Слово не рубанок

Слово - это не рубанок или, скажем, не топор. Словом нельзя размахивать, как топором. Нельзя словом выстругать себе деревянного человечка. Просто ради эксперимента возьмите деревяшку и крикните на неё бранное слово, ведь ничего не произойдет, разве что жена ударит этой деревяшкой по затылку, а дочь по коленкам. Зато, если вы возьмёте рубанок, то вполне можете сделать из этого куска деревяшки груду опилок.

Вот вам ещё примеры. Топором можно срубить дерево, а словом можно срубить дерево, лёжа в гамаке и управляя рабочими. Топором можно заставить женщину, а словом уговорить. Результат один, но какие разные последствия! Первый путь мне представляется предпочтительным, так как женщины владеют словом лучше, чем топором. Словом можно долго размахивать и кричать, что вы мастер, но лишь один взмах рубанком заставит всех в это поверить. Словом можно оскорбить, зато топором не оскорбишь никогда. Можно только слегка обидеть. Человек, который владеет рубанком, легко перейдет с русского на китайский, чего не скажешь про слово. Топором можно возводить дома, а словом можно поднять миллионы людей на их разрушение. А можно поднять людей на благое дело, а сделать дурно топором.

Один мой знакомый, наученный Словом, пошёл в московский театрик на премьеру спектакля. По её окончании назвал пьесу никудышней, всех актёров нехорошим Словом и закидал сдавленными томатами. Это я вовсе не к тому, что рубанками и топорами не стоит кидаться. Здесь всё дело в инструменте, который использовал мой знакомый. В данном случае помидоры. Они достигли своей цели. Но траектория томатов была гораздо более верной только после хорошей словесной артподготовки. Слова, как разведчики, нащупали точные координаты в стане врага и остановили его, заставив прислушаться. После чего мой знакомый без последствий скрылся. Представьте, что бы было, кинь он топор, да еще не сказав ни слова.

Таким образом, топор и рубанок представляются нам удобным, но довольно примитивным объектом, которым хороший мастер пользуется для оживления своего творчества. Слово же является живым организмом, которым хоть и можно пользоваться, но которое и само по себе способно оживить любое творение даже плохого мастера. В самой читаемой книге сказано: "Вначале было Слово". То есть Слово было уже третьим в этой фразе. Вдумайтесь, от начала времен Слово - это третье слово. Всё это, конечно, спорно и неоднозначно, но где вы таки видите в древних книгах рубанок?

Так что и не говорите мне, что слово это инструмент писателя или, наоборот, поэта, которым тот пользуется, чтобы загладить свою вину перед обществом за неумение работать руками и головой. Правда, в современном мире, равно как и в прошлом, почти всё, что сказано человеком, сказано им при помощи инструмента. Особенно наглядно это можно видеть сейчас, благодаря развитию новых коммуникационных технологий. Не покидает ощущение, что интернет, книжные магазины, киоски периодической печати, это кипящий бульон из топоров и рубанков, где лишь изредка проглядывается, затерявшись в инструментарии, сочный кусочек свежего Слова.

Вот, собственно, и всё. А в следующий раз я напишу трактат в защиту буквы Ё.


Рецензии