Суфизм

Внерелигиозный суфизм: путь сердца, притчи и личное измерение мудрости


______________Вместо предисловия: личный путь


Мир для каждого из нас — уникальный образ, сотканный из восприятия, мысли и чувства. Моё миропонимание — это мир невидимого суфия, влюблённого в цветастый поток времени, но отдавшего сердце безвременному огненному миру, Океану звёздного света и тьме мудрости веков.


Я называю себя суфием, но понимаю это слово иначе, чем последователи традиционных школ. И не принадлежу к какому-либо ордену или общине на внешнем плане реальности. Мой путь был инициирован духовным Учителем, а знания беру от каждой традиции, от каждого учения и автора — всё лучшее для работы мысли. Главное различие между людьми, на мой взгляд, лежит в качестве течения воспринимаемого времени, в уникальной реальности каждого, в мысленных приоритетах и шкале ценностей.


Суть подхода: от форм — к смыслу


Мой ключевой инструмент познания — метод «Учиться как учиться», переданный через суфийского шейха Идриса Шаха. Важнейшим аспектом была передача знания через стихи и притчи, которые я записывала, словно под диктовку. Этот опыт подтвердил древнюю суфийскую истину: как только мысль облекается в слово, она становится мыслеобразом, которым можно манипулировать, интерпретировать и искажать. Поэтому любые священные тексты — Библия, Коран, Талмуд — со временем меняются в руках переписчиков и переводчиков. Понимая это, начинаешь понимать одновременно разные уровни смыслов первоисточников.


Истинный смысл всегда лежит глубже записанных слов. Именно поэтому суфии веками передавали Знание через притчи, сказки и истории, которые действуют непосредственно на подсознание и сердце слушателя. Они открывают разные уровни понимания в разные моменты жизни, ведя к постепенной трансформации человека, к пробуждению в нём творца.


Внерелигиозность:
суфизм как явление духа


Я отношу к суфийским авторам не только признанных мастеров вроде Аттара, Руми, Омара Хайяма или Идриса Шаха, но и тех, кто обладал целостным, сферическим видением мира: царя Соломона, Пифагора, Лао-цзы, Будду, а из более поздних — Шекспира, Ницше, Гурджиева.


Суфизм в этом широком, внерелигиозном смысле — это знание целого, данное идущему посредством интрасферного (всеобъемлющего) восприятия мира.


Это знание нельзя свести к догме или формальному учению. Оно живёт в сердечном понимании, которое рождается на собственном пути. «Суфий — сын мгновения», — говорят мудрые. Кто может знать — уже знает. Кто пробует — тот может узнать.

Любовь и ум - вот караванщики пути,
Любовь ведёт, а ум пытается вести.



Миссия творчества: эхо вечной мудрости


Понимание не равно знанию.
Мы ищем знания ради обретения понимания. Смысл нельзя исчерпать словами, но сама жизнь — в вечном поиске, в «приближении и воспоминании исходного, прекрасного Мгновения Вечности».

Этому служению я посвятила своё творчество. В книгах «Эхо Чакра Муни», «Эхо Дао-дэ-цзин», «Гермес и Эхо», «Соломоново Море» и других я попыталась переложить на ритмичный язык стихов древнейшие трактаты, мифы и притчи народов мира. Это не перевод, а сотворчество-эхо, попытка резонанса с мудростью веков. Я создала виртуальное «Царство мудрости» — сайты и презентации, обзорную электронную книгу «Учителям Времён», где делюсь плодами встреч со своими Учителями.


***


Что такое суфизм? Формальных определений много, но суть можно постичь только личным путешествием. Это путь сердца, расчищаемый притчами, направляемый Любовью и освещаемый вневременным пониманием. Это вечное странствие к целостности, где каждый звезда, волшебным образом зажигающаяся, чтобы освещать миры. И звёздам этим — нет числа.



СЕКРЕТ ЗАПЕРТОЙ КОМНАТЫ

Так случилось…
Однажды к монарху Газны,
Разрушителю идолов, раб был доставлен.
И монарх, не жалея сокровищ казны,
Из раба сделал друга, и он был оставлен
При дворе,
как советник, мудрейший из всех.
Но придворные, меры не зная,
Очернить попытались завидный успех,
Чужака ниспровергнуть желая…

И однажды ревнивцы к Махмуду толпой:

- О, монарх, знай, что мы неустанно
Наблюдали за дерзким, храня твой покой,
И разведали нечто… нежданно!

Каждый день, двор покинув, твой раб заходил
В недоступные каждому двери,
И, побыв там немного, тайком выходил.
Нет доверия - нет и потери!
Прогони от себя, избегая беды
Или заговора, вместо дружбы.
Среди нас нет рабов! Раб достоин хулы,
Проверяй приближённых до службы.


И Махмуд повелел подстеречь и узнать,
Что скрывает советник за дверью.
Когда тот выходил, вся придворная знать
Ворвалась в сокровенную келью…

И увидела… нечто…
Ну, как вам сказать:
Ветхий плащ, старый посох и чашу…
Можно видеть, но смысл до конца не понять.
Напрягите подкорочку вашу.


На непраздный вопрос был ответ дан такой:

- О, Махмуд, сколько лет был я другом,
И рабом, и советником, верным слугой,
Ну а прошлого память - за кругом…
Чтобы помнить о том, кем вначале я был,
Каждый день я входил в эти двери.
Я подвластен тебе, но и ходу светил.
То, что здесь, это память о цели…


Суфии учат исключительно реальными сказками из своей жизни и волшебными суфийскими историями, имеющими бесконечные вариации, продолжение и не имеющими начала-конца своего существования… Оказывается знаменитые сказки 1001 ночь, воспринимаемые многими современниками слишком поверхностно, чтобы увидеть скрытые значения, на самом деле, являются суфийскими. Оказывается, что самая древняя сказка в памяти человечества, запечатлённая некогда на каменных колоннах древнеегипетского храма, Книга Тота, тоже представляет собой истинно суфийское предание о Тайнах жизни. Но и все древние мифы, легенды, сохранившиеся на папирусе или глиняных табличках, в свитках или как-либо иначе, тоже являются суфийскими волшебными посланиями.  Оказывается, что самые древние на земле - это сказочные сооружения и волшебные первоисточники, несущие скрытые смыслы для расшифровки их наследниками древней мудрости. Есть в этом факте удивительная особенность.

Непрерывное существование суфийских сказок на протяжении тысячелетий характеризует их, как самое ценное достояние людей. То, что дольше всего живёт, хранится и повторяется... постоянно повторяется в новых формах и ритмах, на разных языках мира и в разных временах. Оказывается… суфизм - это самосохраняющаяся ценность всей планеты Земля. Такая удивительная чистейшая Само-родина самого родного сердцу. Духовная ценность, превышающая все мыслимые ценности материального мира, поскольку преодолевает времена. В основе этой ценности непреложный Единый закон сохранения единства мира, а на его основании работают все известные нам физические законы сохранения.


Да  кто  же  внемлет  синю  морю
И  брызгам  пены   дерзновенной
В  блистанье  радуги  мгновенной!
"Что  сделала  Любовь  со  мною…"

Я  пропиталась  влагой  мира
И  с  бегом  волн морских  сроднилась,
В  небесной  дымке  растворилась,
В  звучанье  нежного  эфира…
И  горы  двинула  на  волю,
Да  их  снегами  заискрилась,
И  будто заново  родилась!
Что  сделала  Любовь  со  мною…



ЮНУС    ЭМРЕ (эхо)


Я  не  знаю,  о,  сестра, 
кто  же  я  на  самом  деле…
Может,  кукла  или  нить,  у  которой  нет  предела…
Может,  мяч  в  руке  Всевышней, 
Коромысло  с  тяжкой  ношей?
Иль  дворец,  где  Царь  неслышно 
Помышляет  о  пригожей,
А  беседует  о  мире,  чтобы  знать  и  удивляться…
Может  быть,  я  конь  волшебный, 
Чтобы  чистым  полем  мчаться?
Иль  волна  я  Океана  в  зримых  рамках  бытия,
Или  розовый  бутон  с  ароматом  "Бог  и  я".

Может,  я  источник  Моря, 
Что  наполнен  звёздной  ночью,
Где  и  солнце  и  луна  отражаются  воочью?
Может,  я  зарцало  Бога  от  времён  предвечных  лет,
Может,  я  не  существую, 
Хоть  пытаюсь  знать  ответ?


ОТВЕТ    ФЕАНО

Я  не  знаю,  брат  мой,  свет, 
Кто  же я  на  самом  деле…
Между  нами  сотни  лет,
                Мы ж  встречались  на  неделе…
Я  ли  эхо  слов  твоих  или  ты  предвестник  мой?
Жизнь  одна  нам  на  двоих  или  многих  жизней  строй?
Я  ли  тот  источник  Моря,
                Где миллионы  звёзд  живут?
Счастье  соткано  ль  из  горя,
                Или  беды  в  счастье  жнут?
То  ли  я  конец  начала,  то  ль  начало  у  конца,
То  ли  Вечность  увенчала  даром  вечного  Кольца?

Может,  персик  я  поспевший  в  ожиданье  губ  твоих,
Или  звук  я  улетевший,  или  нерождённый  стих?
Я,  наверно,  капля  в Море  вод  небесных  Океана,
Что  гуляет  на  просторе  без  запретов,  без  обмана…
Нет,  я  лучик  удивленья  от  твоих  прекрасных  глаз!
Ты,  Юнус,  моё  рожденье,  сын  и  брат,  отец,  наказ!


Цитата:
Полное собрание трудов Пир-о-Муршида Хазрата Инайят Хана, оригинальные тексты: Лекции по суфизму”, публикации под эгидой Фонда Некбахт (Ист-Вест Пабликейшнз, Лондон – Гаага, 1989 г.).

"...Философия суфиев не содержит никакого верования и не противостоит никакому верованию. Она интерпретирует лучшие качества каждого верования настолько благоприятно, насколько могут ее последователи. Например, если кто-то спросит суфия о буддизме, брахманизме или христианской религии, суфий выступает перед этим человеком подобно тому, как адвокат предстоит перед судом, выдвигая свои аргументы перед законом. Но суфизм не выдает никакое верование, как свое собственное. Вот почему один суфий может верить в одну доктрину, а другой не понимать ее в настоящее время. Для того чтобы стать
суфием, не обязательно иметь то или иное верование, ту или иную
доктрину. Суфий лишь помогает человеку подняться над вещами и
посмотреть на жизнь с более высокой точки зрения.

Суфизм в точности следует идее, написанной в Библии: “Ищите прежде свободы Бога и всё  остальное приложится”. Вместо того чтобы беспокоиться о верованиях, суфий, прежде всего, направляется непосредственно к этой центральной идее и, когда он пребывает там, он видит истину всего сущего. Тайна жизни состоит в том, что когда бы он ни взял божественный светильник в руку, все сущее становится понятным. Суфизм предоставляет каждому адепту верить в свое и открывать всё для себя самому. Теперь мне хотелось бы сказать слово вот о чём, самая величайшая потребность нашей жизни – это Бог. К нашему
великому разочарованию мы обнаруживаем, что именно этот идеал утрачен..."



Р.Грейвс, специалист по мифологии и теории мифов говорит:

"Суфизм - древнее духовное движение, истоки которого так и не удалось определить или датировать, характерные черты суфизма можно отыскать в литературных памятниках, распространённых весьма широко по меньшей мере со второго тысячелетия до нашей эры".


Суфийский взгляд и практика в основе содержат целостное восприятие мира мгновением «сейчас». Конечно, Универсум реализуется, воспринимается каждым из
нас соразмерно, в соответствии с личной программой, целью жизни. Но для каждого дано своё время созревания… Не следует слишком торопить себя, но нельзя и останавливаться на пути или лениться мыслью, чувствами и телом.


Если лодка плывёт по течению,
То работа веслом - церемония,
Создающая радость гармония,
Соответствующая мгновению…

На авторском сайте:
Море Руми -    http://sseas7.narod.ru/rumi.htm
Море суфия -   http://sseas7.narod.ru/sufsea.htm


По суфийской тематике издала несколько книг.
Авторская библиотека на сайте Семь Морей.

 


Рецензии
Суфий - сын мгновения.
да!)

Илтифат Гейдаров   24.07.2019 12:29     Заявить о нарушении
Благодарю, Илтифат!
тут собрала сказки суфиев, если вам интересно -
http://sites.google.com/site/skazkifeany/3

Феана   25.07.2019 11:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.