На память...

Промежуточное состояние – между новым и прожитым. Масса ощущение для воспоминаний и полуночной рефлексии аккуратно упакована в цифровую оболочку и запрятана в памяти компьютера. Они уже были просмотрены несколько раз, расформированы на душещипательные и иллюстрации. Все ощущения готовы к демонстрации для всех желающих. Единственное, что никогда не получится достать из резной шкатулки с сувенирами – иллюстрациями прожитого – это запахи.
Запах сам может достать из глубокого подсознания не только события и картинки, но и ощущения с переживаниями. Как только эти маленькие подлые рецепторы улавливают именно ТОТ, самый самый запах, они предательственно посылают сигнал уже на все готовому мозгу, которому ничего не остается кроме смести с полок все аккуратно разложенные воспоминания и обрушить их вам на голову.
Иногда в душном и тесном от лиц и чужих переживаний вагоне метро вдруг пробьется наружу сквозь смрад тягостных мыслей попутчиков ветерок из подземелья. Он такой полуживой и совсем не вольный, но он нарисует вам картинку где на перроне гранитной станции с огромными люстрами и статуями кто-то стоял и упирался хлюпающим носом в чье-то самое дорогое плечо, а такой же ветерок несся из туннеля и пугал будущих пассажиров, завывая и причитая. А те двое стояли и умоляли старый секундомер над пастью тоннеля остановиться. Пытались застрять между долями секунд. Пусть дует этот подземный ветер, пусть качаются заигрывающие с ним убогие монстры люстр, пусть пугаются все остальные, но пусть перрон так и останется в ожидании того последнего ночного поезда. Но поезд нервно дернуло, ветерок исчез и опять вокруг только удушающее шевеление мозгов окружающих.
Когда-нибудь, перекладывая старые бабушкины фотографии с одной полки в пост прогрессивном серванте на другую, одна из фотографий выпрыгнет на из-за пазухи кожаного альбома. И после того, как упрямую картинку вернут на место, на кончиках пальцев останется запах старого лака, проявителя и закрепителя. Запах потянет за собой ширму, а там: бабушка рассказывает вам сказку из своей собственной жизни, по стенке напротив плывут слайды о дальних странах и дедушке, который обязательно ворует бабушку из дома, и увозит ее далеко далеко и делает ее счастливой. В том далеко бабушкин голос рисует уют и покой, тот самый покой, в котором вы родились, и в котором трепетно затихли у бабушки на коленях. На кухне надрывается невиданная роскошь – чайник со свистком, нет, это не чайник, это телефон, это ваш телефон. Вы хватаете трубку, пытаясь другой рукой удержать тот свистящий чайник, бабушку и фотографию, пахнущую лаком, проявителем и закрепителем.
Каждая новая кружка кофе, которую поставила перед вами милая девушка, может пахнуть недавно закончившимся отпуском, когда этот запах забирался к вам в кровать из ближайшего неторопливого местного кафе. Кофе может пахнуть последним нервным срывом или бессонной ночью. Еще кофейные воспоминания умеют согревать в самую плохую погоду. Достаточно только услышать запах кофе и сразу понимаешь, что в вокруг столько всего, что может тебе помочь прямо сейчас, достаточно только идти на запах, ведь спасало уже и не раз.
В консервной банке для запахов – в парфюмерной лавке – можно сойти с ума от ощущений, можно найти того, кто в детстве дарил вам цветы и сами цветы, тоже можно найти на третьей полке сверху. Можно закружится в соленом морском водовороте. Даже можно найти именно то море, которое свело вас с ума, найти запах его цвета, запах его заката, запах его ночи. Нечаянно можно уронить себе на колени флакон с первым разочарованием - именно так пахли слезы в ту ночь, и именно такой запах был у маминого фартука, котором она утерла ваш полный обиды нос. Совсем по неосторожности можно найти запах первого дня в школе, когда самые разные цветы, привезенные с дач, или срезанные в палисаднике, или вытащенные из большого ведра большой цветочницы на углу двух больших улиц, все эти цветы отдают на перегонки свои запахи. Все запахи, которые они получили за лето, запахи жужжащих пчел и белого зенитного солнца, все запахи, которыми с ними делились поле или лес, или вода из поливочного шланга. Все эти запахи сбились в кучку в просторном классе с высокими потолками, где на стенах висят форматные табельные портреты великих и ужасных, где белые фартуки с бантами огромными глазами таращатся на носы с веснушками заправленные в белые рубашки и брюки с лампасами. Этим запахом пахнут старые школьные тетради и групповые черно-белые с пятнами фотографии с седой учительницей в самом центре. Этим запахом ВСЕГДА пахнет первый лист календаря в сентябре.
Осеннее безобразие состоит из множества дюжин разных запахов. Осенней ночью можно встретить запах болота, где растет клюква, которую так классно срывать зубами, предварительно перемазав ароматной грязью всего себя и соседа. Осенний дождь может принести запах горной речки, той речки, которая бежит там, где уже не растут сосны, той речки, которая так милостиво будила вас по утрам. Нет, не монотонным шумом, а лишь попав вам на лицо из алюминиевой кружки на пять минут раньше проснувшегося голодного туриста. В запахе осеннего солнца можно услышать аромат своей подушки, к которой прилипаешь лицом утром, когда солнце метится в тебя лучами, чтобы прогнать твой сон. Осенний же ветер самый бескорыстный. Он как вода, которую нужно пить, чтобы прогнать вкус изо рта, перед тем как попробовать на вкус только что сваренный самый вкусный напиток в мире. Осенний ветер уносит все запахи, очищая место для других. Поэтому этот ветер не любят, он уносит любимые запахи, вслед за которыми плотной стайкой уходят и воспоминания, не на совсем, а на долго.
Ворох старых газет в коридоре, зачитанная до состояния наизусть книга, выкатившийся из-под дивана теннисный мячик, обивка двери, чехол от дедушкиных очков, записка с номером телефона, жетон на метро - запах их может удивить разнообразием и неожиданностью. Может доставить удовольствие. Может помочь найти самые драгоценные мгновения.
Запах – это всего лишь разменная монета для воспоминаний. И лучше вовремя ее разменять на удовольствие, или бросить в узкое отверстие хрупкой керамической свиньи-копилки. До поры до времени. Потом туда бросить еще одну монет, и еще одну, чужую экзотическую из-за моря, а потом просто разбить копилку и начать писать мемуары, потому что такое количество воспоминание, нужно поместить еще и на бумагу, в голове их не удержать…


Рецензии
Правдиво. Хорошо, когда в жизни у человека много таких запахов. И когда они легко вспоминаются.

Вечный Закат   15.11.2006 03:35     Заявить о нарушении
Да, согасна, с Вами. Если бы у каждого по коллекции, то можно было бы меняться.

Олесья   15.11.2006 17:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.