значительно безопаснее.
И я уже начала передвигать по экрану первую точку, как…

Никогда раньше не теряла сознание. Отвратное ощущение, доложу вам.
Стул перевернула, со стола все свезла, у мышки шнур выдрала, головой припечаталась до звона в ушах. Тошнит, шея ноет, во рту мерзость…
Как там в романтических мелодрамах пишут? «Когда я очнулась, то первое, что увидела, было встревоженное лицо склонившегося надо мной Максима»? Ну да, как же, ждите. Это чудовище стояло в дверях и довольно улыбалось:
- Ну наконец-то Лев Ерминингельдыч тебя признал! Всё, считай, своя. Чем он тебя? Ну-ка, ну-ка, покажи шею… Синяка нет, не тростью, значит. Знаешь у него какая трость тяжелая? Ой-ей. Не, не тростью. Легонько, ребром ладони. Любя. Эх ты, Небось, результаты подделывала, горемыка?

Через два дня я, кутаясь в шарф, дрожа и запинаясь, докладывала:
- По полученным мной данным, зависимости эф от тау гамма от тау противоречат друг другу. Объяснить это я, к сожалению, не могу. Планирую продублировать эксперименты. Тщательно. О результатах расскажу на следующей конференции.
Со второго ряда на меня, сияя, смотрел Макс.


Ма, приезжай срочно и привози свой «зингер»! Ни в одном магазине не нашла свадебного платья с воротником-стойкой! Сплошные юбки колоколами и декольте до пупа, Менделеев их покусай…


Рецензии
Вуф! Отличный рассказ! и страшно и весело :) здорово!

Горынушка   09.01.2007 05:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.