Крайности

 В начале 20 века мир жил в ожидании чего-то совершенно нового, того, что изменит его жизнь навсегда.… По крайней мере, так говорили люди маленького городка, в котором я родился. Лично мне всегда чудилось, что грядут времена, тяжелые для всех, они действительно изменят жизнь людей, но не известно как. И мне почему-то казалось, что эти изменения будут болезненными для каждого и принесут больше боли, чем счастья…
 
Стенки, мой сосед, возражал мне. Он считал, что скоро мы сможем выползти из “этой грязной дыры” и указывал на восток. “Там,- говорил он - строится корабль, он будет не похож ни на один из когда-либо существовавших! Он увезет нас и весь мир в чудесную страну, где зеленые ветви огромных деревьев колышутся под теплым ветром, где есть место каждому, кто хочет работать! Поверь мне, скоро мир шагнет дальше, в новую жизнь!” Романтик… Он всегда верил в рай на земле. А на востоке действительно строился корабль…
 
Кинатит. Достойное название для судна подобных размеров. Мне удалось увидеть его лишь однажды… Но этого хватило, чтобы потом я вспоминал об этом дне всю жизнь. А когда я спал в грязной канаве во время войны, он снился мне, увозил в чудесную страну, где мягко шепчутся ветви деревьев… Но это было уже много позже дней, о которых я хотел бы поведать…
 
Стенки всегда мечтал увидеть что-то чудесное, вырваться из жестких лап этой реальности. И судьба, казалось, дала ему такую возможность.
 
 Он подрабатывал барменом в клубе нашего городка, а по воскресеньям играл в покер. Надо сказать, у него всегда было какое-то чутье или что-то в этом роде. Может, поэтому он и собрал приличную сумму денег в своей шкатулке и не растратил ее в ближайший месяц…
 
И вот однажды он пришел ко мне в половину восьмого утра в субботу с сумкой за плечом и сообщил, что “нашел достойную покупку”. Он собирался купить билет на Кинатит и уехать туда, “где будет счастлив”. На мой скептический взгляд он заметил, что лучше идти навстречу мечте, чем ждать, пока жизнь промчится мимо, “оставив тебя старикашкой в старом доме со скрипящими дверями”.
 
Пароход отплывал уже на следующий день, я знал, что друга не отговорить и решил хотя бы проводить его. Кто знает, когда мы с ним увидимся? Может и никогда… Стенки, конечно, знал, что я буду проситься его провожать. Наверное, поэтому он и не удивился, когда я заявил ему об этом.
 
 Итак, мы прибыли в соседний городок. Запах моря, казалось, витал здесь повсюду. Мы сняли номер в дешевой гостинице на окраине. Стенки, как выяснилось, уже успел купить билет заранее. Когда он это сделал, оставалось загадкой.
- Первый раз вижу билет на пароход,- сказал я, разглядывая прямоугольный кусочек бумаги.
- Дорогущий, жуть!- сказал друг, расчесывая свои длинные волосы.
- Я буду скучать по тебе, Стин.
- Поехали со мной!- его глаза озорно сверкнули.
- У меня нет денег на билет, забыл?
- Зато у меня есть. Сложим твои и мои - вот и билет.
- Нет. Я не могу так. Это твои деньги. Как я верну их тебе?
- Это не важно. Да и зачем тебе их возвращать? По крайней мере, я пущу их на что-то толковое. Зря я, что ли, столько раз обыгрывал нашего Чарли в покер? Ладно, пошли смотреть на корабль!
Я ухмыльнулся. Он был таким же, как всегда, но в то же время, совсем другим. Радовался всему, как ребенок, и хохотал, хохотал…
 
 Кинатит гордо смотрел вокруг, поблескивая красивыми, чистыми палубами. Мы подошли поближе. Стенки посмотрел на табличку с именем корабля.
- Как думаешь, Ноев ковчег был больше?
- Наверное, да.… Ведь на нем было столько зверей. Если подумать чисто логически…
- Знаешь, он не похож на все остальное. Он, словно невиданный цветок среди приевшихся тусклых трав на лугу…
- Скажешь тоже…
- На самом деле! Когда я смотрю на него, мне кажется, будто в нем есть и зло, и добро. Он какой-то…необычный…
- Тебе надо отдохнуть. Пошли лучше в тот бар,- предложил я.
Он казался очень взволнованным, будто пытался разгадать какую-то тайну…
- Да.… Да. Пошли.
 
 Мы зашли в небольшой бар. Там было много людей. Шум голосов звучал, как гул в осином гнезде. Мы сели на единственные два места у небольшого столика. Он был отдельный, но казалось, что все сидят за одним большим столом, так было тесно. Не успели мы заговорить, как бодрый голос откуда-то справа произнес:
- Вы тоже пассажиры? Да?
Мы оглянулись. На нас глядел какой-то человек. Невозможно было понять, сколько ему лет. По голосу я дал бы 20, по внешности же- 30-40…
- Я Ри.
- Ри?
- Да. Так зовут друзья. Еду в Новый Свет испытывать судьбу. А вы?
- Едет он,- сказал я, наклонив голову. Минутой позже я услышал глухой голос друга:
- Да. Еду я один.
- Понятно. Значит, это твой друг? Он тебя провожает?
- Да…
 
 Корабль отплывал в пять. Мы со Стенки прощались не долго. Оба не любили долгих расставаний. Просто постояли пару минут: он уже почти на дорожке к входу, я на старом асфальте порта.
- Прощай, Стин.
- Я напишу. Если надумаешь тоже поехать, то пиши, как только получишь мой адрес.… Да и просто можешь написать…
- Конечно…
Он скрылся в проеме парохода.

Через пару недель я узнал, что Кинатит затонул,… Что стало со стариной Стенки?.. Смог ли он спастись?..
Ответ на этот вопрос пришел несколько месяцев спустя… Стенки прислал мне письмо, первое и последнее. Почта работала тогда плохо, поэтому оно пришло каким-то влажным, и чернила в некоторых местах размылись. В нем он поведал мне о своем путешествии в Новый Свет…

“Привет, друг. Как дела? Пишу тебе с другого края планеты… Ты, наверное, думал, что я умер.… Нет, это не так. Я чертовски живуч! Хочешь спросить, почему я написал только сейчас, когда прошло много месяцев? Ты же знаешь, как это бывает, новое место, надо устроиться и прочее.… Теперь я уже живу нормально, освоился. Вот и выкроил пару минут написать старому другу…”

# Далее в некоторых местах невозможно разобрать слов, по этой причине привожу краткий пересказ письма с возможной потерей некоторых фактов…

 Стенки зашел в свою каюту. Она была такой маленькой, что он сперва подумал, что ошибся и попал в кладовку. Впрочем, довольно скоро он привык, благо, клаустрофобией не страдал. В первый же день на корабле Стенки познакомился с в высшей степени странным человеком. Небольшого роста, неопределенного возраста, он, казалось, все время был чем-то опечален. И вот Стенки удалось завязать с ним беседу за ужином. Человека звали Деневг. Он был всегда бледен, а его глаза, казалось, были невероятно выпячены вперед, будто он был очень сильно удивлен и напряжен. Он казался нелюдимым, но Стенки удалось немного разговорить его, и Деневг рассказал ему свою историю…

 "Магазинчик Магры перестал приносить какую-либо прибыль. Да и кому нужны были искусственные цветы, когда летом всегда под рукой настоящие, а зимой масса других вещей: снег, сосульки, елка к началу Нового года и прочее, прочее, прочее… Цветы не нужны зимой… Магра вынуждена была признать: она становилась нищей. Чем кормить сына? Платить за аренду дома? Но безвыходных ситуаций не бывает. Магра занялась подпольной торговлей. Продавала она то, что пользовалось спросом у некоторой части населения, а у нее самой вызывало отвращение. Опиум, противозаконный наркотик, который в те времена можно было достать у дельцов из Китая. Магра перекупала его, а потом продавала по удвоенной цене местным наркоманам. Порой ей хотелось бросить все это из-за своей патологической честности и отвращения к людям “без глаз” (так она называла «этих идиотов»). Но нужда заставляла отбросить все это на задний план. И чтобы замолить вынужденные грехи, женщина каждое воскресенье ходила со своим сыном в церковь. Мальчика звали Деневг…
 
 Жизнь текла своим чередом. Прошло несколько лет. Магра уже знала начальника местной полиции и ежемесячно “помогала” ему деньгами. Он их принимал, всем жилось плохо в те дни. К тому же, даже если бы он прикрыл магазинчик цветочницы, наркоманы нашли бы еще массу поставщиков. А так, хотя бы можно было контролировать ситуацию, ведь когда карты выложены на стол, ты застрахован от неожиданностей и можешь действовать по своему усмотрению.
 
 Деневг подрос. Он начал как-то помогать матери по хозяйству. Они все так же ходили по Воскресеньям в церковь- это вошло в привычку- все так же навещали начальника полиции и тд. И вот однажды произошло несчастье…
 
 Был солнечный денек, лишь далеко на горизонте виднелись тучи… К Магре зашел человек в темной шляпе и длинном пальто. Он сказал женщине всего одно предложение: «Закрывайте лавочку, иначе закроем вас с сынишкой…в деревянном ящике…” Такого не ожидал никто, откуда он взялся? Кто он был? Ни одна душа не знала этого… Но Магра не могла оставить ”дело”, надо было поднять на ноги сына, платить за аренду, есть, в конце концов! Через месяц к ней зашел другой человек. Одет он был также. Деневг, ничего не знавший о первом визите, был дома. Он чинил старый стул, как вдруг услышал взволнованный голос матери. Он тихо встал и подошел к двери, ведущей в сам магазин.
-…больше предупреждений не будет.
- Но как же я…
- До свидания.
И он направился к выходу, Магра подбежала к нему, схватила за рукав и начала что-то лихорадочно шептать, но посетитель грубо отпихнул ее и, ударив по лицу, от чего она упала, бросил:
- Не прикасайтесь ко мне!
Деневг видел это. Он нежно любил свою мать и не мог простить такого. К тому же, он не мог понять, как можно ударить женщину, даже угрожать ей убийством! Он помог матери подняться и побежал на улицу, впереди мелькала черная шляпа. Он кинулся за ней, нагнал ее обладателя и, схватив за плечо, громко сказал:
- Кто вы? Зачем вы приходили к нам? Вы ударили мать, за что? Вы грязный человек, Бог накажет вас!
- Пошел прочь, цветочник!- человек в темном отпихнул его.
Деневг снова схватил его за плечо. На этот раз незнакомец ничего не сказал, а сразу ударил его в живот. Никогда не сталкивавшийся с насилием Деневг был ошарашен. А когда этот человек вытащил нож, то он совсем оцепенел.
- Беги обратно к мамочке! Не нарывайся!- он сделал рукой с ножом выпад, отгоняя Деневга. Но тот был настолько ошеломлен, что не понимал происходящего. Машинально он махнул рукой, защищаясь, и случайно выбил нож из его руки. Он тут же поднял его и, не зная, что с ним делать, направил на противника. Человек в темной шляпе решил обезоружить Деневга и кинулся на него. Но тот как-то вывернулся так, что нож пропорол незнакомцу живот. Полилась кровь. В голове Деневга вспыхнули красным слова священника: “Не убей…”. Он бросился бежать. Спотыкаясь, добрался до дома и бросился к матери. Он все рассказал ей. Она в ужасе отшатнулась от него. Но потом, обдумав все, сказала:
- Тебе нужно уехать. Они отомстят. Видно, это плата за мои грехи.
- Мама, о чем ты говоришь?! Поехали вместе, иначе они убьют тебя!
- Нет, вместе мы не поедем. Ты езжай, а я разберусь… Может, доберусь до сестры в Польше…
- Мама…
- Нет, если мы поедем вместе, это сразу бросится в глаза, а за нами наблюдают…"

Теперь Деневг плыл вдаль от дома. Сердце его было разорвано на части. Поведав эту историю Стенки, он еще больше ушел в себя. Он казался таким нежным, мягким, а судьба била его. Это казалось несправедливым…
 
Прошло несколько дней. Стенки с Деневгом обедали и ужинали вместе, а по вечерам беседовали о всякой всячине в общей зале. Одним вечером Стенки выходил из своей каюты и уже направился было к главной зале, как вдруг из-за угла на него налетела какая-то женщина. Ее иссиня-черные волосы были растрепаны, огромные глаза смотрели с вызовом.
- Прошу прощения,- сказала она.
- О, ничего страшного. Позвольте вас спросить, куда вы так спешите?
- Да так… Это не важно.
- Понятно… Не хотите составить мне компанию и пройти в главную залу? Я встречаюсь там с одним очень интересным человеком…
 
Они сидели втроем: она, похожая на дикую, гордую птицу, он, тихое существо, ушедшее в себя, и третий, вечно ерзающий на стуле.
- Я повторяю вам, вы слишком мягкотелы. Вас задавят.
- Кому надо меня давить, милая леди?
- Объясните, пожалуйста,- это уже Стенки.
- Я не буду долго разглагольствовать. Просто скажу: весь мир состоит из волков! Каждый из которых голоден и жаждет наживы.
- Бросьте…
- Посмотрите вокруг! Вот тот толстяк, думаете, он доволен жизнью? Нет, нет и нет! У него есть деньги, красивая жена, дочь и сын, положение… Но каждый божий день он кому-нибудь делает гадость!
- Да с чего вы это взяли?
- Все они такие,- фыркнула она.
- Вы слишком озлоблены на мир,- сказал Стенки, вставая со стула.
- Куда вы?
- Пойду, принесу выпить.
 
 И тут (насколько я понял из письма) что-то произошло. Пронесся слух, что корабль на что-то натолкнулся. Корабль тонул. Началась паника. Все побежали вон из залы. И трое собеседников тоже… Шлюпки были переполнены… Круговорот людских тел закружил Стенки. Он подбегал то к одному, то к другому спасительному островку. Но результат был один и тот же- мест не было… И тут он заметил знакомую гриву волос. Та женщина, с которой он только 15 минут назад беседовал, сидела в шлюпке, а рядом с ней - Деневг. Стенки подбежал к ним, но места все же не нашлось…
 
 Тогда Деневг вылез из лодки и протолкнул на свое место Стенки. На вопросительный взгляд он лишь сказал: “Может, за это в аду мне выделят горшочек с фиалками…”
 Корабль тонул. Поверхность воды была устлана трупами тех, кто не уместился в шлюпки…

# Больше Стенки ничего не писал о кораблекрушении. Следующий абзац был последним.

“Я все же прибыл в свою страну, где зеленые ветви деревьев колышутся под теплым ветерком, и каждый, кто хочет трудиться, может найти свое счастье. И знаешь что, друг? Первое, что я увидел, были не деревья, не улыбающиеся лица счастливых людей…это была нищенка…нищенка, представляешь?.. Теперь я уже живу нормально… Но, знаешь, я не вижу разницы между тем, что здесь, и тем, что сейчас за твоим окном. Я буду здесь еще около года. Соберу денег и поеду кое-куда. Пришлю открытку. До встречи, друг…”

 Я продолжал жить дальше… Пошел на войну. Там, лежа в грязном окопе, я вспоминал Стенки, тот день, Кинатит… Он снился мне и увозил в другой мир… Но конец сна всегда был один: я сходил с корабля и оказывался у своего старого дома со скрипящими дверями…













 


Рецензии