Вадим Сыромясский. Очерки на заданную тему

Вадим Сыромясский
Очерки на заданную тему

ХОРОШО БЫЛО АДАМУ. ЕСЛИ ЕМУ СЛУЧАЛОСЬ УДАЧНО ВЫРАЗИТЬСЯ, ОН МОГ БЫТЬ УВЕРЕН, ЧТО СКАЗАЛ ЭТО ПЕРВЫМ. МАРК ТВЕН.

~ * ~
Все великие озарения рождаются на пороге частных событий, наблюдений и экспериментов. Некий римский правитель обратил внимание своего упорствующего сына на то, что деньги, полученные за пользование общественными туалетами, не пахнут. И тут произошло озарение ума у всех: “Ба, так это же всеобщая истина – деньги не пахнут!” И дальше пошло-поехало: все течет, все изменяется; все течет как вода; все яблоки тяготеют к другим предметам; все короли голы; все волки серы; все женщины хороши; все мужики сволочи и так далее. На всякого мудреца довольно простоты! Обобщение находится на вершине знания, но не каждое. Лев Толстой, например, предпослал своему роману “Анна Каренина” такое обобщение: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". Классику конечно виднее, но здравый смысл невольно протестует против этой максимы.

~ * ~
Романтика идеализирует все сущее и происходящее. Одновременно она дает опору человеку в его сомнениях и поисках идеального. Романтик – это художник, который показывает человека не таким, каким мы его видим в обыденном отражении, а таким, каким мы хотели бы его видеть и каким он его видит сам в ореоле совершенства.

~ * ~
Прочитав опусы Пауло Коэльо, останавливаешься в недоумении. Что это? Попытка мыслить категориями примитивного человека на заре цивилизации? Или это упрощенный вариант познания им самого себя и Бога, предназначенный для мало читающей первоисточники современной интеллигенции? То, что мастер в совершенстве владеет словом, не вызывает ни малейших сомнений. Но на какую категорию читателей он рассчитывает, хотелось бы узнать у самого автора.

~ * ~
Писать дневники и воспоминания – значит переносить на физические носители вечную память о том, от чего наш разум предпочитает освободиться. Перевернув последнюю страницу, мы ощущаем легкую эйфорию освобождения и душевный покой.
 
~ * ~
Слово, подобно атому, содержит огромную скрытую энергию. В былые времена одно слово “измена” приводило в действие безжалостную машину взаимного истребления. В наше время одно слово “терроризм” приводит к содроганию огромные массы людей, разъединенных этнически, идеологически и духовно.

~ * ~
Следует признать: презумпция невиновности – неразрешимая дилемма, как коммунизм – красивая мечта. “Не пойман – не вор. Не успел бросить бомбу – не террорист”, - говорят злоумышленники и при этом злорадно улыбаются.
Как нам представляется, презумпция невиновности должна стать секретным оружием правосудия, а не его красным знаменем. Подумаем, о какой презумпции можно говорить, если в обществе существуют и будут существовать досье для контроля за благонадежностью (читай: невиновностью) людей и секретные тюрьмы для предполагаемых преступников? Просто жизнь имеет свои жестокие реалии, которые не укладываются в наше восторженное мироощущение. Главное – упредить злоумышленника. А справедливое правосудие и жесткая мера наказания – слабое утешение для пострадавшей стороны.

~ * ~
Всеобщее образование без всеобщей культуры – не благо. Опыт социализма свидетельствует, как легко образованное общество отказалось от своего культурного наследия, национальных традиций, бытовых обычаев, классической литературы, оперы, балета, культуры пития, традиционного целомудрия половых отношений. Все рухнуло в одночасье, как падает мост, лишенный несущей опоры, как в прошлые века происходили переходы из одной веры в другую.

~ * ~
Революции разъединяют людей на две стороны от баррикад. Контрреволюции делают то же, но меняют местами разъединенных. Вопрос, что же даст людям полное и безусловное единение, остается вечно открытым. Безусловно, это не изобилие и не всеобщее благополучие. Подвинуть человечество к единению может только реальная угроза вселенской катастрофы, когда ни у кого не останется шансов на спасение. Отсюда задача для науки: вычислить неизбежность и спрогнозировать масштабы такой катастрофы.

 
~ * ~
Сверхчеловек (bermensch) Ницше – вербальная нелепость и философский бред. Человек не может быть выше самого себя и выше своего вида. Как постоянно показывал почитаемый Ницше философ Монтень, независимо от того, какое положение в общественной иерархии занимает человек, он остается довольно непритязательным существом, которое ест, пьет, икает и пускает ветры. Пришедшие покорять недоразвитые народы “белокурые бестии” в униформе становились на постой в домах покоренных, заставляли славянских женщин таскать и греть им воду. Распарившись, они в присутствии женщин издавали дикие возгласы, пускали ветры и давили вшей в волосистой части своих тел. И после всего этого высокомерно говорили “rusische schwein”.

~ * ~
Мы приходим в этот мир не по своей воле и задерживаемся здесь не по своему желанию. Родившись, мы попадаем в руки судьбы, которая точно знает, на каких этапах нам предстоит задержаться и где наш последний придел. Малодушные наши попытки досрочно хлопнуть дверью судьба сурово пресекает, подвергая нас осмеянию и остракизму окружающих. Единственный способ незаметно улизнуть в преисподнюю это начат пить, курить и глотать всякую фальсифицированную дрянь. Характерный случай произошел этой осенью в Запорожье. 30-летний мужчина бросился с арочного моста в холодную воду Днепра. Пролетев 30 метров, он удачно приводнился и даже нашел в себе силы самостоятельно добраться до берега, откуда его с трудом забрали спасатели. В больнице серьезных повреждений организма не обнаружили и через установленное время занялись выяснением психических деталей трагедии. Значит, эта косматая особа с косой его не ждала. А судьба грубо отказала ему в любезности.

~ * ~
Лента Мебиуса – это пример того, как природа умеет посмеяться над нашим воображением, предрасположенным к восприятию мистификаций. Фокус состоит в том, что поверхность этого замкнутого кольца кажется однообразной и бесконечной, поскольку мы не замечаем (или не хотим замечать) места перехода беговой дорожки, образно говоря, с асфальта на грунт и обратно. Картина проясняется, если мы до того, как деформировать ленту, выкрасим ее реально существующие поверхности в разные цвета, а затем состыкуем красную поверхность с белой.
Украинский энциклопедический словарь (стр.696) определяет понятие поверхности, как границу тела или след движущейся линии. То есть, в геометрическом (и физическом) смысле поверхность может быть только односторонней, о чем и свидетельствует лента Мебиуса. Разносторонними бывают только физические тела и фигуры, имеющие продольные и поперечные размеры.


Рецензии