Дугин Александр. Поп-культура и знаки времени. спб
Вместо вопроса сразу даётся (как правило, глупейший) ответ.
Но Александр Дугин не боится ставить вопросы.
Он известен как геополитик, евразиец и философ-традиционалист. Им написаны около двадцати книг.
Для большинства читателей нынешний труд Дугина будет весьма неожиданным. Прежде всего – это рассуждения о метафизике эстрады. Он разбирает по косточкам тексты шлягеров Меладзе и Анжелики Варум, ищет холизм в творчестве Булановой, даёт панорамный обзор русского рока.
Любопытны термины из текста Дугина.
Часто упоминаются фриксы и гиксы.
Фрикс – это английское слово для обозначения редких уродов, типа бородатой женщины и т.п.
Гикс – это цирковой термин для пожирателей червей, лягушек и прочего дерьма.
И тут же Дугин пишет о идущей через века традиции связи жрецов и пророков с музыкальными инструментами (вспомним кельтских бардов и ваттов, бывших членами жреческой иерархии друидов). Пение, пляски, представления, репетиция мифов и т. д. – дело исключительно шамана, который и является центральной и основной фигурой в сфере того, что в профанической цивилизации стало называться «искусством».
Даже в Ветхом завете упоминается о подобной практике: например, пророк Елисей (ученик Илии), начинает пророчествовать, когда слышит игру на гуслях специально приглашенного музыканта. Но в самом изначальном обществе пророк и музыкант были не двумя различными персонажами, а одним и тем же лицом.
Так в ессейских кругах понятия «пророческая школа» и «музыкальная школа» были синонимами!
Некогда театр был формой повествования о мифе, мистерией.
Сакральный театр, впрочем, существует и сегодня – не только театр Бали (о котором писал Арто), но и тибетские мистерии «Цам», сакральный японский театр «Но» и т. д. Древнегреческий театр был разновидностью инициатического действа.
Актёры не просто изображали богов и героев, они становились их телесными опорами, проходила языческая «эпиклеза», духосхождение (говоря христианским языком). И только в позднем Возрождении (с точки зрения Жана Бодрияра) появляется профанный театр, «театр мертвецов».
Христианство вытеснило эти дохристианские теургические культы из социальной реальности, но они не исчезли полностью и стали достоянием особых групп, довольно маргинальных, но сохраняющих вопреки всему основы древнейшего знания, принципы культовых практик.
На Руси главным братством такого рода после окончательного искоренения волхвов и их традиций стали скоморохи, «весёлые люди».
Скоморохи в своих представлениях фактически воплощали в себе в синтетическом состоянии всё то, что позднее получит название искусства в модернистском смысле.
Вы обратили внимание, как всё более утрачивают смысл выступления наших чиновников и политиков?
Это последствия логики развития западноевропейской культуры от Возрождения до нашей эпохи постмодерна. Идет автономизация знака, нарастающий отрыв «означающего» и «означаемого», вплоть до совершенного исчезновения «означаемого» в постиндустриальном гиперкапиталистическом обществе.
Высшие лица государства повторяют уже не пустые штампы, но нарочито абсурдистские языковые конструкты. Это не глупость и не тотальная профнепригодность, как может показаться наивным людям… Они вполне профпригодны, но полностью под властью алеаторного кода, который принуждает их говорить и делать так, как они говорят и делают.
Они – големы автономных знаков, автоматоны смерти, их загипнотизировала матрица капитала.
Иными словами, они не идиоты, но постмодернисты, воспроизводящие весёлое скольжение гнетущей бессмыслицы.
Свидетельство о публикации №206110500257
Александр Соколенко 2 12.02.2025 14:14 Заявить о нарушении