Зри в корень. Урок языка древнееврейского
В одном из предыдущих материалов этой рубрики мы уже говорили об общности, казалось бы, самых разных по смыслу однокоренных слов. Таких, например, как ЙаМ, ЙоМ, хаЙиМ, маЙиМ, шамаЙиМ, элуЙиМ. Или: ДаМ, аДаМ, аДоМ, аДаМа.
(Тем, кто не знаком с языком Иврит, поясняю. Корневыми являются только лишь согласные буквы. Гласных не существует вообще. Огласовки согласных отгадываются, если - почти всегда - они не показаны значками подсказок (точками), как в текстах святых книг. Логическая система изменения огласовки корневых согласных придаёт весьма различные смысловые оттенки словам, производным от корневых звуков (а на письме - от корневых букв построения слов).
Сегодня обратим внимание на слово «ЭРЕВ» - вечер. Не поленимся открыть таблицу глаголов и найти в ней инфинитив глагола с таким корнем. Картинка вырисовывается прелюбопытнейшая.
Корень слова «Эрев» состоит из букв «аыйн»- «реш» - «бет». Инфинитив этого корня – «леарвев»(смешивать).
Какую связь могут иметь слова «смешивать» и «вечер»? Самую прямую! Говорят же: «В темноте (в сумерках) все кошки серы» или «Смешались в кучу кони, люди». Так вот, - древнее слово «ЭРЕВ» означает, что в сумерках, вечером, - перед наступлением полной ночной темноты, - в глазах смешивается всё наблюдаемое: йом, йам, майим, шамайим, хайим, - божий ДЕНЬ, МОРЕ, НЕБО, ВОДА и вся видимая ЖИЗНЬ природы.
В слове «МААРАВ» (ЗАПАД) - корень тот же. Запад - это та Сторона Света, с которой приходит ВЕЧЕР, – «ЭРЕВ».
А что означает название газеты «МААРИВ»? Понятное дело, - мешанина всякой всячины. И тоже к вечеру, так сказать, «чтиво» перед сном.
А что такое «АРАВА»? Это - известная пустыня, которую характеризует смешание чего-то.
АРАВИЙСКИЙ полуостров - это регион, из которого вышли АРАВИм - арабы.
А кто такие АРАБы? Это народ, сложившийся в изолированном регионе, отделенном географически от других народов мира и морем, и пустыней. Смешание чего именно представляет собой этот народ – тема особенно интересная.
Кстати, «АРАП Петра Великого», прадед Пушкина, - вовсе не араб. Генерал Абрам (Петрович) Ганибал, усыновленный в детстве царём, был в действительности евреем из Эфиопии, фалашем. Об этом рассказал мой давний знакомый, - профессор (теперь уже академик) из Ленинграда Александр Городницкий, которого все мы знаем, как одного из самых известных классиков бардов.
Однако, вернёмся к слову «ЭРЕВ» и к однокоренному с ним слову «АРАВИ» (араб).
Как известно, арабская нация произошла от смешения родственных семитских племен, находившихся на весьма изолированной территории своего полуострова, что южнее реки Иордан. Арабский язык - это один из диалектов семитских языков. Он стал связующим признаком теперь уже большого смешения разных народов Азии и Африки, не имеющих по крови уже никого отношения к семитам. Египтяне, например, - это хамиты.
Семитский, близкий к древнееврейскому языку арабский язык стал уже давно одним из самых гибких языков в мире.
Накоплению семитского языкового богатства и его сохранению способствовала многовековая консервация на территорию субконтинента, изолированную и водами морей, и песками пустынь.
Лексика и манеры речи заморских стран не проникали на полуостров семитского населения.
В 570 году абиссинцы с боевыми слонами попытались захватить Аравийский полуостров. Слоны передохли в пустыне так же, как и войны. В этом году родился пророк Мухамед, - основатель Ислама.
С 622 года в Саудовской Аравии возникает И-с(а)лям. (Это слово означает: Да будет... «шалом», – то есть мир, благополучие).
Арабский Халифат (от слова «замена» – смена власти) в течении считанных десятилетий превратился в огромную империю средневековья, - от Испании до Индии. С того момента исключительно быстро исламизировались и арабизировались многие народы - от северо-западной Африки до юго-восточной Азии.
Что касается попыток захвата арабами Европы, то они были отбиты: на востоке – хазарами Каганата, а затем (уже в следующем, в 8-м веке) на западе - франками возникшей тогда Ново-римской империи германцев.
Вот так, увлекаясь игрой слов, находя их этимологоческие связи, незаметно для себя окунаешься в глубь веков или выходишь на темы, которые не менее интересны, чем само изучение языка.
Как тут не вспомнить знаменитого Козьму Пруткова, завещавшего: "Зри в корень".
Свидетельство о публикации №206111800113