Эрнст Юнгер. Гелиополь. - Спб. Амфора, 2000 г. 446

Романтик и авантюрист, говоривший устами одного из своих героев, что «…демократию я ненавижу, как чуму!», прожил долгую жизнь.

Он родился в 1895-ом году и умер в 1998-ом.
Эрнст Юнгер служил в Иностранном легионе в Африке.
К началу Второй мировой войны его мундир капитана вермахта был украшен всеми высшими воинскими наградами Германии. Воякой он был весьма профессиональным, если при всех вышеперечисленных обстоятельствах сумел остаться живым.

Фашизм и национал-социализм – это и есть романтизм, который доведен до крайних пределов.
Подтверждением сказанному может служить весь текст романа «Гелиополь». Здесь, при желании, можно увидеть попытки оправдания касты военных во времена Гитлера. В той реальности, которая присутствует в романе Юнгера, доблесть и героизм присущи сторонникам Князя (т. е. аристократии, избранников высшей силы). Соответственно, все негодяи и мерзавцы стоят на стороне Ландфогта, лидера малообразованных масс, который умело манипулирует толпами черни.

Всю идеологию Эрнста Юнгера наиболее ярко представляет задача «моста Мазирах», которая излагается на страницах 246 –260. Тут дана квинтэссенция взглядов автора на очень многие основополагающие для него устои.

Арабский купец Аль-Салам должен провести свой караван с золотом по крайне узкой и опасной горной тропе, известной как "мост Мазирах". Особенностью тропы является то, что другого края этого своеобразного моста путник не видит. В одном месте, названном Мазирах, скала полумесяцем выдается в море. Внизу, у подножия, бьет морская волна, а вершина уходит в облака. Горные породы - гладкая стена цвета металла. Вдоль этой отвесной стены на середине высоты скалы проходит тропа - выступ шириной в две ладони, где едва умещается человеческая нога и с трудом проходит мул, и то при условии, что шаг погонщика тверд и у него не кружится голова. На этом опасном пути нельзя отвлекаться и смотреть в сторону, вниз, на белые гребни волн, чудовищно притягивающие человека, или вверх, на горную вершину, где кружит альбатрос. Взгляд должен быть прикован к гладкой отвесной стене, по которой ощупью скользит рука.
В таких условиях тянется на чудовищной высоте по краю отвесной скалы тропа, изгибаясь, как лук, обращенный дугой к морю. Тому, кто начинает путь, дуга видна только до половины. Поэтому принято было останавливаться в том месте, откуда натягивается "тетива", чтобы убедиться, что тропа свободна, и никто не идет по ней с противоположной стороны. Это проверялось следующим образом – со стороны скалы издавался сильный клич, наподобие клича муэдзина. Если ответа не следовало, дорогу можно было считать свободной и смело выходить на нее.
Но у Дьявола свои расчёты...
 И вот, пройдя половину расстояния, арабский караван встречается с караваном еврейским (везущим груз соли). Тропа столь узка, что разойтись двум караванам невозможно - даже развернуть мула на этой тропе нереально. И тогда Аль-Салам действует решительно: сперва он успокаивает своих людей, предотвращая военное столкновение, которое в данных обстоятельствах неизбежно привело бы к всеобщей гибели; затем, вступив в переговоры с евреями, он покупает груженных солью мулов, которых сбрасывают в пропасть, завязав животным глаза.

Тому, кто хочет узнать историю чуть подробней, даю ссылку: http://kraizemli.narod.ru/2011/pont.html 

Именно этот небольшой пассаж дает ясное представление о тех ценностях и этических нормах, какие выработал Юнгер за свою долгую жизнь.

Можно с ним не соглашаться, но отнестись к его системе взглядов стоит с вниманием и уважением. Для самого автора эта система оказалась вполне успешной программой действий, которая дала ему возможность делать свой выбор между светом и тьмой на протяжении более ста лет.

А литературной славой Юнгер и без того не обижен.


Рецензии