Валентина Гагарина... Юрочку моего стали забывать

«Юрочку моего стали забывать... С того времени пришли новые поколения. У них свои заботы, свои печали, свои даты: как жить, что хорошего, поучительного из прошлого передать детям? Вы знаете, я потрясена: по данным полковника Николая Владимировича Саева, живущего в Звёздном городке, 70% школьников вообще не знают, кто такой Юрий Гагарин. Да вот и космонавт Владимир Шаталов… из встреч с молодыми людьми сделал вывод, что о первом космонавте Земли многие молодые граждане России имеют смутное представление. Как же нам недорога наша история, наши успехи в завоевании космоса?!»

/Из интервью с вдовой космонавта № 1 Ю. А. Гагарина –
Валентиной Гагариной/

______________



Сейчас часто можно слышать рассуждения о возрождении патриотизма, достоинства и чести нации, разговоры о поисках идеалов…Судьба подарила нам вернейшее и наисильнейшее для этого средство – имя Юрия Гагарина. Как же мы распоряжаемся этим уникальным, бесценным наследием?..
............
P.S. Этот очерк был написан в 2006 году. К сожалению, актуален
он в значительной мере и сегодня.

1.

Мы сидим в уютном помещении одной из студий Центрального телевидения в Останкино и ведём разговор о событиях теперь уже почти сорокалетней давности. Мои собеседники – бывший член Государственной комиссии по расследованию гибели Юрия Гагарина и Владимира Серёгина, технический эксперт высшей категории, много лет проработавший в ГосНИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС Игорь Кузнецов и лётчик-космонавт, генерал-майор российской армии, Герой Российской Федерации, Народный герой Казахстана, кандидат технических наук Талгат Мусабаев, трижды побывавший в космосе, в том числе, в качестве командира международного экипажа на станции «Союз ТМ-27» – «Мир» в 1998 году.

На 1-м канале ЦТ готовится телевизионная версия расследования о причинах гибели Гагарина и Серёгина. В числе приглашённых сюда – бывшие члены Государственной комиссии, лётчики-космонавты, военные лётчики, эксперты, писатели, журналисты, кинодокументалисты, родственники погибших.

Не так давно группа авиационных специалистов обратилась к Президенту России Владимиру Путину с предложением вновь вернуться к рассмотрению причин авиакатастрофы в 1968 году. Тогда так до конца и не была выяснена причина гибели первого в мире космонавта Юрия Гагарина и лётчика-испытателя Владимира Серёгина. Более того, косвенно материалы комиссии обвинили в авиакатастрофе лётчиков. Это породило и порождает до сих пор много всевозможных слухов и домыслов.

Советник президента по военно-техническим вопросам Александр Бурутин поручил Игорю Кузнецову согласовать этот вопрос с руководителями восьми ведущих авиационных организаций и НИИ страны: есть ли сегодня объективные предпосылки для возобновления расследования и имеются ли для этого технические возможности.

– Игорь Иванович, – задаю Кузнецову наиболее волнующий меня, как и многих, вопрос, – так есть ли вина экипажа гагаринской спарки в той авиакатастрофе? Государственная комиссия пришла к выводу, что в момент аварии самолёт технически был исправен, а это предполагает, что лётчики в нештатной ситуации не справились с управлением.

– Мнения членов комиссии тогда разделились, как нет на этот счёт и сегодня единой точки зрения, – рассказывает Кузнецов. – Те, кто обвиняет лётчиков, на мой взгляд, не правы. По моим предварительным расчётам на высоте чуть более 4000 м по невыясненным пока причинам у экипажа произошла разгерметизация кабин.

То, что кабины не были загерметизированы, установлено ещё Госкомиссией. Например, кран вентиляции кабины у Гагарина был открыт на 48 процентов. Это значит, что она была разгерметезирована с самого начала полёта. Лётчики узнать об этом могли только на высоте значительно превышающей 2000 м – по показаниям приборов. В этой ситуации Гагарин и Серёгин действовали строго по инструкции: как тогда, так и сегодня они обязаны были прекратить выполнение задания, снизить высоту полёта до 2000 м и вернуться на аэродром.

Траектория полёта показывает, что именно это Серёгин с Гагариным и сделали: в первую очередь развернулись, чтобы экстренно снизить высоту полёта. Они запросили 320 градусов, хотели уйти налево, но развернулись на курс 180. Это легко объяснить: слева на высоте 3000 м работал другой учебный истребитель «МиГ-15». Серёгин и Гагарин знали, что туда идти опасно – могли столкнуться. Сразу вниз они тоже не могли опуститься: там прыгали парашютисты – лётчики-космонавты под руководством Алексея Леонова. Леонов тогда ещё сказал: «Наши летают!» И оказался последним, кто слышал гагаринский самолёт.

– Можно с уверенностью сказать, что «нырок» («бочка» с уходом на пикирование, чтобы снизить высоту) сделал Серёгин, – продолжает Кузнецов. – Сделал энергично, правым переворотом. Гагарин ещё не был подготовлен к выполнению такого сложного манёвра. Только при таком варианте ухода на снижение могли появиться те показания приборов, которые были установлены комиссией.

А дальше произошло непонятное: машина пошла вниз и не вышла из пике. Все удивлялись: почему опытнейший Серёгин даже не сделал попытки выхода? Эксперты посчитали, что лётчики слишком поздно попытались вывести машину из пикирования и просто недотянули. Теперь же уверенно можно сказать, что попытки вывода даже и не предпринимались. Что же случилось?

Лётчики находились на высоте 4200 м в незагерметизированной кабине более 6 минут, кислородными масками не пользовались – это установила комиссия. Значит, можно говорить о начальном кислородном голодании (гипоксии). Из этих 6 минут – 5 на пилотов действовала перегрузка. А потом они начали резкое снижение, перегрузка ещё больше возросла. В незагерметизированной кабине давление росло лавинообразно, в результате чего уже в первые несколько секунд лётчики получили так называемый аэродинамический удар. Это подтверждают и найденные на месте аварии приборы разбившегося самолёта.

– Инструкция того времени не ограничивала величину вертикальной скорости снижения при такой нештатной ситуации, – вступает в разговор Талгат Мусабаев. – Ограничения ввели только в 1975 году – не более 50 м в секунду (а они снижались со скоростью 140-150 м/с – А. П.). Опасность совокупного воздействия высотных факторов полёта на организм пилотов тогда тоже была не так очевидна, как сейчас. Представьте, если вы летите в самолёте, уши закладывает при снижении 5-7 м в секунду. А тут все возможные 150! Последствием аэродинамического удара может быть оглушающий эффект или летальный исход.

– Есть все основания полагать, что в течение первых 3-7 секунд пилоты потеряли работоспособность, и далее пикирование, вплоть до столкновения с землёй, продолжалось в неуправляемом режиме, – высказывает свою версию причины авиакатастрофы Кузнецов. – Только в 1991 году медики смогли установить: если лётчик оказался в предобморочном состоянии, сознание возвращается к нему через 5-15 секунд, способность оценивать обстановку – через 15-20 секунд, двигательная активность и способность управлять самолётом – через 30-120 секунд. Гагарину и Серёгину просто не хватило тогда времени прийти в себя и вновь начать управлять пикируемой машиной. Но это всего лишь моё предположение, на которое может дать ответ только новое расследование.

– Реально ли оно с учётом столько уже прошедших лет?

– Шесть опрошенных организаций идею второй попытки расследования поддержали, одна выступила против, и одна воздержалась. В «воздержавшихся» – корпорация «МиГ»: они пока свою позицию не обозначили. А против этой работы выступил 13-й НИИ ВВС. Отказ институт мотивировал тем, что на сегодня не существует методических основ для решения такой сложной задачи. Довод странный. Ведь разработка новых методик исследования аварийной авиатехники – функциональная обязанность этой организации…

Насколько сложна эта задача сегодня, и даже не в техническом её решении – в психологии восприятия, показала чуть позже развернувшаяся в студии дискуссия всех её участников. Дискуссия, которая при всей своей эмоциональности и многополярности мнений, на мой взгляд, вычленила один из важнейших её моментов: то, что происходит сегодня вокруг имён Юрия Гагарина и Владимира Серёгина – недопустимо. Об этом, в частности, говорил летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов, волей случая находившийся в тот мартовский день 1968 года недалеко от места трагедии. Недопустимо то, как мы относимся к своей истории, как сохраняем память о наиболее значимых её вехах, как распоряжаемся нашим национальным достоянием.

2.

На одном из пленумов ЦК ВЛКСМ Юрий Гагарин с болью за свою страну, её историю говорил: «На мой взгляд, мы ещё недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думаем о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность? Я бы мог продолжить перечень жертв варварского отношения к памятникам прошлого. Примеров таких, к сожалению, много».

Мотив у Гагарина тогда был очень простой: нельзя поднимать патриотизм среди молодежи, не зная своих корней, традиций. После того выступления прошло несколько десятилетий. Восстановлена Триумфальная арка на Кутузовском проспекте, заново воссоздан храм Христа Спасителя. Мы сейчас много говорим о возрождении патриотизма, достоинства и чести нации, рассуждаем о поисках идеалов…Судьба подарила нам для этого вернейшее и наисильнейшее средство – имя Юрия Гагарина. Как же мы распоряжаемся этим уникальным, бесценным наследием?

До сих пор в России не создан национальный музей первого космонавта. Многие подлинные документы, реликвии, мемориальные вещи его разбросаны по всей стране: в музеях, учреждениях, в личных коллекциях. Немало того, что уже безвозвратно утеряно. С молотка за рубеж продали военный китель Ю. А. Гагарина, его тренировочный скафандр и машинописный доклад о первом космическом полёте. И всё ради денег, наживы.

В период перестройки, когда в стране обнаружилась катастрофическая нехватка денег, мы не нашли возможным сохранить научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» и за бесценок продали его индийской фирме на слом. А ведь там находился музей Ю. А. Гагарина, где в числе других экспонатов была представлена капсула с землёй с места приземления первого космонавта в мире, переданная народным артистом СССР Л. Сметанниковым во время его концертной поездки на это судно. Судно предназначалось для исследования верхних слоёв атмосферы и космического пространства, было оснащено современным навигационным оборудованием и способно было длительное время (до 130 суток) находиться в условиях автономного плавания, самостоятельно решая задачи по управлению космическими аппаратами и обеспечивая с ними постоянную связь.

В провинции с сохранением памяти о первом космонавте нашей планеты дела обстоят не лучше. В Саратове, например, сломаны общежитие и главный учебный корпус индустриального техникума, где жил и учился ещё тогда Юра Гагарин. Нет уже Дома культуры «Трудовые резервы», где он занимался в различных кружках и танцевал на вечерах отдыха. Посаженные ели на месте приземления космонавта не раз спиливались под Новый год. Очевидно, на сувениры в своё время были взяты две таблички о том, что здесь Ю.А. Гагарин приземлился 12 апреля 1961 года и что здесь, в нише, находится земля с родины космонавта. Их восстановили, но как восстановить всем нам своё отношение к нашему прошлому, истории?

В городе Гагарине был дом родителей Ю. А. Гагарина, подаренный им правительством страны. Юрий Алексеевич лично принимал участие в переселении сюда родителей, а затем, бывая на родине, останавливался здесь, жил, отдыхал. Бывали здесь родственники, друзья-космонавты, учёные, конструкторы, писатели. Мать, Анна Тимофеевна, прожила в нём 22 года. И вдруг после её смерти дом за одну ночь снесли. Так решила в то время местная администрация из-за того, что строение якобы выглядело неказистым и за него им было стыдно. В стране и даже за рубежом поднялся шум, появились статьи в защиту дома родителей: как же так, писали в них, Ю. А. Гагарин бывал в нём, принимал жителей Смоленщины как депутат Верховного Совета СССР, здесь долгое время жили его родители. Пусть дом неказистый, но он – памятник первому космонавту Земли! Отстояли. Восстановили. Но это уже всего лишь его копия.

В октябре 2006 года местными вандалами в Киржачском районе Владимирской области в очередной раз осквернён и частично разрушен памятник на месте трагической гибели Гагарина и Серёгина. Это происходит здесь уже не первый год. Ещё несколько лет назад были выломаны гранитные плиты у основания монумента, украдены металлические траурные знамёна, 16-метровая гранитная стела регулярно покрывается автографами побывавших здесь. И это, к сожалению, далеко не единственная попытка надругаться над памятью о наших космонавтах. Весной, опять же 2006 года, в Оренбуржье был разрушен памятник на месте гибели космонавта Владимира Комарова.

В наши дни продолжают распространяться ложь и грубые извращения фактов биографии космонавта, его трагической гибели. Первая «утка» появилась уже сразу же после полёта Ю. А. Гагарина за рубежом. В США и ряде других стран нашлись «знатоки», которые заявили, что Гагарин в космос не летал, что в корабле не было пилота, переговоры за него делала заранее записанная магнитофонная лента… Эту мысль вскоре подхватил венгерский журналист И. Немере, который заявил, что полёт Ю. А. Гагарина – выдумка и сплошной обман. Несколько лет он собирал компромат на первого советского космонавта и выдал затем миру «сенсацию» – книгу «Гагарин – космическая ложь».

Помогают распространять клевету на Гагарина и российские средства массовой информации. Не раз приходилось слышать и читать о его якобы пристрастии к наркотикам. 25 марта 1998 года еженедельная «Новая газета» (Волгоград) опубликовала статью «Юра Гагарин не летал в космос», где цитирует Гагарина: «… с Саратовым связано у меня появление болезни, названия которого нет в медицине…» (обрыв фразы). И далее газета пытается убедить своих читателей в том, что космонавт заболел уже тогда наркоманией. У Гагарина же в книге «Дорога в космос» продолжение фразы звучит так: «…появление болезни, названия которого нет в медицине – неудержимая тяга в небо, тяга к полётам».

Ведущий конструктор ракеты «Восток» О. Г. Ивановский, который 12 апреля 1961 года сажал Ю. А. Гагарина в кабину корабля, по этому поводу в своё время писал: «Есть ли совесть, люди! Забывать святое, предавать любовь человечества, не человека – человечества! Я не хочу цитировать опубликованные измышления, пересказывать услышанное и опровергать эту злостную ложь. Противно!.. Скажу лишь одно: сначала испытывал чувство какого-то недоумения, брезгливости, но потом стало ясно, что это не просто ложь, не просто недоумение и случайные догадки, порождённые незнанием, – это продуманная политическая пропаганда, имеющая целью принизить нашу Родину. И моменты выпуска в «полёт» этих «уток» выбирались и выбираются не случайно – тогда, когда можно куснуть больнее».

3.

После записи передачи в Останкино, расставаясь с нами, Игорь Кузнецов говорил о необходимости поддержки их инициативы повторного расследования причин гибели Гагарина и Серёгина. Поддержки, прежде всего информационной. Если такое расследование начнётся, оно должно быть для всех насколько это возможно максимально честным и открытым.

Именно это в первую очередь сегодня и не устраивает тех, кто против такого расследования. На то – у каждого свои причины. Кто-то боится в дальнейшем возможных и вполне обоснованных упреков в свой адрес, кто-то прикрывается секретностью, а кому-то просто на руку то, что сегодня происходит в нашей стране с исторической памятью.

Ведь, и это хорошо известно, нацию можно уничтожить, только лишив её истории, культуры, традиций. Всё остальное она выдержит и восстанет даже из пепла. Как та птица Феникс. И как это уже не раз происходило в лихие годины…

декабрь, 2006



________________

*** Раздел «Историческое досье» на авторской страничке знакомит читателей
с материалами:

1. Поле русской славы: факты и мифы __ http://www.proza.ru/2006/09/19-44
Обратиться к теме одной из крупнейших битв в истории человечества побудили
до сих пор многочисленные толкования и разночтения этого события.

2. Тайна гибели Первого космонавта __ http://www.proza.ru/2006/04/27-11
Дайджест публикаций о случившейся в небе Владимирской области, в 120 км от Москвы,
в среду 27 марта 1968 года трагедии, унёсшей жизни двух лучших сынов своей страны.

3. Символ ушедшей эпохи __ http://www.proza.ru/2006/04/02-37
В истории отечественного искусства, как и в народной памяти, имя Веры Игнатьевны Мухиной прочно ассоциируется с её главным творением – 24-метровой статуей из нержавеющей стали «Рабочий и колхозница», венчавшей советский павильон на Всемирной выставке 1937 года во Франции...


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Александр Сергеевич!
Вспомнилось из детства, что мои бабушка и дедушка рассказывали, как с приема в Кремле по случаю возвращения из полета Юрия Гагарина была прямая телевизионная трансляция, где полупьяный Хрущев с бокалом в руке кричал на камеру: "Вот это да! Вот это Юрка!.. Главное для нас: пусть тот, кто точит ножи против нас, знает, что Юрка был в космосе, все видел теперь, Юрка все знает..." И трансляцию спешно прервали...
А еще один интересный случай, связанный с Юрием Гагариным, я узнал из телепередачи "Что? Где? Когда?" В Великобритании было не принято съедать кусочек лимона после того, как весь чай выпит до дна. Эту манипуляцию над чаем показал сам Юрий Гагарин, который присутствовал на приеме у Королевы Великобритании. По русской привычке, Гагарин выпил чай, достал кусочек лимона и съел его. Данное действие повергло всё английское окружение в шок, но королева спасла ситуацию: она тоже достала и съела кусочек лимона из своей чашки и приказала всем пить чай "по-гагарински".
С десяток лет назад в Монголии (!) довелось мне "на бегу" познакомиться с дочерью Ю.А. Гагарина - доцентом "Плешки" - она приезжала в местный Улан-Баторский филиал читать лекции...
Но это все мысли по поводу...
А ведь на роль первого космонавта Королев выбрал Гагарина из-за его харизматичности, хотя Титов больше подходил по своим физическим и интеллектульным качествам. А как после полета Гагарин своей коронной улыбкой буквально покорил весь мир! И всколыхнул всю нашу страну! Вот и Патриотизм! Очень неплохо, когда Космос становится национальной идеей. Все мальчишки тогда мечтали стать космонавтами. А сейчас...
Всего Вам самого доброго!
С большим уважением,

Дмитрий Анатольевич Овчинников   16.05.2015 01:59     Заявить о нарушении
Всё так, Гагарин после полёта своей улыбкой покорил весь мир… Что-то и в наши дни осталось от его улыбки, не всё ещё растеряли. И Полина Гагарина тому подтверждение, покорившая своей песней и улыбкой сегодняшнюю Европу. Жизнь продолжается…

Спасибо, за интересные дополнения.
Всего Вам самого доброго.

С уважением,

Александр Попов   24.05.2015 22:06   Заявить о нарушении
Уважаемый Александр Сергеевич!
Загляните, пожалуйста, на мою страницу - там есть материал "Невеста бурь, подруга капитана". Вы тоже об этом писали. Я даже у Вас строчку из газетной цитаты позаимствовал для концовки ;)
Серьезно - мне очень важно Ваше мнение.
Всего доброго!
С уважением,

Дмитрий Анатольевич Овчинников   24.05.2015 23:13   Заявить о нарушении
Прочитал. Нужный, добротный материал. Удачи в творчестве.
С уважением,

Александр Попов   26.05.2015 08:13   Заявить о нарушении
Спасибо большое за отклик.
С уважением,

Дмитрий Анатольевич Овчинников   26.05.2015 10:01   Заявить о нарушении
История вообще многим не интересна и вранья в ней много. Мы любим и помним Гагарина так как покорение космоса началось при нашей жизни а для молодежи это уже обыденное явление.

Светлана Сидорова-Мустафина   26.02.2017 06:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.