Ностальгия канадского дальнобойшика

С Дэном (по некоторым причинам я не буду называть его настоящего имени и фамилии) мы знакомы еще с институтских лет. С детства он был увлечён автомобилями: собирал модельки, выписывал автожурналы, сочинял рассказы про машины. Окончив университет, сделал весьма успешную карьеру в крупной иностранной фирме. Но детская мечта осталась. И вот три года назад, переехав жить в Канаду, он резко меняет жизнь, становясь водителем-дальнобойщиком в транспортной компании. Недавно Дэн впервые после отъезда побывал в России.

Воспользовавшись встречей со старым другом, я не мог не расспросить его, чем же работа дальнобойщика в Америке отличается от нашей и каковы впечатления от встречи с Россией.

- В Канаде и США, в отличие от России, гораздо меньше грузов идёт железной дорогой, к тому же большинство перегонов не электрифицированы. Ей везут в основном нефтепродукты, руду и пищевую продукцию типа зерна, муки, соли. Главная масса товаров перевозится автомобильным транспортом. Выпускается множество марок автопоездов - "Петербильт", "Кэнворд", "Уэстерн Стар", "Интернэшнл", "Макк", "Фрейтлайнер". Последние - самые распространённые, сейчас на такой езжу. В основном их производят заводы "Даймлер-Крайслер", и на некоторых ставятся мерседесовские моторы. Водители их не очень любят за не слишком эффективное торможение двигателем. Кстати, практически все модели в США делаются капотной компоновки, в то время как в Европе и России - вагонной. Американцы считают, что это более безопасно. В принципе все они очень схожи, удобны для водителя. Условия труда в них не сравнить с нашими. Едешь на таком автопоезде с грузом до 30 тонн как на легковушке, легко за день можно сделать до 1000 км.

- Какие-то специальные требования к водителям автопоездов есть? Вообще, трудно было его освоить?

- Там тоже есть свои категории, правда, не такие, как у нас. Обычные права позволяют ездить на автомобиле весом до 10 тонн - хоть легковом, хоть грузовом. Чтобы управлять машиной типа "Фрейтлайнера", нужны специальные профессиональные права. Самое сложное было научиться управлять автопоездом, где один прицеп больше 16 метров, а вся она - около 25. Сложно было научиться задом въезжать в ворота складов - они сделаны как док, а двор довольно узкий. Надо проехать вперёд, потом задом на излом идти, стать перпендикулярно к этому доку, чтобы металлический поддон, когда разгружают на электрокаре, входил в кузов. Зазор по краям - плюс-минус 25 см. если чуть-чуть неровно станешь, они уже не смогут опустить эту штуковину.

- Какой-то график тебе дают? Маршрут передвижения, время?

- Нет, выбираю сам. Большинство шофёров стараются взять рейс подлиннее. Платят ведь за мили, и чем больше проехал, тем больше заплатили. Хотя схитрить, делая кружной путь, всё равно не получится - есть определённый лимит расстояния. А если берешь короткую поездку, больше потратишь время на переход границы, разгрузку, маневры по городу. Когда же едешь по хайвэю, идешь 130 весь день. Пару раз остановишься, перекусишь, а так весь день сидишь, едешь спокойно. Обязательного графика движения нет. Главное условие - чтобы не нарушал закон. По нему ты в США не можешь ехать более 11 часов. Потом обязан остановиться на отдых. Есть так называемые весовые станции, на которых сидят представители Министерства транспорта. Когда на дорожном знаке мигают лампочки, надо съехать с трассы. Проезжаешь через весы, вмонтированные в дорожное покрытие. Если перевеса нет - можешь ехать дальше, если есть - плати штраф. Но могут просто остановить и сказать: "Мы вас хотим проверить". Смотрят путевые листы за последнюю неделю, чтобы не было больше определенного количества часов за рулем. Могут провести и техосмотр, но это бывает очень редко.

- Ездишь с напарником?

- Нет, один. Первое время ездили вдвоём. Меня не устроило, потому что получается неудобный график - шесть часов едешь, шесть отдыхаешь. Не успеваешь выспаться, всё время сонный за рулём, просто опасно. Получаются сдвинутые день и ночь. Есть, конечно, те, кто ездят вместе, могут и днём спать, но я не смог.

- Но ведь на дороге всякое может быть. Одному не опасно?

- Это всё выдумки создателей боевиков. Америка - не Россия, никаких беспредельщиков на дорогах там нет. Трассы вообще пустынны, бывает, за день ни одной машины не встретишь. Наверно, бывают какие-то случаи, когда особо ценные грузы везут или наводку кто-нибудь сделал. Я не сталкивался. Говорят, есть отдельные места в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, но
это единичные, неординарные случаи.

- Америка гордится своими дорогами. Это правда, что они такие отличные?

- Конечно, их хайвэи с нашими трассами даже сравнивать глупо. Во-первых отличное покрытие. Во-вторых, нет встречного движения, оно идёт через широкую разделительную полосу. На трассе не менее двух полос в каждую сторону, около городов - до 5-6. Трассы свободные, машин мало. Полицейский никогда тебя не остановит, если ты не превысил скорость. Но и тут есть зазор: имеешь право в США на 10, а в Канаде - на 20 км/ч быстрее ехать, чем на знаке написано. А в России попробуй тысячу километров за 11 часов пройти, да ещё с грузом - это вообще нереально. Я на легковой до Ростова 8 часов еду, а это 500 км. Правда, зимой тяжеловато. Дорога заснеженная, особенно между городами, убирать не успеваешь. Приходится ехать не спеша. Удержать "Фрейтлайнер" на скользкой дороге куда сложнее, чем легковушку.

- Ты живёшь в Канаде, но грузы возишь в основном по США. Граница между ними открытая, как в Евросоюзе, или есть свои таможни?

- Не совсем открытая. Подъезжаешь, не выходя из кабины показываешь паспорт, визы. Бывает, что груз через рентген пропускают, примерно как в аэропорту просвечивают. Ставят за тобой, чтобы не облучить, такую рамку, и начинают от кабины до конца груза её вести. Особенно часто с этим сталкиваются неграждане, с иностранными паспортами. Но, конечно, такого беспредела, как на российских таможнях, нет и в помине.

- Тебе довелось за время работы изъездить всю Северную Америку, от Мексики до границы с Аляской. Что больше всего запомнилось?

- Впечатлений столько, что очень трудно что-то выделить. На севере Канады раз увидел полярное сияние. Скалистые Горы очень впечатлили. Покруче наших Кавказских будут, очень сложные там дороги. Гранд-Каньон - тоже непередаваемое впечатление. Очень понравился Лос-Анджелес и вообще вся Калифорния. Действительно райское место, я теперь понял, почему звёзды шоу-бизнеса туда стремятся. А вот Новый Орлеан посоветовали объехать стороной: после наводнения это мрачное и опасное место. Во Флориде запомнились дороги, огражденные стальной сеткой. Я вначале не понял, зачем это. Потом мне объяснили: от крокодилов,"gators", как там их называют. Раньше там часто крокодилы выползали на дорогу и попадали под колёса. Мой-то тягач его раздавит, а легковые машины нередко через такие "брёвна" переворачивались. Вообще, там какой-то культ аллигаторов. Даже в магазинах продаются как сувениры сушеные крокодильи лапки на палочках, как у нас раньше дети на Первомай флажки носили. Вообще животных много всяких на дорогах попадается. Койоты часто пробегают, в Канаде лоси, даже медведи встречались. А ещё Канада, особенно южная, граничащая с США часть, местами очень напоминает наше Ставрополье.

- Прошло три года, как ты уехал. С точки зрения водителя, что изменилось в Пятигорске?

- Некоторые вещи поразили неприятно. Пробок таких раньше не было. По центру города не проехать стало. Везде паркуются, где можно и нельзя. Улицы разбитые даже в центре, такого в Штатах в самом захолустье не увидеть. Очень хамски ездят водители. И подрезать могут, и по встречной проехать, и через сплошную обогнать. В Америке это просто невозможно, там есть культура поведения на дорогах. Вообще город какой-то запущенный, загазованный, зелени меньше стало, везде какие-то неказистые строения, магазинчики, пристройки появляются. Из того, что понравилось - заметно больше хороших иномарок, причём дорогих, последних моделей. Меньше стало автохлама. Но в целом, конечно, узнал город детства.
Сегодня Дэн устроился по эмигрантским меркам нормально. Живет в Торонто в хорошем районе, есть стабильная работа, социальные гарантии, через несколько месяцев ожидает получения канадского гражданства. Но если три года назад, когда уезжал, настроение у него было остаться за океаном навсегда, то в этот раз в разговоре проскользнули ностальгические нотки - поработаю ещё годик-другой, заработаю денег, а там посмотрим, может быть, и обратно вернусь. Бесспорно, американские хайвэи лучше наших дорог, а "Фрейтлайнер" не сравнить с "КАМАЗом", но всё же Родина есть Родина, и даже канадские просторы лишь только её напоминают.


Рецензии