Иванова Наталия. Невеста Букера. Критический урове

Наталья Борисовна не любит определения «критик» и «публицист», предпочитая называть то, что она делает «эссеистикой».
Она воспринимает литературу и общественный быт как единый процесс.

Жизнь – подсознание литературы, литература – сознание жизни.
Литературный критик, по мнению Н. Ивановой, похож на Отелло. Прикончив Дездемону (то есть красавицу великую русскую литературу), предварительно обвинив ее в нарушении конвенций, он теперь плачет и смеётся над её трупом.

Единства в литературной критике сегодня нет, и потому нет никакого общего её положения.
«Невеста Букера» - вся наша современная словесность, соревнующаяся за награды, принимающая допинги, участвующая в забегах: одних только премий (не считая конкурсов) на Россию более двухсот.

Очень любопытны мысли Н. Ивановой о развитии либеральной мысли в литературе последних пятнадцати лет.

Она показывает, что даже бандитов можно романтизировать, и интеллектуалы – изготовители масспродукции знают, что за такой концепцией стоит массовый успех.
«Таня Толстая и Дуня Смирнова» одобрили «Бригаду» пригласив в свою передачу (и обласкав) её режиссера.
Александра Маринина на ТВ у Бермана и Жандарева сказала – прямым текстом, что бандит – это профессия такая современная.

Но дело даже не в этом.
Дело в легитимизации бандитизма и криминала как обычной составной части социума.
Все общество играет в казаков-разбойников.

А может быть тут еще один слой?
Есть ведь эстетика эпатажа, эстетика провокации, которая включает в себя нашу возмущенную реакцию.

И по законам постмодернизма, и по законам информационного общества ваша реакция необходима как часть события. Реагируя, возмущаясь, вы становитесь частью этого перформанса, работая на его раскрутку…

Часто говорят о том, что русская литература умерла.
Может быть, произошло еще более страшное – читатель погиб?


Рецензии
Опять тема для беседы в кругу друзей за рюмкой водки, но ни как не для чтения.

Павлентий   05.01.2007 15:49     Заявить о нарушении