Мелодии и ритмы череповецкой эстрады. Ретро

Сегодня на танцплощадке обычное скопление народа. Девчонки поправляют начёсы, парни - галстуки. Подростки завистливо смотрят из – за забора парка на собравшуюся толпу, ведь их не пустят на одно из самых важных мероприятий молодёжи – танцы.
И вот, начинается. Музыканты, одетые с иголочки выносят на сцену инструменты, проверяют звук: «Раз, раз…». После устранения всех неполадок из динамиков начинает литься музыка: живая, настоящая; без примеси компьютерных примочек. Кавалеры приглашают дам… И начинается танец, танец, который значит для молодёжи почти всё: она копила деньги, ждала сегодняшнего вечера с нетерпением… Девушки в полнейшем нескрываемом восторге от игры молодых музыкантов, да и их самих…
 Нет. Это не современное диско. Это далёкие вечера семидесятых, вечера, которые навечно остались в памяти у многих. Думается, нынешним молодым череповчанам небезынтересно будет узнать, какой была субкультура в упомянутые времена, а зрелым читателям, возможно, захочется заново окунуться в ритмы своей вечной молодости.
О музыке семидесятых годов и не только я побеседовала с известным в то далёкое время исполнителем Николаем Васильевичем Смирновым. Читайте о воспоминаниях былого музыканта.
Расскажите, пожалуйста, о самых знаменитых ансамблях в 70-80 годы.
Самым популярным ансамблем в 70 –х годах был, несомненно, ВИА «Белые грифы». Он образовался на базе ЧМК.
Ребята самостоятельно изготовили гитары с белым грифом и успешно выступали на концертах. Руководителем ансамбля был Валерий Жигулёв.
 По началу хорошую аппаратуру было сложно достать и первые концерты сопровождались хрипом и шипом, что не портило настроения никому.
Интересно вспомнить про создание и исполнение песен. Ребята играли «Битлов», «Роллингов», сочиняли и свои творения. Помню, как Валера ночью, сидя у приёмника, ловил и записывал зарубежную музыку, а потом перекладывал её на ноты и придумывал русский текст (оказывается, иностранная музыка перепевалась ещё задолго до Филлипа Киркорова .Прим.автора).
 В ДКСе был полный ажиотаж, когда половину танцевального вечера играл ансамбль «Белые грифы».
Позже, состав расширился, появилась более качественная аппаратура. Примечательны музыканты были ещё и тем, что частенько пытались подражать внешности «битлов» - носили нечёсанные длинные волосы, грязные майки и мятые брюки(оказывается, наши родители тоже были неформалами.Прим.автора).
Не сильно отставал по популярности и ансамбль Городского Дома Культуры «Вечерние ритмы», в котором я проиграл довольно –таки много времени. Группа удостаивалась многих почётных грамот, например, за 1 место в конкурсе, посвящённому фестивалю молодёжи и студентов в Берлине(1973 год); участие в финале телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты»(1974) и так далее. Среди участников ансамбля, кроме меня были, Николай Иванов, Виктор Румянцев, Александр Смирнов, Борис Жуков и другие талантливые личности.
ВИА «Сентябрь» тоже создавался при ГДК, но позже, в 80 –е годы. Стоит отметить творчество таких групп как «Орион», «Новое время», ансамбль под управлением Володи Гега…
Коллективов существовало множество, и каждый обладал своей харизмой. Билеты в кассах дворцов культуры и на танцплощадках раскупались мгновенно.
А куда вас обычно приглашали играть?
Играли мы на танцах, свадьбах, агитплощадках, в парке Культуры и отдыха на большой и малой эстраде, и даже во дворе.
Хотелось бы поподробней узнать об упомянутой вами передаче «Алло, мы ищем таланты».
30 сентября 1971 года группу «Вечерние ритмы» наградили почётной грамотой студии телевидения, под руководством Н. Шумилова.
К передаче готовились тщательно. Солировала тогда Усачёва Валерия.
Репетировали, конечно, неоднократно. Записали голоса на плёнку, а когда выступали в эфире, то всё было уже сделано и мы участвовали с отключенной аппаратурой, а музыка звучала в динамиках студии.
Публика забила зал до отказа, даже проходы были заполнены молодёжью, которая уже после первой песни так бурно реагировала, что по сердцу начинало разливаться тепло и захотелось выступить лучше всех.
В конце конкурса Юрий Малков- секретарь горкома ВЛКСМ и приз- стереорадиолу с памятной табличкой (радиола очень долго и преданно мне служила).
Поведайте о том, какой вклад вы внесли в музыкальную череповецкую ретро – культуру?
Я музыкант – самоучка. Сам освоил грамоту, баян и фортепиано, не оканчивая музыкальной школы, потом поступил в училище по классу контрабаса. Без лишней скромности скажу, что в мастерстве контрабасиста я значительно приуспел.
Первый коллектив, в котором мне посчастливилось играть – это духовой оркестр Дворца Металлургов. Потом, на моём жизненном пути из популярных ансамблев были «Белые грифы» и «Вечерние ритмы».
Когда я немного отошёл от популярной музыки города и устроился работать на ЧСПЗ, но и там не сидел сложа руки. Под моим руководством был создан ансамбль калибровочного цеха. Таланты я искал долго и упорно. Вскоре, созданное мною музыкальное сообщество побило все рекорды по массовости среди самодеятельности завода.
Давайте теперь перейдём к разговору о публике, которая посещала концерты. Как она выглядела, как одевалась?
Публика выглядела всегда(!)нарядно, не то, что сейчас. Надевали костюмы, нейлоновые рубашки: красные, зелёные, белые голубые…; брюки «дудочки», клёши. Самые смелые модники щеголяли в клёшах со светящимися лампочками, в красных брюках и рубашках, а брюки – «дудочки» намыливали, потому что обычным способом они с трудом надевались.
Чем же по вашему мнению отличается танц – культура семидесятых от нынешней и что у них общее?
Если говорить про саму музыку, то конечно, та аппаратура, которая появилась сейчас нам даже и не снилась.
Современные танцы совершенно отличаются от танцев семидесятых. Молодёжь приходит в дымное тёмное помещение, где продаются крепкие спиртные напитки, какое уж тут удовольствие от музыки? Да и время слишком позднее. Раньше в 23 часа всё уже давно заканчивалось, а теперь каждый раз волнуешься, отпуская дочку на дискотеку, которая в это время только ещё начинается.
Исчезла та искренность и некоторая наивность. Музыка перестала быть романтикой, от этого грустно…
Общим всегда было то, что у музыкантов во все времена была куча преданных поклонников.


Что ж, появляется какая – то лёгкая грусть и хочется хотя бы на мгновение повернуть время вспять и вернуть танцплощадку в парке, которой там уже никогда не будет.


 


Рецензии