Чудеса воскресения Христова по Кириллу

ТЕЗИСЫ

Архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл. Проповедь по телевидению, посвященная светлому Христову воскресению, 2006.

Основные запомнившиеся тезисы.
1. История, произошедшая с Христом, не была бы востребована, если бы не последующее воскрешение.
2. Человек не знает что это такое - воскрешение, не может осознать, что там, за смертью. Нет опыта; чудеса воскрешения позволял себе только Христос и апостолы. Наука здесь бессильна.
3. Многие шарлатаны утверждают, что могут оживить человека, но это ложь.
4. Христос обещал, что воскресшие даже получат новое тело.
5. Это не означает, говорит архиепископ, что жить надо ожиданием загробной жизни: только земная жизнь дает надежду жить после смерти.
6. Сам факт предстоящего воскрешения делает земную жизнь осмысленной. Иначе получается, что человек живет исключительно ради потомства, а это, по мнению архиепископа, не так.

Проповедь вызвала у меня ряд вопросов, ответов на которые не прозвучало. Более того, некоторые утверждения архиепископа кажутся... Но об этом ниже.

ОСОБЕННАЯ ЖЕРТВА

Сам факт воскрешения Христова – чудо, о котором говорят сотни и сотни лет.
Это чудо даёт надежду одним, веру другим, правду третьим.
Это чудо освещает жизненный путь, человек становится целеустремлённым, он знает, как и что делать на земле, чтобы после смерти быть с Богом.
Это чудо, которое по своей бессмысленности не имеет аналогов в истории человечества.

Человечество придумало много жертв. Богам жертвовались пища, животные, предметы быта, драгоценности и целые состояния. Некоторые религии считали самой действенной жертвой саму человеческую жизнь.
Но всего этого показалось мало. И человечество решило принести в жертву Самого Бога. Чтобы потом эту жертву чудесно присвоить.

КОМУ ЖЕРТВОВАЛОСЬ?

Жертвы приносились богам. В христианстве в завуалированном виде люди так же приносят жертвы (отголоски религий, из которых выросло христианство). Жертвуются ценности, труд, свобода от мирского и пр. Церковь, как естественный жреческий посредник, с удовольствием принимает эти жертвы.

Но кому принесен в жертву Христос?

Если это Самопожертвование, то Богу-Отцу + Богу-Сыну + Святому Духу?
Однако, церковь учит несколько иначе.
Самопожертвование ради идеи?
Однако, история почему-то навязчиво повторяет: поступок Христа был великолепно использован в мирских целях (политике, экономике, искусстве и пр.), т.е. о реализации идеи Христос позаботился не вполне. А именно.
Имеется масса историй о людях, положившихся на религию, и которые были духовно спасены еще при жизни. Другие истории, наоборот, свидетельствуют о духовном падении и разочаровании людей, поверивших религии. Т.е. ценность идеи всегда сверяется с результатом. Объяснить идеологические провалы пытаются дьявольской совращающей силой, которая якобы автономно сосуществует с божественным проведением (что само по себе нелепо).
Интересно отметить, как и какими способами христианство пополняло свои ряды, как только у него появилась сила. Инквизиция, крестовые походы, конкиста...
Неужели смысл самопожертвования Христа в становлении религии?
О! Вот это проявилось вполне. Однако главное – не в этом, учит церковь.

Утверждается, что поступок Христа дал возможность каждому человеку очиститься от грехов еще на земле, до того, как он попадет на небо. Замечательный алгоритм!
Так Христос – жертва человечества самому себе, т.е. человечеству?

СТРАННОСТЬ ПРИНЕСЕНИЯ ЖЕРТВЫ

По большому счету страдания Христа и особенно Его смерть для времен Римской империи ничего особенного и выдающегося не представляла. Мучения и пытки, как средство казни, применялись довольно часто и повсеместно, в т.ч. для проповедников чего-то новенького. Более того, они с успехом применялись и потом, не стеснялись их и в средние века и даже теперь не стесняются. И с тем же целями. Да, гуманизм побеждает; да, кровавые сцены страстей Господних из фильмов ужасают; да, несомненно, это были страшные муки. Странно, что совершенно забыто, что такие же муки испытывали на себе десятки тысяч людей. И НИКТО не считает эти смерти – искуплением всего человечества.
Значит, смысл не в казни, не в мучениях Христа, не в идее, которую нёс Христос, а в чём-то ином?

ЗАЧЕМ?

Итак, смерть Христа – жертва Божественного Сына человечеству, а не какая-то смешная жертва Богу.
Но воскрешение Христа – доказательство того, что так же чудесно может быть возвращена жизнь каждому человеку!
На этом заострил внимание отец Кирилл: именно жизнь будет чудесно возвращена истинно верующим.
Архиепископ Кирилл, как я понял, считает, что самое главное все же не вера, а жизнь в вере. И именно земная жизнь определяет судьбу человека после смерти.
Вечная жизнь! Воскрешение!
Без неё земная жизнь бесцельна и от этого бессмысленна.

Странное умозаключение. Почему же тогда не бессмысленна загробная жизнь? Для чего она человеку? Не естественнее ли видеть бессмертие в своих детях? Вот оно настоящее бессмертие – будущие поколения. И ради них, а не ради своей загробной судьбы живёт человек по Закону Бога.
Или отец Кирилл прав?

Что ждет воскресших после смерти? Не новые ли испытания, которые они должны пройти? Этого никто не знает, но если это верно для людей при земной жизни, то почему для тех же людей Бог придумает что-то иное после смерти?
Или отец Кирилл прав: нет опыта? Значит, любое предположение может быть как верным, так и ложным?

ШАРЛАТАНЫ

Особых слов (на злобу дня*) отец Кирилл уделил шарлатанам с их уверениями, что-де и они могут воскрешать. Это преступно и цинично - уверять убитых горем людей, что кудесники умеют воскрешать.
Но не то же самое утверждают авторы НЗ? Ну и кто знает, каким путём Бог проявляет Своё присутствие на земле? И не так ли относились здравомыслящие люди к Христу или апостолам, когда те утверждали, что способны воскрешать, как сегодня мы относимся к указанным шарлатанам?
Отец Кирилл отметил, что человек не может понять или доказать, что же такое воскрешение и как оно согласуется с известными законами природы. Нужно просто верить. Так же, как верят сегодня шарлатанам?
В чём отличие между верой в воскрешение и верой в воскрешение? Верой в чудеса и верой в чудеса? Ответ: шарлатаны не просто так шаманят, но еще и бросают тень на основу основ православного учения! Общеизвестно, что оживлять людей позволял Себе только Христос и Его ученики. И никто после них!

ЧУДО ВОСКРЕШЕНИЯ

Итак, что главное в Христовой жизни и смерти? Проповеди, чудеса, муки ради человечества? Новая заповедь «возлюби»? Убедительные слова о том, что только с Ним человек попадёт к Самому Богу, а не будет низвергнут в геенну?
Нет, утверждает архиепископ. Главное - Чудо Воскрешения.
Итак, для того, чтоб доказать правдивость слов Христа и Его заповедей, действенность Его учения, логичность и несомненную необходимость Его жертвы потребовалось… Чудо.

Авторы НЗ прекрасно понимали, что центральное место сюжета должно занять Настоящее Чудо. Это и есть главная интрига: Чудо Воскрешения. И без этого Чуда нет Нового Завета!
Или отец Кирилл прав как-то иначе?

ЦЕЛЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Но какое ТЕПЕРЬ имеет значение, насколько лихо был закручен сюжет истории с Христом? Который с удовольствием используют сегодня (да и всегда) как средство достижения совсем иных, не христианских целей.
Вере не нужны жертвы и муки, воскрешение и проповеди Христа. Вера давно переросла Новый Завет. Религия – средство, а не цель. И главное в проповеди отца Кирилла всё же то, что воскрешение (не обязательно физическое) и есть та самая цель, к которой должен стремиться человек при жизни.

Разумеется, приобщение к чуду воскрешения возможно не для всех званных. Но это положение давно набило всем оскомину, и об этом архиепископ если и говорил, то между строк. И получилось, что вся проповедь свелась к тому, что:
ЛЮДИ, ВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОМУ ЧУДУ!

А цель Бога нам не известна. Нам говорит Писание и Предание о земных путях достижения в общем-то непонятной глобальной цели. Даже если эта цель – воскрешение и пребывание в дальнейшем с Богом, она не стоит того, чтоб бросить земные заботы отдаться ей и только ей.
Религии приходят и уходят, меняются и перерождаются. Бог и созданное Им человечество остаются. Значит, главное, не вера, а обыкновенная земная жизнь?
Или отец Кирилл прав?

------------------------
* В частности, имеется в виду история об экстрасенсе Грабовом, который обещал матерям Беслана за деньги воскресить их детей.

май - ноябрь 2006


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.