За фасадом нефтяного кризиса

Все уже когда-то было.
Много лет назад, когда арабы были гораздо более едины , чем сейчас, они попытались использовать идею «нефтяного» оружия: прекратили поставки нефти, пообещав их возобновить лишь после выполнения предъявленного им ультиматума.
Что же тогда произошло?
Полной блокады, конечно, не получилось, та как другие страны, в том числе и CCCP, продолжали и даже увеличивали поставки , пытаясь заработать на выросших ценах (вспомните относительное брежневское благополучие, оно было основано именно на этом!).
Что касается Америки, то «арабский удар» получился совсем слабый: они получали нефть из Латинской Америки по стабильным ценам долгосрочных договоров. Вдобавок, и на своей территории Америка получает довольно много нефти и всегда может увеличить добычу.
А вот Европа действительно получила сильный удар. Пришлось экономить.
Но как!
Разумеется, не за счет понижения уровня жизни, обнищания пенсионеров или других групп населения. У Европы оказался огромный резерв: автомобильный туризм. Он фактически прекратился. Англичане, немцы и французы стали проводить свои отпуска на отечественных курортах, убедились, что это совсем неплохо. Но особенно довольны были правительства- туристы перестали вывозить деньги из страны и устремились в отечественные предприятия. Оживился общественный транспорт, ожили умирающие железные дороги, а амбициозные проекты, типа скоростных поездов, тоннелей под Ла-Маншем получили мощную поддержку и финансирование. Конечно, весьма пострадали автомобильные предприятия, но в конечном итоге это была привычная проблема по переводу рабочей силы из одной отрасли в другую, то есть проблема , к-рую при рыночном хозяйстве и так должны постоянно решать предприниматели и правительства. Важно чтобы было куда переводить.
А куда было. Правительствам, наконец, удалось сломить сопротивление населения строительству атомных станций, Голландия и Дания вновь стали использовать энергию ветряков. Для Англии и Норвегии кризис вообще стал благословением- стали рентабельны разработки собственных месторождений нефти в Северном море.
Конечно, пострадали страны традиционного туризма- такие как Испания, Греция и Италия меньше, так как туда можно было попасть и по железной дороге.
Но ведь не их же имели в виду арабы, предъявляя свой ультиматум!
А вот мусульманским странам пришлось испытать на себе эффект бумеранга: практически прекратился поток туристов в Египет и вообще в Северную Африку, страны Ближнего Востока, Арабские Эмираты, уменьшился поток паломников в Саудовскую Аравию.
А что хуже всего, так это то, что стали обесцениваться акции нефтяных компаний, куда предусмотрительные арабы вкладывали свои огромные доходы.
И если богатые страны смогли выдержать это, то бедные, типа Алжира и Египта просто взвыли! Арабское единство рухнуло и уже больше никогда не восстанавливалось до прежнего уровня.
«Нефтяное оружие» больше уже никогда не применялось с тех пор.
Короче: нефтяной кризис оказался не так уж страшен для Европы, а многие обозреватели даже высказывали сожаление тем, что все так быстро закончилось, некоторые говорили даже что, дескать, неплохо бы периодически устраивать такие кризисы по собственной инициативе для оживления промышленности.
Но вернемся из прошлого в настоящее.
Впереди и , кстати, не так уже далеко , неизбежен окончательный нефтяной кризис из-за истощения мировых запасов нефти. Не все так равнодушны к судьбе своих детей и внуков, как мы и наши правительства. Очевидно, что полезно организовывать постепенный переход на альтернативные источники энергии, дополнить его энергосберегающими технологиями.
Однако у Западной элиты основные проблемы состоят не в России или в Китае, не говоря уже о Северной Корее, а со своим собственным населением, собственными менеджерами, предпринимателями и учеными.
Как заставить их решать такую важную проблему, если цена на нефть такая низкая? А что если устроить управляемый нефтяной кризис с постоянным повышением цен на нефть?
Обстановка для этого самая благоприятная. В годы холодной войны был сделан огромный запас открытий и разработан целый ряд технологий- водородная энергетика, непосредственный перевод лучистой энергии в электричество с минимальными потерями, возможно «холодный термояд» и так далее.
Многое из этого ( но не все, конечно!) рассекречивается и становится всеобщим достоянием- компьютеры, мобильники, интернет… Но многое останавливается перед финансовым барьером- легче и привычнее продолжить производство BMW или Ford ,чем разрабатывать и внедрять автомобиль на топливных элементах или электромобиль на аккумуляторах большой емкости.
Обратите внимание. Садам был безусловно и кровно заинтересован в производстве и сбыте нефти. Если Америка ( а вернее, ее правительство ) действительно тоже заинтересована в этом, то не надо было вторгаться в Ирак- нужно было лишь организовать добычу под охраной мобильных армейских групп. Вторжение пытаются объяснить плохим характером Буша. Ну…. Это просто смешно! Кастро , а теперь и Чавес так ругают Буша, однако он не обижается. Далее, уже после вторжения почему американцы не захватили промыслы и не стали качать нефть изо всех сил? Даже если какой-нибудь самодельный террорист сумел бы пробраться и взорвать трубопровод, его можно легко и быстро починить.
Ничего этого не делается и, похоже, не будет. Ирак далеко от Америки и ,скорее всего, просто отличное место для тренировки армии США. А вот Венесуэла совсем рядом.
И , кстати, повод для вторжения имеется идеальный- угрозы Чавеса и производство наркотиков. НО на Чавеса никто не обращает внимания, хотя этот демагог угрожает прекратить поставки нефти и со своими идеями несомненно приведет страну в состояние экономического застоя на десятилетия , как это происходит на Кубе ( дай бог здоровья и долголетия как Чавесу, так и Кастро!). Налицо полная незаинтересованность в нефти.
Если вам интересно, подумайте над сказанным мною...


Рецензии