Трактат об экологическом сознании

«И ни церковь, ни кабак, ничего не свято!
Нет, ребята, все не так! Все не так, ребята».
В.С.Высоцкий

Конец 20-го века поразил всех валом всякого рода катастроф. Каждый выпуск новостей обрушивает на нас очередную весть о взрыве, пожаре, затоплении и т.п. Размах некоторых катастроф настолько велик, что их последствие человечество будет преодолевать еще очень долго. Например, авария на Чернобыльской АЭС.
Гибнут уникальные природные комплексы вследствие непродуманного расходования человечеством природных ресурсов, либо применения технологий, нарушающих природный баланс. Природа чутко реагирует на деятельность человека, показывая насколько хрупок и беззащитен мир, в котором мы живем. Но непонимание правительствами многих стран угрожающей ситуации становится катастрофическим. Например, осуществление принятой в шестидесятых годах правительством СССР программы мелиорации земель привело к необратимым последствиям. Были выброшены на ветер огромные средства. Многие районы, где широкомасштабно осуществлялась мелиорация, стали зонами экологических бедствий. Были уничтожены уникальные природные заповедники. Например, экологическая катастрофа в Мещере с 1972 года каждое лето напоминает нам пожарами торфяников и пожарами вековых сосновых лесов. Ущерб от таких экологических катастроф не поддается подсчету. Как можно подсчитать ущерб от гибели сотен видов уникальных растений.
Насколько хрупкими являются природные комплексы, сможет убедиться каждый, побывавший в тундре. Многокилометровые черные полосы следов вездеходов и волока буровых вышек не зарастают здесь десятилетиями, оставляя не только шрамы на земле, но и ставят на грань вымирания многие виды животного и растительного мира.
Сейчас много говорится и пишется об экологическом воспитании. Изданы учебные пособия. Введены учебные курсы по экологии во многих учебных заведениях. Все возрастающую роль играют в политике экологические партии. Есть даже экологические герои, отдавшие свои жизни ради спасения природных объектов. Появился термин «экологическое сознание». Что он обозначает? Пока мало кто может об этом что-нибудь вразумительное сказать. Но попробуем в этом разобраться.
В одном из номеров журнала «Техника молодежи» в восьмидесятых годах было опубликовано интервью со спортсменом-пловцом, осуществившим заплыв через озеро Байкал. Его спросили: «Считают, что над уникальным объектом природы Байкалом нависла угроза гибели. Что Вы думаете по этому поводу, какие ощущения сложились у Вас во время заплыва». На что он ответил: «Да, Байкал как живой организм гибнет. Гибнет с тех пор, как его покинул человек. И спасти его может только возвращение человека». «Но разве человек покидал Байкал, - возразили ему, - люди живут на Байкале, там много селений». «Да, люди живут на берегах Байкала, но не живут с ним», - заявил он. Что же имел в виду пловец, который переплыл Байкал, в котором температура воды, не превышает восьми градусов?
В одном из сборников традиций и обычаев русского народа приводится странный обряд, который использовали крестьяне при заготовке леса для строительства дома. Заготавливали лес только в определенные дни и только под руководством самого почитаемого односельчанина. В лес несли самые изысканные кушанья. На строго определенной поляне все принесенные яства выкладывались на праздничную скатерть. Старейшина призывал Хозяина Леса, всячески восхваляя его и прося милости в виде возможности заготовки леса. При этом старейшина внимательно наблюдал за происходящим, и если по каким-либо знакам он получал отказ, то крестьяне возвращались домой ни с чем. Если же получал разрешение, то очень тщательно отбирал деревья для рубки. И когда он намеривался рубить дерево, то подходил к рядом стоящему дереву и обращался к нему: «Прости, что вынужден срубить тебя, но нашим деткам необходимо жить в тепле, и ты станешь частью нашего жилища». После этого он ударял по стволу палкой и бежал рубить то дерево, которое выбрал. Такой обычай зародился у людей, считающих деревья такими же мыслящими и чувствующими существами, как и человек. Они понимали, что дерево, чувствующее приближение смерти, парализуется страхом, и такая древесина не годится для строительства, поэтому и придумывался такой обман. Может, это и является причиной долговечности деревянных построек древности, сохранившиеся до сих пор.
Однажды я убедился в правоте такого воззрения. В одном из байдарочных походов, на очередной стоянке мы заготавливали сушняк для костра. В поисках дров я набрел на полянку. Удивительным на этой полянке было то, что все ветви окружающих сосен, обращенные в сторону поляны, были засохшими. Я тщательно обследовал всю поляну в поисках причины такого необычного явления. Никаких следов пожара я не нашел. Но вот в зарослях разросшегося в виде кустарника ельника я отыскал пенек от срубленной небольшой ели. Ветви сосен застыли от передавшегося им ужаса, когда рубили ель. Эта картина послужила лучшей иллюстрацией для школьников, которых я убеждал не рубить деревья без веских причин.
Как-то геологи рассказывали про чукчей: «Странный народ. Для них строят благоустроенные поселки, а они не живут в них. Детей определяют зимой на учебу в интернаты, а они бегут за добрые десятки километров в тундру на стойбище. Что их так тянет в тундру? Живут ведь в холоде, подчас недоедая, питаясь одним сырым мясом». Ну и, как всегда, рассказ сопровождался рядом анекдотов про чукчу. Вспомнили и про анекдот, в котором чукча у телефона кушать просил. А мне подумалось: смеясь над чукчей, мы смеемся над собой, так как не понимаем то, что понимает он. Никакие удобства не могут соблазнить его, так как он живет в тундре, и она его дом. Чукча прекрасно сознает, какую беду приносят в его дом прелести цивилизации. Его сознание всегда было экологическим, так как неразрывно связано с природой. Природа терпит экологическое бедствие, вымирают народы, имеющие природное, т.е. экологическое, сознание.
Так называемые «дикие» народы все дальше уходят от цивилизации, спасаясь в прериях, в тайге, в тундре, в горах, тем самым, спасая островки целостной природы, где человек ее часть. В цивилизованном мире человек противопоставил себя природе. И мир удерживается только за счет народов, которые еще сохраняют природное сознание. Чем меньше их остается, тем ближе человек к общей экологической катастрофе, так как совершает действия, подрывающие фундамент его же дома.
Сознание природного человека в корне отличается от сознания цивилизованного человека тем, что оно не обособлено, связано со всем окружающим миром. Для него нет несущественного. Все, что происходит вокруг, он воспринимает как реакцию на его действия, помыслы. И всякое свое действие он будет согласовывать с этой реакцией. Именно поэтому так серьезно люди, имеющие экологическое сознание, относятся к приметам: «...и пса слушают, и кошки мявкуют, или гусь кокочет, или утица крякнет, и петел стоя поет, и курица поет – худо будет, конь ржет, вол ревет и мышь порты грызет и хорь порты портит, и тараканов много – богату быти...».
Поражает трепетное отношение к природным явлениям в сохранившихся традициях и культурах всех народов. Лучшим примером такого отношения могут служить сказки Пушкина. Помните?
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь, берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
Или:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого.
Кроме бога одного...»
Но в таком трепетном отношении нет страха, а есть только понимание силы и могущества проявлений природы. Человек обращается к природе и результат налицо: и волна бочку на берег выносит, и ветер Елисею отвечает.
Кроме того, такое сознание обладает мощной аллегоричностью. Т.е. за каждым явлением человек способен видеть гораздо больше, может прослеживать связь с множеством других явлений. И, совершая определенные действия в одном явлении, результат получает в другом. И, видимо, в этом человек видел определенные природные закономерности, которые мы видеть неспособны. Например, река для природного сознания не просто река, но и символ течения жизни, времени, судьбы, граница, разделяющая что-либо. Колодец не только колодец, но и символ любого источника. Потому и понятно столь трепетное отношение природного человека ко всему, что его окружает. В основе такого отношения лежит понимание сути вещей, явлений. Неспроста крестьянка, посадив рассаду капусты, оголяла зад и произносила вслух: «Вырастай такой же большой, крепкой и белой». Она знала, что делает, и получала результат. Разве способен человек, обладающий таким сознанием, придти в лес и срубить просто так десяток деревьев или устроить пожар. Для него дерево священно, так как символизирует его род, его тело, его дело. Он не будет делать того, что принесет ему вред. Это и есть экологическое сознание. И только формирование такого мировоззрения способно остановить варварское отношение к природе, а значит и к себе самому.


Рецензии
Весьма актуальная тема-спасибо,характерно,что с рецензиями не густо,потребительское и хаотично-стрессовое состояние общества и то,что СМИ нагнетают депрессию,это тоже атака на массовое сознание(экология души) вымывается позитивно-созидательныое настроение,культивируются нервные болезни ,агрессия и одиночество. Мы родились и состоялись в зоопарке,общинный дух ,коллективизм,соборность ,пусть фальшивая -растлевающая забота государства о стране и народе,но многие верили в единство страны и государства и вот в наш зоопарк ворвались дикие звери с Запада,а у нас нет органично-хищных навыков для сопротивления,остается жрать друг друга(своих). В общем:Гора родила мышь,нет Героя способного заступиться за страну ,одни одноклеточные,по стране шляется около двух дивизий Героев СССР,которые на поверку оказались -назначенными,лакеи бюрократии,Героя невозможно назначить,вернее-назначить можно,но это жалкое и позорное зрелище-людишки,такие же как и любой обыватель,а порой и гораздо ничтожней последнего,не прошедшего трудную школу лояльности предателям Родины,они не способны осознать меру и глубину агрессии против Родины и тем более-меры сопротивления-плывут по течению великих западных мелиораторов,осуществляющих глобальное антигуманное осушение Природы от нравственных императивов развития Вида ,что-то вроде поворота рек в СССР.

Александр Соколенко 2   14.02.2018 06:46     Заявить о нарушении