Городские заметки. Статья первая. Улица Николаевск

 Несколько лет тому назад я принимала гостей из США и показывала им город. Он привел их в восторг. И не смотря на то, что мы долго бродили пешком по бакинским улицам, мои гости совершенно не устали. Объяснив этот феномен тем, что город настолько органичен, что не утомляет. А еще сказали, что всё время прогулки внутренне ощущали музыку. Мне был понятен смысл сказанного, возможно потому, что и со мной порой бывает так же...
.


 Весна в Баку... Пышное цветение всего, что вообще способно цвести... Цветут  воспетые поэтами бакинские акации, а точнее то, что от них осталось после жестокого мартовского опиливания. Но, они  цветут, вопреки всему цветут! Цветет тополь, роняя пух. И даже сорняки на клумбах цветут и невзирая на всю свою неуместность, как ни странно, радуют глаз.
 Весна в Баку... Уже достаточно тепло, но, изматывающей жары пока, к счастью, нет - прекрасное время для прогулок и общения с городом. И хоть перемены в чертах родного города в последнее время вызывают скорее грусть, чем радость, все же хочется прогуляться по нему, стараясь не замечать того, что ранит душу. Возможно, для того, чтобы запомнить его получше, пока он еще - Баку. Пока еще стоят дома, которыми любовалось много поколений бакинцев, пока существуют улицы и переулки знакомые с детства. Пока не срублены все деревья в парках, не демонтированы памятники, полностью не разрушен бульвар... Словом, пока еще хоть что-то осталось от  некогда великолепного города с - некогда уникальной архитектурой. 

Я спускаюсь по улице Коммунистической, ныне - Истиглаллийат. А еще раньше, в конце XIX века она называлась Николаевской. Наверное мало кто сегодня знает, что это как раз та самая улица, с которой началась история Баку как столицы, Баку как - мегаполиса.

После землетрясения разрушившего бывшую административную столицу Азербайджана - Шемаху, было решено создать новую столицу. Выбор пал на маленький, целиком помещавшийся в стенах старой крепости, уездный город - Баку. Выбор был не случайным, ибо был продиктован, прежде всего, соображениями, связанными с географическим положением города (центр пересечения торговых путей, город - порт). Ну, а когда начались промышленные разработки нефти, то есть в период "нефтяного бума", появилась и реальная возможность строительства столичного города.
 С этой целью бакинскими нефтяными магнатами в Баку были приглашены лучшие архитекторы из Европы и России. И к концу XIX века общими усилиями приглашенных архитекторов  была создана концепция строительства нового города вокруг древнего Баку. А также был разработан и генеральный план строительства  города. По поводу плана шли долгие дебаты, длительностью в 7 лет, он неоднократно пересматривался и наконец был одобрен в высших инстанциях и утвержден. Согласно плану, новый центр города должен был расположиться с внешней стороны крепостных стен старого города.  Новая столица строилась "с нуля" и
 нуждалась  во многих сооружениях.  Необходимо было построить и административные здания (городская дума), и общественные ( учебные заведения, больницы, ), и культовые (мечети и храмы), и культурно - бытовые сооружения ( театры, банки, биржи, магазины и.т.д.).

 
Надо сказать, что архитектурная мода бытовавшая в Европе в конце XIX столетия представляла собой некий синтезированный стиль, возникший в результате смешения всех архитектурных  стилей, существовавших до той поры. И в некоторых городах Европы, как, например, в той же Праге, такое синтезирование  иногда  доходило до  эклектизма. Архитектуре Баку этой участи удалось удачно избежать. И хоть  и возникали на его улицах  строения  с отголосками, практически, всех архитектурных стилей, эклектизма не случилось. Ибо  все эти строения были объединены единой концепцией нового уникального архитектурного стиля, родившегося  именно в Баку, который в архитектуре позже будет назван  - "восточно- романтическим" стилем или - "восточным(азербайджанским) классицизмом". Ибо основан он был на  богатых  традициях именно азербайджанского зодчества.  Вторым  объединяющим началом для разностилевых построек города послужила отделка сооружений местным белым камнем - бадамдарским известняком и тончайшей художественной резьбой по нему. История города оставила нам вырезанные на камнях строений имена замечательных  азербайджанских мастеров - камнерезов - "устада" . Это - Ханифа, Хаджи Аббас, Хаджи Хейрулла, Кербалай Мирза, Солтан и многие другие имена.

  Застройку центра Баку решили начать с улицы, получившей в тот период название - "Николаевская". И одним из первых зданий, построенных здесь в тот период, явилось здание женской частной мусульманской школы Зейналлабдина Тагиева(1896-1898гг). Построенное в восточно - романтическом стиле  с элементами английских архитектурных традиций, это сооружение открыло новую архитектурную страницу в истории города.
 Проектировал его гражданский инженер  - И. В. Гославский.  Бакинцам необходимо знать  это имя, имя талантливейшего архитектора, автора огромного числа великолепных архитектурных творений во многих городах Европы, и которого при жизни называли -"бакинским или кавказским Расстрелли". Имя польского архитектора, посвятившего всю свою недолгую жизнь строительству Баку. Преданно служившего своему делу, творениями рук своих снискавшего славу нашему городу. Оно неоднократно еще прозвучит на этой, да и не только на этой улице Баку.

 Но, вернемся  на - "Николаевскую". В 1900 году состоялась закладка еще одного строения на этой улице - здания городской Думы (ныне-мэрия). Это архитектурное творение явилось, к сожалению - "лебединой песней" архитектора, зодчий работал наизнос и, по окончанию строительства здания его не стало. Строительство городской Думы велось на общественные субсидирования и стоило городу очень недешево. В строительстве использовались дорогостоящие материалы, некоторые из них выписывались из-за границы, как, например, красный глазурированный суперпрочный кирпич. Но, средств не жалели, ибо строили - на века. А еще у бакинских магнатов была цель - великолепием столицы Азербайджана  поднять национальный престиж и создать мнение о Баку не только как о "городе сказочных богатств", но и как о городе - высокой  эстетики и развитой культуры.

Между женской школой и зданием Думы стоит здание реального училища, построенное в стиле, присущем периоду итальянского "кватриченто", по проекту гражданского инженера Д.Д. Буйнова. Кстати, наискосок от Думы стоит еще одно здание этого же архитектора - европейское женское учебное заведение св. Нины( ныне средняя школа №134).
Рядом с "итальянским" сооружением, как бы, завершая архитектурный ансамбль, стоит  здание благотворительного общества "Исмаилия" (1907-1913гг), выполненное с элементами тех же, "итальянских" традиций. Здесь  располагается Президиум Академии Наук Азербайджана. И благотворительное общество, и само здание были созданы на деньги нефтепромышленника - Мусы Нагиева в память о безвременно ушедшем сыне - Исмаиле. А проектировал его известный в Европе полький архитектор - И.К.Плошко. Величественное, в духе венецианской готики, как его называли в те времена,- "палаццо Исмаилия"  вызывает восхищение и сегодня.

Если перейти  на противоположную сторону улицы и, свернув в переулок, пройти к улице Полухина (в те времена она называлась Персидской), то  мы окажемся перед  зданием Дворца Бракосочетаний. Или, как его называют сегодня - дворцом Счастья. И наверное, нет в Баку человека, который хотя бы раз в жизни не побывал внутри него. Либо на брачных церемониях своих близких, либо с целью создания собственной семьи. Выразительная силуэтная композиция в стиле французской готики, проникновенно запечатленная в камне - восьмигранная прозрачная башня со шпилем, венчающая здание, изначально украшенная уникальными витражами,  тонкая, почти кружевная резьба по камню в отделке здания.  Однако дом этот, некогда принадлежавший семье бакинского аристократа - Муртузы Мухтарова, был по тем временам, построен  в рекордно короткие сроки. И хоть время его создания на доме датируется 1911-1912 годами, на самом деле, выстроен он был меньше чем за год. Кстати, по проекту того же - И.К.Плошко.

В среде коренных бакинцев бытует нечто вроде легенды, а возможно, что это было и на самом деле. Красивая история о необыкновенной любви немолодого  офицера - подполковника царской армии - Муртузы Мухтарова к юной осетинской барышне из Владикавказа по имени - Лиза. Посетив Владикавказ и влюбившись в нее, он сделал предложение горделивой горянке. На что та ответила согласием, однако поставив условием, что будет жить только во дворце. Нетерпеливый влюбленный сделал все, чтобы меньше чем за год обещанный им дворец для любимой был готов. И в указанный Мухтаровым срок дворец  стоял. После чего в него вошла молодая жена. Но, счастье их увы, было недолгим - всего несколько лет, до революции. Пока однажды "взбесившиеся хамы" не ворвались в дом и в жизнь этих людей. Мухтаров, защищая свою честь офицера, честь своей семьи и дома в неравной схватке  погиб. Лизе с детьми удалось бежать во время перестрелки. Оставшись на улице, напуганная происходящим, Лиза вынуждена была выйти замуж за турецкого посланника, чтобы с его помощью  эмигрировать с детьми в Турцию. Но, по рассказам очевидцев, стала жертвой этого человека, ограбившего ее и бросившего на произвол судьбы в Стамбуле. После чего, по некоторым данным, она покинула Турцию и уехала в Париж. На этом следы ее теряются.
 Вот такая вот романтическая история с трагичным концом....

Улица, на которой стоит этот дом, сегодня носит имя Муртузы Мухтарова. Пока носит.... Как знать, вдруг и ее завтра продадут, а дом - разрушат...? И не будет ни дома, ни улицы, ни поэтичной истории о любви...? А может и Баку не будет? Разрушат...? Не оставив нам даже права на память?


Городу необходим агроном, - почему-то, подумалось, - агроном, который вернет ему вместе с утраченными иллюзиями клумбы с розами и тюльпанами, гладиолусами и маргаритками... Вместо нынешних кладбищенских желтых цветов, которыми, какой-то умник уже который год подряд засевает город...

Баку Весна 2003г.


Хочу сообщить читателю, что вот уже месяц, как дворец Мухтарова закрыт на реставрацию. Радуемся!

 


Рецензии
Ну вот, видите - "закрыт на реставрацию". Значит, не всё так плохо?! Во всяком случае, "реставрировать" - это ведь совсем не "разрушать". И...
Чтобы так и было. И сегодня. И завтра. И... ВСЕГДА!

Константин Кучер   03.08.2009 22:14     Заявить о нарушении
Да, сами удивляемся, - реставрируют. Но, увы, города этим уже не спасти. Столько порушили, а главное, столько понастроили бездарных творений, нарушивших строй и композицию города, что ничего уже не поправить.

Лейла Сабзали   03.08.2009 23:53   Заявить о нарушении
Мне кажется, если не торопиться, всё взвесить... Поправить всегда можно.
Тем, более, что мы никогда не знаем, как тот или иной архитектурный вариант будет воспринят нашими потомками. Вон, французы тоже поначалу Эйфелеву башню в штыки приняли...
Может, не так страшен чёрт?!

Константин Кучер   04.08.2009 10:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.