Генон Рене. Очерки о традиции и метафизике. спб. а

Странный философ, математик по образованию, человек, который закончил католическую школу, но входивший в круг почитателей мартинистов, во главе которых стоял Жерар Анкосс, более известный у нас под именем Папюс.
В 1912 году он принял ислам и получил инициатическое имя Абд-эль-Вахд-Яхья, что можно перевести, как "Служитель Единого". (Сам Генон достаточно настойчиво советовал как своим знакомым, так и читателям не следовать его примеру. Он рекомендует большинству людей не менять религию, а стремиться открыть эзотерические аспекты в границах той религиозной традиции, которая выступает как "естественный" элемент окружающей их культурной среды. И хотя для европейцев таким "естественным" элементом остается христианство, многие ученики и единомышленники Генона не вняли его советам и остановили позднее свой выбор также на исламе).

Генон считает, что Европа страдает как раз от того, чем она больше всего гордится. Называя европейскую цивилизацию делом Разума, на самом деле пытаются скрыть интеллектуальную нищету и убогость европейца, у которого, наоборот, сентиментальность развита настолько, насколько это вообще возможно, а о подлинной интеллектуальной культуре в Европе давно уже никто не имеет даже самого отдаленного представления.

Генон считал себя «всего лишь» человеком, цель которого – донести до сознания европейца некоторые извечные истины, на Западе давно уже позабытые, но сохранившиеся на Востоке. Сам он свою задачу определял так: «Насколько нам известно, никто, кроме нас, не излагал на Западе подлинных восточных учений; мы же делаем это так, как сделал бы это на нашем месте любой житель Востока, приведи его к этому те или иные обстоятельства, то есть не в целях какой бы то ни было «пропаганды» или «популяризации» и единственно ради тех, кто способен понять эти учения такими, каковы они есть, не пытаясь исказить в угоду общедоступности».

Первое, что должен сделать европеец, - осознать настолько ясно, насколько это возможно, что между Востоком и Западом простирается пропасть.
И если при знакомстве с традиционными учениями некоторые элементы последних и будут напоминать ему об идеях, хорошо известных на Западе, то необходимо понимать, что такое сходство является чисто внешним и поверхностным.
Но пропасть между Востоком и Западом не просто указывает на определенные различия между ними. Она разделяет, повторим, совершенно противоположные цивилизации, и противоположность между ними Генон советует иногда понимать буквально, как, например, между «черным» и «белым» или между «плюсом» и «минусом».
Иными словами, то, что является ценностью на Востоке, скорее всего будет воспринято негативно на Западе, и наоборот.
Примеров можно привести более чем достаточно, и все они будут демонстрировать, что с точки зрения Востока Запад является миром «наоборот», миром, вывернутым наизнанку.

Запад ориентируется на будущее, и именно с будущим в той или иной форме связывают все свои надежды европейцы. Восток обращен в прошлое. Более того, если смотреть на Запад с Востока, то становится очевидно, что все то, что европейцы ждут от будущего, на самом деле осталось уже позади, в их собственном прошлом.

На Западе изменения считаются благом, на Востоке же важнее неизменность.
Именно поэтому Восток называется традиционным обществом, то есть обществом, в структуре которого главное место отводится традиции.

Согласно Генону, «религией» можно называть только специфический вид экзотерической традиции, предполагающей объединение целого ряда признаков, которое в истории цивилизаций встречается не так часто.
«Религия» есть там, где мы встречаем представление об Абсолюте как Личности, приоритет веры перед знанием и некоторые другие предпосылки, которые более подробно сам автор рассматривает в очерке «Традиция и Религия».
Религий (согласно этому определению) всего три, это христианство, иудаизм и ислам; все остальное историки называют религией по недоразумению.


Рецензии
То же читать не буду. Позиция автора ясна: "европа плохо" , "восток хорошо", в своем отечестве нет пророков. Напоминает притчу про дятла пришедшего учится музыки: дятел без стука врываетс к учителю, учитель ему и говорит: выйди и постучись, дятел убегает "умудренный" думая что стук и есть музыка.

Павлентий   05.01.2007 13:50     Заявить о нарушении