Звезды - в звездную величину

В последнее время как-то очень уж, сместились акценты в отечественной культуре. И, поставленное на фабричный поток скороспелое музыкальное искусство, грозит в ближайшее время стать - единственным и безальтернативным. Предлагая потребителю - бесконечную вереницу новых имен и лиц. Вереницу, которая через короткое время сменится другой, та - следующей. И так... - до бесконечности.
 Лиц, по замыслу - нехитрых проектов шоу-проектировщиков, называемых, не иначе как - «звездами». И хоть «звездность» этих «звезд» откровенно слабо выражена, проекты эти, все же завладевают умами и симпатиями зрительской аудитории. Почему это происходит? Не влезая в дебри этого процесса, ответить можно сразу,- поп - культуре ничего не противопоставляется. И зрителю, особенно нового поколения, это, с позволения сказать,- искусство, не с чем сравнивать. А потому зрителю больше ничего и не остается, как «заглотнуть» все то, чем его пичкают с экранов «дурацких ящиков», принимая это за "истину в последней инстанции".
 -Подумаешь, не страшно, бывают вещи и похуже, чем испорченный вкус!- возразит кто-то. Бывают, но, ведь испорченный вкус - искаженное восприятие мира, изменившиеся ценности. А в остальном, действительно,- не страшно.
 Но, это повествование мне бы не хотелось превращать в небеспочвенное брюзжание по поводу деградирования вкусов нации. Хотелось бы поговорить о настоящем искусстве, которое в наши дни находится больше в позиции - альтернативного. И заявить во всеуслышание, что настоящие звезды у нас есть! Правда, профессиональные музыканты, как правило, слова этого не любят, избегают и морщатся, когда его употребляют по отношению к ним. Словно, при них заговорили о чем-то неприличном. И это не кокетство. Просто профессионал в любой области всегда знает свой потенциал, а отсюда уже и требовательность к себе, да и многое другое - неведомое нынешним «звездам». Этих артистов сегодня не"раскручивают", не делают им рекламы, на телевидении они нечастые гости. Они просто работают, занимаются своим малооплачиваемым искусством, а правильнее сказать,- служат ему. Живут своей творческой жизнью, радуются успеху и печалятся творческим неудачам. И обязательно переживают периоды острого недовольства собой. Ничего не попишешь, - такова уж их артистическая суть. Сегодня не их время, но, даже хорошо понимая это, они не могут жить иначе. Талант! - никуда не денешься. Сегодня для того, чтобы стать популярным, надо работать на потребу невзыскательного вкуса сегодняшней аудитории. И в Азербайджане, где перестали слушать даже мугам, классика вообще осталась за пределами вкусовых пристрастий нынешней аудитории. Два притопа, три прихлопа - вот залог нынешней звездности! Почему это происходит? (См. выше, - об испорченном вкусе.)
С Фирузом Мамедовым - ведущим солистом театра музыкальной комедии им. Ш.Курбанова меня связывает многолетняя дружба, и я неоднократно пыталась сделать интервью с ним. Но, скромности Фируза надо петь оды. Каждый раз он вежливо отклонял эти мои попытки одной убедительной фразой, - Да, кому это сейчас интересно?
Но, наконец, ведущий баритон двух театров, певец, на котором держится репертуар театра музкомедии, согласился ответить на несколько моих вопросов.
• Фируз, как случилось, что ты стал петь?
• Я всегда увлекался музыкой, в детстве даже окончил музыкальную школу. Позже, в старших классах, играл и пел в эстрадном коллективе. Получалось, как мне тогда казалось, неплохо, но, делать музыку своей профессией я не собирался. И потому стал инженером. В студенческие годы опять музыка меня настигла, и я опять пел в институтском ансамбле. Даже участвовал в каких-то смотрах, конкурсах. На одном из них даже занял первое место. Вот тогда о моем вокале всерьез и заговорили, стали уговаривать учиться.
- Кто заговорил?
-Члены комиссии.
И...?
-После института, поехал по распределению в Ростов. Работал, но, было и свободное время. Я и решил подумать о музыке всерьез. И поступил в ростовское музыкальное училище на оркестровое отделение. Проучился, к сожалению, всего два года.
• Почему - два?
• Закончился срок отработки. Пора было возвращаться домой. Честно говоря, я тогда надеялся, что мне удастся сделать перевод из ростовского музыкального училища в Бакинское. Но, у нас не оказалось оркестрового отделения.
- И...?
- И на этом моя учеба закончилась. На оркестровом.
• Как же все-таки случилось, что ты пришел в классический вокал?
• Все очень просто. В один прекрасный день пошел и «прослушался» в консерватории. Прослушивала меня Эльмира ханум Кулиева. Она мне и посоветовала поступать в консерваторию. И в 1980 году я поступил. Учился, работал.
- Кем - работал?
-Инженером. За время учебы в консерватории получил первую премию на республиканском конкурсе вокалистов. В 1986 - окончил консерваторию и петь перестал.
• Насколько я знаю, Фируз, с момента окончания консерватории и до того времени, как ты начал петь на профессиональной сцене прошло несколько лет?
• Да, - семь лет. К тому времени у меня уже была семья, родился второй ребенок и, как это часто случается, надо было больше думать о них.
• И все-таки, талант не давал покоя?
• Да, пожалуй, хотя я предпочитаю слово - способности. Действительно, ощущал какую-то неполноту жизни оттого, что не пою. И потому, не выдержав, в 1993 году пошел и прослушался в театр музыкальной комедии.
-Приняли?
-Приняли. Сразу - в работу. Трудно было. Вышел из формы, знаешь, как это бывает.
 - Общеизвестно, что опереточный жанр - не такой уж и легкий и требует от артиста, помимо наличия голоса и умения петь еще очень многих сценических качеств. Умения - двигаться на сцене, танцевать, актерских данных и желательно - с неплохой актерской школой. Словом,- синтетический вид искусства. Как тебе удалось за короткий срок, чуть ли не за два месяца овладеть жанром, войти в репертуар и сразу стать солистом театра? Кстати, согласно опереточной системе амплуа, ты - кто?
• Согласно, системе,- герой.
• Ну, ты не совсем, точен, изначально это амплуа называлось - герой-любовник. И почему все этого стесняются? Ведь во все времена в оперетте не каждый артист мог претендовать на это амплуа. Так как, помимо вышеперечисленных достоинств "герой" должен обладать еще и фактурностью, т.е.- незаурядными внешними данными и сценическим обаянием.
• Согласен, но, я лучше отвечу на первый вопрос. Действительно, пришлось, много поработать, прежде чем выйти на сцену.
- Что было самым трудным?
 - Пластика, по крайней мере, для меня. Двигаться, танцевать! Театр тогда возглавлял, ныне покойный - Газанфар Топчиев. Он ежедневно присутствовал на репетициях и постоянно делал мне выговоры из-за этой самой пластики. Лично контролировал, что б я больше внимания уделял тренингу. Что касается - драматической школы,то тут мне - повезло. Со мной много работала - замечательный режиссер - Джанет Селимова.
• Даже не буду спрашивать, в каких спектаклях ты участвуешь, знаю, что весь репертуар русского сектора театра - на тебе. И все же, назови свои самые любимые спектакли и роли. Те, что, на твой взгляд, тебе больше удались.
• Любимые - «Сильва» - Эдвин, «Марица» - Тосилло, очень люблю «Цыган-премьер», «Веселую вдову», да, практически, все свои роли люблю. А какие из них удались, - судить зрителю.
• Фируз, знаю, что ты являешься, также, солистом и оперного театра...
• Да, как-то мне позвонил главный дирижер театра и пригласил на работу.
• Фируз, я знаю, что ты очень много занят, как певец. Знаю, что работаешь в оперной студии при консерватории и в хоровой капелле и еще… продолжаешь работать по своей первой профессии - инженером. И кажется, у тебя там даже - должность? Я все перечислила?
• Да (смеется), я - начальник участка. А перечислила не все, еще - записи, концерты.
• Как тебе это удается? Столько работать и везде успевать. О твоей дисциплинированности легенды ходят. Говорят, ты не просто успеваешь везде - физически присутствовать, ты везде делаешь успехи. Твой голос всегда в форме, что меня,лично, как певицу, поражает. При такой голосовой нагрузке? У певца должен быть очень жесткий режим работы и отдыха, должен быть 9-ти часовой сон. Тебе это удается?
• (смеется).
• И еще, Фируз,- твоя семья. Успеваешь с ними общаться?
• - Стараюсь.
• Ну что ж, - творческих успехов тебе и сил.
• После интервью с Фирузом Мамедовым, я подумала, - почему великолепный баритон, наше национальное достояние - так много работает? И - поняла…. Но, это уже совсем другая тема.


Рецензии
Замечательное отражение кусочка нашей светлой действительности, которая, к сожалению, остаётся за гранью видимости основной массы.Автор с достойной для человека сдержанностью и изяществом поведала об истинной золотой крупинке любой национальности. О естественной гордости человечества - о человеке труда.Побольше бы о таких и тогда сусальный блеск картонных звёзд померкнет.И они займут достойное место - при семейном застолье, а не в концертных залах.Спасибо автору.Желаю счастья

Солнца Г.И.   24.11.2006 09:44     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за внимание, спасибоза теплые слова. Старое,- сломано, новое создать,- нужно время. А "свято место", как известно, " пусто не бывает". С уважением, еще зайду к Вам.

Лейла Сабзали   24.11.2006 14:57   Заявить о нарушении