Игровое пространство

Позитивистская пьеса в шести сценах

"Как все люди, Гарри мнит,
что довольно хорошо знает,
что такое человек, а на
самом деле вовсе не знает этого,
 хотя нередко, в снах и других
трудноконтролируемых состояниях
 сознания, об этом догадывается."
Герман Гессе
«Степной волк»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Маргарита
Ее мама
Ее отец
Ее молодой человек
Девушка
Парень

СЦЕНА ПЕРВАЯ.
На сцене 3 человека: две девушки и один молодой человек. Девушка постарше (Маргарита) сидит в центре. Слева от нее вторая девушка – она чистое олицетворение Ангела, восторженный, верящий в чудеса ребенок. Справа молодой человек – олицетворение байроновского героя.
Они сидят в комнате, вокруг стены – старые, в выцветших обоях и плакатах. Плакаты старые, на них анонсы каких-то старых фильмов и спектаклей. Свет тусклый.

МАРГАРИТА. (парню) Слушай, я хочу, чтоб ты кое-что знал. Понимаешь, ты – мой идеал. Навсегда, на всю жизнь. Ты Бог, понимаешь? Ты такой, каким должен быть идеальный герой. В любой пьесе, в любой поэме, в любом самом распоследнем художественном произведении. Ты вокруг, ты в каждом втором образе: в книгах, в фильмах, на рекламных щитах, на фотографиях, в журналах, на модных показах, ты даже в мультиках, черт тебя подери!
ПАРЕНЬ. Значит, ты меня в этом обвиняешь?
МАРГАРИТА. Нет, как я могу тебя обвинять, ты же стал частью меня. Я тебя люблю, понимаешь, по-настоящему! В моей жизни ничего подобного не было. Я люблю тебя даже больше, чем себя, потому что я никто, я – всего лишь я, а ты, ты настоящий герой, ты идеальный герой, ты… глубоко чувствуешь, ты много видишь и понимаешь больше других, ты жестокий и одновременно ранимый, тебя никто не понимает, потому что ты не такой как все. Вот это главное, понимаешь, не такой как все.
ДЕВУШКА. Пожалуйста, не расстраивайся так!
МАРГАРИТА. Подожди, я не расстраиваюсь, мне надо разобраться.
ПАРЕНЬ. Я не понимаю, зачем эти излияния. Что ты от меня-то хочешь?
МАРГАРИТА. Я знаю, тебе кажется, что это низко, но я должна тебе это сказать, я не могу, нужно что-то с этим делать, иначе я… я не знаю, что со мной произойдет. Ты именно такой мужчина, каким я хотела бы быть. Даже больше: если бы я была мужчиной, я была бы тобой. Я была бы такой же, как ты. И я хотела бы быть такой же, как ты, но я не могу. Я не должна, понимаешь?
ПАРЕНЬ. Не понимаю.
МАРГАРИТА. Конечно, куда тебе! Ты же у нас страдалец, ты же у нас особенный, тебя же никто не понимает! Куда тебе до других! Ты же только о своем вселенском одиночестве способен думать! Ах, какой я несчастный, ах, какой я не такой как все, ах, какой я непонятый, какой я одинокий!
ПАРЕНЬ. Это смешно. Ты ведешь себя как клоун.
МАРГАРИТА. Да я тебя изображаю, между прочим!
ПАРЕНЬ. У тебя плохо получается. Оставь эту роль мне, ради Бога.
МАРГАРИТА. Я оставлю, не бойся. Как раз об этом я и хотела поговорить. Я – девушка, и с этим уже ничего не поделаешь.
ПАРЕНЬ. (с усмешкой) Действительно.
МАРГАРИТА. И мне нужна женская сущность, понимаешь? Женская, а не такая, как ты.
ПАРЕНЬ. Ха, я прекрасно понимаю! Отправляешь меня на свалку, а все эти дифирамбы были прелюдией?
МАРГАРИТА. Я устала от тебя, понимаешь? Я хочу от тебя освободиться, я не хочу быть такой.
ПАРЕНЬ. Удивила! До сих пор я не слышал ничего подобного. И что, интересно, изменилось?
МАРГАРИТА. Я изменилась!
ПАРЕНЬ. А что, есть ты?!

Маргарита молчит.

Оставляет без комментария…

МАРГАРИТА. Я больше не могу! То есть я не должна!
ПАРЕНЬ. Так ты не можешь или ты не должна?
МАРГАРИТА. Ну зачем ты меня мучаешь? Тебе нравится измываться надо мной, да? Мне нужно принять решение, мне нужно сделать шаг, а ты задаешь свои дурацкие вопросы!
ПАРЕНЬ. Это не я задаю тебе дурацкие вопросы, заметь. Это ты не можешь быть честной с собой.
МАРГАРИТА. Честной? Что значит честной?
ПАРЕНЬ. Что значит с собой?
МАРГАРИТА. (пауза) Мне надоели твои игры.
ПАРЕНЬ. Это твои игры, а не мои.
МАРГАРИТА. Какая разница!
ПАРЕНЬ. Вот именно! А какая разница? Какая разница? Ведь если ее нет, то как я могу уйти?
ДЕВУШКА. Есть разница, я знаю! Она есть, слышишь?
ПАРЕНЬ. Не мешай.
МАРГАРИТА. (парню) Я не хочу тебя слушать. Мне нужно принять решение.
ПАРЕНЬ. Это надолго…
ДЕВУШКА. (Маргарите) Почему ты меня не слышишь? Я хочу тебе помочь, я хочу быть с тобой, я хочу чтобы ты была счастлива!
МАРГАРИТА. Я тебя слышу, я слышу!
ДЕВУШКА. Так в чем же дело! Ты знаешь, что нужно делать!
ПАРЕНЬ. Цирк…
МАРГАРИТА. Ты знаешь, что нужно делать… Помоги мне! Я не справлюсь. У меня нет аргументов!
Свет над Маргаритой гаснет, она остается в тени.

ПАРЕНЬ. (Маргарите) Ты делаешь ошибку! Ты опять делаешь ту же самую ошибку! А, черт, это же не моя реплика!
ДЕВУШКА. (парню) Я тебя люблю. Я сделаю для тебя все, я хочу тебе помочь!
ПАРЕНЬ. Избито.
ДЕВУШКА. Я хочу, чтобы ты узнал, что такое счастье. Полюби мир, и мир тебя полюбит. И я тебя люблю таким, какой ты есть.
ПАРЕНЬ. Тогда зачем мне меняться?
ДЕВУШКА. Потому что ты сам не сможешь без этого! Когда ты открыт для людей, когда ты им помогаешь, когда ты им сочувствуешь, ты сам меняешься, ты становишься лучше, и тебе хочется быть лучше ради близких людей.
ПАРЕНЬ. Что-то я не очень понимаю, куда вы клоните.
ДЕВУШКА. Мы хотим, чтобы ты изменился!

Свет над Маргаритой зажигается.

МАРГАРИТА. Ну зачем ты ему сказала, дура!
ДЕВУШКА. Ой… Извини, я не хотела! (у нее в глазах слезы)
МАРГАРИТА. Да ладно, ничего.
ДЕВУШКА. ( продолжает плакать) Прости, пожалуйста, прости!
МАРГАРИТА. Я сказала, ничего! Успокойся!
ПАРЕНЬ. Господи, какая идиотская затея! Ничего смешнее придумать было нельзя! Ты хотела, чтобы это жизнеподобное существо изменило меня? Я-то думал, ты умнее!
МАРГАРИТА. И нет ничего смешного! Другого выхода нет!
ПАРЕНЬ. Кроме как сделать из меня такую же размазню?
МАРГАРИТА. Ну почему ты такой злой, а? Почему ты не хочешь хоть на миллиметр отступить от своих принципов?
ПАРЕНЬ. Потому что это невозможно! Я не могу измениться по определению.
МАРГАРИТА. По какому такому определению?
ПАРЕНЬ. Это ты должна сказать.
Маргарита молчит.
Оставляет без комментария…
МАРГАРИТА. Просто я подумала, понимаешь, что у меня только два выхода в этой ситуации.
ПАРЕНЬ. И каких, интересно знать?
МАРГАРИТА. Ну… Я не могу от тебя избавиться.
ДЕВУШКА. Ну почему же ты не можешь?
МАРГАРИТА. Потому что он такая же часть меня, как и ты.
ДЕВУШКА. Он не такая часть! Он другая!
МАРГАРИТА. Девочка моя, я понимаю, что он другая, но в том-то и проблема!
ДЕВУШКА. Я просто не понимаю, почему мы можем жить с тобой вдвоем, без никого!
МАРГАРИТА. Потому что я не могу без него, как не могу без тебя, понимаешь?
ДЕВУШКА. Тогда давай уйду я! Чтобы ты не мучалась, чтобы тебе было легче, я оставлю вас вдвоем. (начинает плакать)
МАРГАРИТА. (нежно) Глупая! Ну как я без тебя? Кто будет мня утешать? Кто будет меня любить?
ДЕВУШКА. Пусть он любит!
МАРГАРИТА. Но он не умеет, понимаешь?
ПАРЕНЬ. Цирк…
МАРГАРИТА. Ох… (девушке) Солнце, у меня только два выхода: или он становится таким же, как ты и ты его убеждаешь стать таким…
ПАРЕНЬ. Провальный вариант.
ДЕВУШКА. Или что?
МАРГАРИТА. Или… или вы должны помириться, полюбить друг друга и жить в гармонии, черт побери!
ПАРЕНЬ. Я что-то не понял, это как?
МАРГАРИТА. Ну, помнишь, как в том фильме, вы полюбите друг друга, потому что вы полные противоположности и вас влечет друг к другу непреодолимая сила…
ПАРЕНЬ. Закон физики. Ты еще в школе проходила.
МАРГАРИТА. Ну так значит я права! Вы просто не можете не притягиваться!

Девушка и парень подозрительно смотрят друг на друга.

ПАРЕНЬ. Эти фильмы тебя до добра не доведут…

Свет надо всеми героями гаснет


СЦЕНА ВТОРАЯ.
На сцене появляется отец
ПАПА. (шепчет) Ритуль… Ты где? Ну и темень… Дочка!
Над Маргаритой загорается свет
МАРГАРИТА. (испуганно) Кто это?
ПАПА. (наконец видит ее) А, вот ты где!
МАРГАРИТА. (удивленно) Папа?
ПАПА. Ты чего в темноте сидишь?
МАРГАРИТА. Да так…
ПАПА. (подходит к стулу) Я присяду?
МАРГАРИТА. (еще не может прийти в себя) Садись…
ПАПА. Как ты? Я тут мимо проезжал, с работы, думаю, надо зайти, сто лет дочку свою не видел. (пауза)
Маргарита странно смотрит на него
Уютно у тебя здесь… Вся в маму пошла, да? Она тоже очень… уют любила. (смотрит на плакаты) Фильмы любишь? О, «Поющие в терновнике»! Узнаю! Любил… тоже… А еще мне эти нравились, Скарлетт и этот…
МАРГАРИТА. (перебивает) Пап, ты зачем пришел?
ПАПА. Ну как это, зачем? Ехал, думаю, соскучился, надо зайти…
МАРГАРИТА. Ааа… Соскучился…
В одно и то же мгновение свет над Маргаритой гаснет, а над парнем загорается
ПАРЕНЬ. А что так рано-то?
ПАПА. Как рано?
ПАРЕНЬ. Почему ты не соскучился год назад, два года назад, десять лет назад ты почему не соскучился?! Когда нас с мамой бросал?!
ПАПА. Опять ты… все так же…
ПАРЕНЬ. А как?! А как еще, пап?! Ты что ждал, что я в один прекрасный день скажу: «Здравствуй, папочка! Ты у меня самый лучший в мире»!
ПАПА. (утвердительно - вопросительно) Не можешь простить.
ПАРЕНЬ. Не могу, представь себе! А как бы ты себя вел, если бы твой отец предал тебя, отрекся от тебя, от семьи и оставил бы тебя, кинул ради какой-то смазливой шлюхи!
ПАПА. Я тебя не узнаю. Ты не была такой.
ПАРЕНЬ. Когда я не была такой?! Десять лет назад?! А ты бы еще лет через десять заявился, и тогда бы ты вообще меня не признал!
ПАПА. Я знаю, что я виноват перед тобой…
ПАРЕНЬ. Представь себе, да! И это ты заставил меня измениться! Папенькина дочка, аленький цветочек, пуп земли, и тут все рушится, понимаешь? Ты разрушил мою жизнь! Ты предал меня, и я осталась одна, совершенно не понимая, что я сделала не так. Почему мой папочка ушел? Почему он меня бросил? Что может ребенок подумать? А маленький ребенок даже не в силах понять, что это не он плохой, что это папа мразь, сволочь, подонок последний!
ПАПА. Ты еще не знаешь, что такое сделать ошибку в любви.
ПАРЕНЬ. Прекрасное оправдание!
ПАПА. Я сделал ошибку, я женился, но потом по чьей-то злой иронии, понимаешь, я полюбил. По-настоящему. Я оказался как в какой-то древнегреческой трагедии… Понимаешь, смешно! Мне пришлось выбирать между долгом и чувством.
ПАРЕНЬ. Боже, сколько пафоса!
ПАПА. И я выбрал чувство.
ПАРЕНЬ. Так будь же счастлив! Только не приходи больше ко мне никогда!
ПАПА. Когда-нибудь ты меня поймешь…
ПАРЕНЬ. Поживем – увидим. (пауза) Я вообще не понимаю, как тебе мама разрешает видеть меня чаще, чем тебе суд постановил.
ПАПА. Твоя мама меня поняла.
ПАРЕНЬ. Зря! Это просто ее всегдашняя слабость.
Знаешь, что? Прежде чем я решусь с кем-нибудь пожениться, я тысячу раз подумаю! Чтобы потом не стать такой же, как ты.
ПАПА. У тебя есть кто-нибудь?
ПАРЕНЬ. Да! Обезьянка и два хомячка.
ПАПА. Ты понимаешь, о чем я.
ПАРЕНЬ. (недовольно вздыхает) Это не твое дело.
ПАПА. Хорошо. Я заслужил такой ответ. А кто здесь, на фотографии?
Показывает на фото молодого человека на стене
ПАРЕНЬ. Никто.
ПАПА. Совсем никто?
ПАРЕНЬ. Для тебя совсем никто.
ПАПА. А я видел вас. Вчера, в кафе.
ПАРЕНЬ. Был там со своей коровой?
ПАПА. Не называй ее так. У меня был деловой ужин.
ПАРЕНЬ. Ну и что ты тогда спрашиваешь? Видел – гордись! Сама бы я тебе никогда не сказала.
ПАПА. Мне он понравился. Хороший парень, вроде.
ПАРЕНЬ. Мне все равно, что ты о нем думаешь.
Молчание
ПАПА. А вы очень милые были…я прямо себя вспомнил… в молодости.
ПАРЕНЬ. Только не надо этих нежностей. Тошнит.
Молчание
ПАРЕНЬ. Зачем ты вообще пришел, а? Все уже быльем поросло сто лет назад, если бы ты не приходил, я бы о тебе даже не вспомнила.
ПАПА. Как ты не хочешь понять, что мне трудно? Я хочу снова, чтобы мы были с тобой как родные, как раньше, одно целое. А не как будто враги.
ПАРЕНЬ. Мы живем в двадцать первом веке, пап. Ничего целого уже давно не существует.
ПАПА. Можно дать тебе совет?
ПАРЕНЬ. Мне не нужны твои советы неудачника.
ПАПА. И все же. Если решите жениться… поживите сначала вместе, не расписываясь…
ПАРЕНЬ. Гениальная мысль…
ПАПА. Да, горький опыт научил.
ПАРЕНЬ. (издевательски) Сочувствую…
ПАПА. Когда ты перестанешь воспринимать меня в штыки?
ПАРЕНЬ. Когда рак на горе свиснет.
ПАПА. Это просто по-детски.
ПАРЕНЬ. (поворачивается, смотрит на него) Хочешь по-взрослому? Я не прощу тебя никогда.

Свет на сцене гаснет

СЦЕНА ТРЕТЬЯ.
ПАРЕНЬ. Ты должна сделать кое-что.
МАРГАРИТА. Что?
ПАРЕНЬ. Пожалуйста, вспомни, где ты меня увидела в первый раз.
МАРГАРИТА. Зачем это нужно?
ПАРЕНЬ. Нужно.
МАРГАРИТА. Я… увидела… ну… не знаю, я не знаю, где увидела.
ПАРЕНЬ. Нет уж, постарайся!
Маргарита смотрит на него нагло.
Хорошо. Я тебе напомню.
МАРГАРИТА. Не надо! Я сама! (закрывает глаза) ммм…
Евгений Онегин.
Парень мотает головой.
Ммм… герой нашего времени?
Парень мотает головой.
Гордость и предубеждение?
Парень мотает головой.
Ммм… Что-нибудь из Байрона?
ПАРЕНЬ. Байрона ты прочитала на 3 курсе университета.
МАРГАРИТА. Подожди! Демон сидящий!
Парень мотает головой.
Саша белый?
Парень закатывает глаза.
Люди в черном?
ПАРЕНЬ. Этот фильм ты вообще не смотрела.
МАРГАРИТА. Ну не помню я. При чем здесь вообще все эти фильмы и книги?
ПАРЕНЬ. Это ты должна ответить на этот вопрос.
МАРГАРИТА. Ты хочешь сказать…
ПАРЕНЬ. Ну!...
МАРГАРИТА. Что ты…
ПАРЕНЬ. Ну!
МАРГАРИТА. Ну то есть что я тебя…
ПАРЕНЬ. Ну!...
МАРГАРИТА. Придумала?
ПАРЕНЬ. Родила, Господи!
МАРГАРИТА. Это что еще за сленг? Ты выходишь из роли.
ПАРЕНЬ. Прости великодушно, забылся. Но знаешь, когда оказываешься в такой нелепой ситуации, то не до условностей.
ДЕВУШКА. Стойте, я не поняла. Так ты что, ты нас придумала, что ли?
МАРГАРИТА. Нет, это не я вас придумала.
ДЕВУШКА. А что, нас не существует?
МАРГАРИТА. Нет, вы существуете, он имеет в виду, что на меня оказали влияние фильмы и книги, так?
ПАРЕНЬ. Примерно.
МАРГАРИТА. Но ты не прав, я же знаю.
ПАРЕНЬ. Вот как?
МАРГАРИТА. Да. Если бы вы на самом деле были моей как бы иллюзией, то я бы очень легко от вас избавилась. Я об этом думала: вы – это часть меня, от рождения, понимаете? Вы всегда во мне были, как… как черты характера, понимаете? Поэтому я от вас избавиться не могу, это все равно что отрезать от себя кусок.
ДЕВУШКА. А зачем ты хочешь от нас избавиться?
МАРГАРИТА. Не от вас, а от только от него.
ПАРЕНЬ. Несправедливость! Какая между нами разница?
ДЕВУШКА. Как это, какая разница? Мы с тобой как Земля и Небо, мы никогда не сможем понять друг друга! Нет, то есть, я, может, в силу своего характера, пойму тебя немножечко, но ты никогда не сможешь этого сделать, потому что ты черствый, холодный, эгоистичный …
МАРГАРИТА. (перебивает) Вспомнила! Это был мультик! Точно, мне было 7 лет, и у нас был первый цветной телевизор! Мультик про девочку и мальчика! Про любовь! Называется… щас… «Синди и этот, Терри»! Они друг друга любили, но их разлучили какие-то там обстоятельства! И в конце… В конце…
ПАРЕНЬ. Наконец-то!
ДЕВУШКА. Мультики! Мультики – это здорово!
МАРГАРИТА. Подождите! Я знаю, что делать! Я знаю, что нужно сделать!
ПАРЕНЬ. Я содрогаюсь…
МАРГАРИТА. Нужно, чтобы вы друг друга полюбили!
ДЕВУШКА. Кого, его полюбили?
МАРГАРИТА. Ну конечно!
ПАРЕНЬ. Можно узнать, зачем?
МАРГАРИТА. Ну как, зачем! Раз я не могу ни от одного из вас избавиться, значит вы должны оба остаться, но вы не можете остаться как раньше, иначе у меня просто случится раздвоение личности в один прекрасный день. Вы должны остаться, но вы должны слиться в одно, понимаете, стать целым! А как это может случиться?
ДЕВУШКА. Как?
МАРГАРИТА. Если вы полюбите друг друга!
Парень раздраженно вздыхает.
ПАРЕНЬ. Я думал, ты оставила эту затею.
МАРГАРИТА. Ха, дождетесь!
ПАРЕНЬ. И как ты себе это представляешь?
МАРГАРИТА. Ну как! Как в фильмах! Они сошлись, вода и камень, стихи и проза, лед и пламень! Такая романтика!
ПАРЕНЬ. Бред сумасшедшего.
МАРГАРИТА. Ну почему, так же часто бывает!
ПАРЕНЬ. Где?
МАРГАРИТА. Да в фильмах – постоянно!
ПАРЕНЬ. Где-где?
МАРГАРИТА. В фильмах.
ПАРЕНЬ. А это где?
МАРГАРИТА. Да хватит прикалываться! Ты прекрасно знаешь, о чем я говорю.
ПАРЕНЬ. В твоем сознании реальная реальность заменилась выдуманной реальностью, и даже я это вижу.
МАРГАРИТА. Не надо! В книгах и в фильмах все очень даже реально, уж я-то знаю!
ПАРЕНЬ. Иногда мне кажется, что я в твоей реальности разбираюсь лучше, чем ты сама.
МАРГАРИТА. Да что ты можешь знать, плод фантазии сумасшедшего?
ПАРЕНЬ. Да я, по крайней мере, знаю, что такое игра и что такое жизнь!
МАРГАРИТА. Я, по-твоему, играю?
ПАРЕНЬ. Очевидно.
МАРГАРИТА. И почему это?
ПАРЕНЬ. То, что существуем мы, доказывает это. Ну кто я, по-твоему?
Маргарита молчит.
Оставляет без комментария.
ДЕВУШКА. Не слушай его! Я с тобой согласна! Мы должны попробовать, потому что любить – это священный долг каждого человека!
ПАРЕНЬ. Какой ты человек, дурилка картонная!
ДЕВУШКА. Что? Да как ты смеешь!
МАРГАРИТА. Так, ты забываешься! Твой герой не может произносить таких слов! (девушке) Успокойся, солнце.
ПАРЕНЬ. С чего ты взяла?
МАРГАРИТА. Это не входит в рамки твоей роли.
ПАРЕНЬ. Ты знаешь, когда вокруг творится цирк, еще не таких слов хочется сказать.
МАРГАРИТА. Это не имеет значения. Я знаю, каким ты должен быть и что ты должен говорить, и будь добр, держись в этих рамках!
ПАРЕНЬ. Как угодно.
МАРГАРИТА. Так, давайте, давайте!
ПАРЕНЬ. Что давайте?
МАРГАРИТА. Вам нужно друг друга полюбить. Давайте, сосредоточьтесь, возьми ее руку.
Берет руку девушки
А ты смотри на него! Подвинься поближе!
Парень с девушкой подозрительно смотрят друг на друга
И сделайте лица попроще!
ПАРЕНЬ. Слушай, это бесполезно. Придумай что-нибудь более… (подбирает слово) реальное.
МАРГАРИТА. Подождите, я знаю. Вам нужно придумать какую-нибудь историю, что-нибудь такое романтичное, такое героическое, что-нибудь со спасением там, с разбойниками или с этими, с пиратами!
ДЕВУШКА. Здорово, давай, мне нравится! Давай я такая буду тонуть, а он меня увидит, кинется за мной… нет, он нырнет на самое дно океана и достанет меня оттуда и будет бороться с этим, с Нептуном!
МАРГАРИТА. Нет, подожди, это слишком длинно. Давай лучше знаешь как? Садись сюда.
Отодвигает стул девушки назад
Вот, садись. Представь: ты в лесу, вокруг ни души…
ДЕВУШКА. А как я здесь оказалась?
МАРГАРИТА. На вас напали разбойники, ограбили…
ДЕВУШКА. На кого на нас?
МАРГАРИТА. Не важно. На тебя напали хулиганы, ограбили, и привязали к дереву.
ДЕВУШКА. Ага. Это я как будто привязана?
МАРГАРИТА. Да. И ты зовешь на помощь.
ПАРНИ. Такого не бывает!
МАРГАРИТА. Почему это не бывает?
ПАРНИ. Потому что нормальные преступники не оставили бы ее в живых. Это во-первых. А если бы и оставили, то привязывать ее к дереву было бы абсолютно идиотской затеей. Они бы взяли ее с собой и, в общем, использовали. Как-нибудь.
МАРГАРИТА. У тебя какое-то мрачное мышление. Ну ладно, допустим, что они ее еще не ограбили, а грабят. И ты проходил мимо, услышал крики, и бросился ее спасать. Давай, бросайся!
ПАРЕНЬ. Зачем?
МАРГАРИТА. Ты хочешь ее спасти!
ПАРЕНЬ. Я не хочу ее спасти. Почему я вообще должен всех кого ни попадя спасать? Так никакого времени не хватит.
МАРГАРИТА. Ну ты же герой, у тебя там эта… честь, то есть долг!
ПАРЕНЬ. Какой долг? Драться одному против десятерых?
МАРГАРИТА. Да, потому что так делают все настоящие герои!
ПАРЕНЬ. Так делают не настоящие герои, так делают настоящие идиоты.
МАРГАРИТА. Я вижу ты мне вообще не хочешь помогать.
Парень нервно качает ногой
Ну что не так? Ведь все правильно. Это же не я придумала, это все писатели.
ДЕВУШКА. Не переживай, пожалуйста! Мы очень стараемся, но это как-то трудно - взять вот так и чтобы сразу все случилось как в сказке!
МАРГАРИТА. Ну при чем здесь сказки? При чем здесь сказки? Это же искусство, это литература, кино, в конце концов! Долг, честь, любовь – это что, сказки?
ПАРЕНЬ. Идиотский романтизм!
ДЕВУШКА. А ты – идиотский циник!
ПАРЕНЬ. (Маргарите) А самое страшное знаешь что? Что мы оба – часть тебя.

СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ.
На сцене Маргарита и ее молодой человек.
МАРГАРИТА. Представляешь, что?
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Что?
МАРГАРИТА. Папа приходил.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Опять?
МАРГАРИТА. (со вздохом) Угу.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Че хотел?
МАРГАРИТА. Как всегда. Мириться.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Не задолбался еще…
МАРГАРИТА. Не говори… Достал уже. Не понимает, что он мне вообще никто.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Ну почему. Он же все равно… твой отец.
МАРГАРИТА. Да какой отец? Я его вообще не помню! Он для меня просто как чужой дядька, и я к нему отношусь параллельно.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Да ладно.
МАРГАРИТА. Серьезно! Он как дурак. Вечно ставит меня в неловкое положение. Нет, конечно, я его в детстве очень любила. Но сейчас-то я его не люблю. Я просто помню, как любила. И как мне было обидно. А щас этого уже нет. Щас мне просто хочется ему отомстить, потому что я помню, как мне было обидно тогда. Вот и все.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Зря ты с ним так. Прости уже, давно ведь это было.
МАРГАРИТА. Да я и не обижаюсь, говорю ж! Просто мне так нравится. Он приходит, весь такой жалкий, прощения просит. Ну а я что? Ну что мне говорить? Да я понятия не имею, как себя люди вообще в таких ситуациях ведут. А издеваться, так, по - мелкому, это прикольно. Чувствуешь себя крутым. Сильным.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. (вздыхает) Ой, ты мой глупыш…
На месте Маргариты появляется девушка. Молодой человек ее обнимет, гладит по голове.
ДЕВУШКА. (изображает из себя ребенка) Почему глупыш?
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Потому что глупый.
ДЕВУШКА. Совсем глупый, да?
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. (оценивает) Ну… Процентов на 35.
ДЕВУШКА. А на остальные 65 что?
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. А на остальные 65 рыжая.
ДЕВУШКА. Я не рыжая!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Я говорю - рыжая. Мне же лучше видно.
ДЕВУШКА. Ну и ладно. Зато ты у меня - толстяк!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Не спорю.
Молчат
ДЕВУШКА. А ты по мне скучал?
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Мы всего день не виделись.
ДЕВУШКА. Ну это же так долго!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Угу.
ДЕВУШКА. Скажи, что скучал.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Скучал.
ДЕВУШКА. Вот видишь.
Молчание
ДЕВУШКА. А я вчера, представляешь, пошла гулять.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Да ладно!
ДЕВУШКА. На пруды. И там, представляешь, такие облака, такие птички, ветерок такой, травка шелестит.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Ты хотела сказать листья?
ДЕВУШКА. Ну да не важно! Я к тому, что так хорошо! Все так кружится, все так шепчется, и деревья уже почти желтые.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Листья.
ДЕВУШКА. Ну да! И я прям так легла на берегу, и заснула, представляешь!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. На берегу?!
ДЕВУШКА. (робко, как провинившийся ребенок) Ну да… На травке…
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. И что, долго провалялась?
ДЕВУШКА. Ну не очень…
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Ну ты даешь.
ДЕВУШКА. Почему?
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Во-первых, щас не май месяц. Во-вторых, в траве полно всяких насекомых.
ДЕВУШКА. Бррр! Терпеть не могу!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Ну так чего ж ты там лежала, глупая? У тебя вообще могли сумку спереть, пока ты спала!
ДЕВУШКА. Ну не сперли же…
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Ну правильно, повезло! Только больше так не делай, поняла?
ДЕВУШКА. Поняла.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Не будешь больше?
ДЕВУШКА. Не буду.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Молодец. Послушная девочка.
Молчат.
ДЕВУШКА. А ты меня любишь?
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Угу.
ДЕВУШКА. Нет, скажи!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Я сказал.
ДЕВУШКА. Нет, скажи полностью!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Да какая разница?
ДЕВУШКА. Большая. Я хочу, чтоб ты мне всегда говорил, что любишь.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. И что от этого изменится?
ДЕВУШКА. Все изменится. Я буду знать, что ты меня любишь.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. А так не будешь знать?
ДЕВУШКА. Нет, и так буду, но так - лучше.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Может еще расписание сделаем? Каждый день в три часа я тебе буду говорить, что люблю тебя, пойдет?
ДЕВУШКА. Нет, не пойдет, глупый! Говори просто так, чтоб это сюрприз был.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Ладно. Договорились.
Молчат
ДЕВУШКА. А ты меня всегда будешь любить?
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Началось… Ну хватит меня об этом спрашивать! Ты итак знаешь, что да.
ДЕВУШКА. Не знаю!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Знаешь.
ДЕВУШКА. Не знаю!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Хватит ребячиться.
ДЕВУШКА. Ну как должна об этом все время знать, если ты мне об этом не будешь говорить?
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Да так! Просто! Сказал один раз – и хватит!
ДЕВУШКА. Нет, не хватит!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Хватит.
ДЕВУШКА. А мне не хватит!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Слушай, хватит кривляться, я устал уже.
ДЕВУШКА. Я не кривляюсь.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Капризничаешь как маленькая девочка.
ДЕВУШКА. А я что, не маленькая девочка?
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Перестань. Я тебя не узнаю, прямо.
ДЕВУШКА. Ну ладно.
Обнимает его, они молчат
ДЕВУШКА. Только ты меня не обманывай, ладно?
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Угу.
ДЕВУШКА. Никогда - никогда!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Никогда, никогда.
ДЕВУШКА. А то если меня обмануть один раз, со мной что-то такое происходит, и я уже не могу ничего сделать. Во мне как будто другой человек появляется, и я уже не могу доверять…
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. (перебивает) Я не буду тебя обманывать!
ДКВУШКА. И предавать!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. И предавать.
ДЕВУШКА. Поклянись!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. О Боже!
ДЕВУШКА. Нет, поклянись!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Ну что еще за глупость ты выдумала?
ДЕВУШКА. Это не глупость, это очень серьезно! Все влюбленные должны друг другу клясться!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. В «Ромео и Джульетте» прочитала?
ДЕВУШКА. Нет, ну при чем здесь книги? Это просто так заведено, так все делают.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Что-то я от своих друзей о таком не слышал.
ДЕВУШКА. Ну это ты не слышал, а я слышала!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Ну и от кого?
ДЕВУШКА. Не важно. (пауза) Значит не хочешь клясться?
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Не хочу.
ДЕВУШКА. Значит не любишь!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Да люблю! Ну ты сама подумай: мы встречается всего - ничего, и еще куча всего случиться может! Сначала нужно пожить вместе, проверить чувства, понимаешь?
ДЕВУШКА. Все я понимаю. Мне ничего проверять не нужно, я и так во всем уверенна.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Ну что мне теперь сделать?
ДЕВУШКА. Ничего.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Ну перестань дуться, это смешно!
ДЕВУШКА. Ну и веселись себе.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Я не могу веселиться без тебя.
ДЕВУШКА Ага!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Ну хватит, перестань. Что мне сделать, а? Хочешь, на колени встану, как рыцарь печального образа?
ДЕВУШКА. Дурак! Не надо… Поцелуй меня.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Запросто.
Целует ее
ДЕВУШКА. Скажи, что мы с тобой одно целое.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Одно целое.
ДЕВУШКА. Навсегда?
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Навсегда.

СЦЕНА ПЯТАЯ.
ПАРЕНЬ. Почему ты носишь черное пальто?
МАРГАРИТА. Не поняла?
ПАРЕНЬ. Почему ты носишь черное пальто?
МАРГАРИТА. Какая разница?
ПАРЕНЬ. Большая.
МАРГАРИТА. Почему я ношу черное пальто?
ПАРЕНЬ. Да.
МАРГАРИТА. Тебе так важно именно сейчас это знать?
ПАРЕНЬ. Да.
МАРГАРИТА. Оно мне нравится. Я люблю черные пальто.
ПАРЕНЬ. (вопросительно-утвердительно) Мужские?
МАРГАРИТА. (смотрит на него) Нет… С чего ты взял?
ПАРЕНЬ. Да так… Черный – цвет шизофреников.
МАРГАРИТА. На что ты намекаешь? Хочешь сказать, что я шизофреник, потому что ношу черное пальто?
ПАРЕНЬ. Нет! Я хочу сказать, что если ты любишь черные мужские пальто, то это не случайно!
МАРГАРИТА. Я не понимаю, в чем проблема. Все люди что-нибудь любят. Кто-то любит кошек, кто-то любит фарфоровые статуэтки, кто-то коллекционирует трусы, ну или там эти, духи. Одна моя подруга вообще любила это, кошачьи корма! И любят они это не потому, что они шизофреники, а просто у каждого свои вкусы, понимаешь, от рождения, это как черты характера – они есть, и все. А ты мне тут про пальто заладил!
ПАРЕНЬ. Ты хочешь сказать, то ты, девушка, от рождения любишь черные мужские пальто?
МАРГАРИТА. Ну да.
ПАРЕНЬ. Тебе не кажется это странным?
МАРГАРИТА. Да нет.
ДЕВУШКА. Подожди, но как ты можешь их любить? Ты же не носила их с детства? Тебя же мама одевала не в черные мужские пальто?
МАРГАРИТА. Естественно, мама не одевала меня в черные мужские пальто! Она одевала меня в идиотские платьица, туфельки и бантики! И я на всю жизнь их возненавидела!
ДЕВУШКА. Но я не понимаю! Как же ты тогда полюбила черные мужские пальто?
МАРГАРИТА. Я не знаю, что вы пристали!
ПАРЕНЬ. А я знаю. Синди и Терри.
Маргарита смотрит скептически, девушка – удивленно
Терри носил черное пальто.
МАРГАРИТА. Хочешь сказать, я копирую то, как одевался мультяшный герой?
ПАРЕНЬ. Да нет же, блин! Ты вообще его копируешь!
МАРГАРИТА. Не поняла! Это что еще за номер?
ПАРЕНЬ. Сама виновата. Задолбала.
МАРГАРИТА. Позволь мне объяснить тебе одну простую вещь! Ты – всего лишь герой, и ты вообще существуешь только в рамках моего сознания, и ты должен быть таким, каким я тебя вижу! И это я могу говорить «сука», «на ***» и «в ****у», потому что я – человек, а ты – ты вообще никто!
ПАРЕНЬ. Ты сейчас разговариваешь сама с собой.
МАРГАРИТА. Я с тобой разговариваю!
ПАРЕНЬ. А какая разница?
МАРГАРИТА. Какая разница? Какая разница… (насмешливо) Хочешь сказать, между нами нет разницы? Хочешь сказать, что я – это вы, а вы – это я?
Парень недовольно смотрит
Нет, ну это же глупость абсолютная. Вы же придуманные, вас не существует. Вы – просто образы из телевизора, ты – Синди, а он – Терри. А я – это я.
ДЕВУШКА. Я – Синди?! Я что, из мультика?!
ПАРЕНЬ. А что это такое – я? Не хотел спрашивать, но все-таки…
МАРГАРИТА. Нет, ну я-то существую, в отличие от вас. У меня есть характер там, привычки, чувства разные.
ПАРЕНЬ. Например?
МАРГАРИТА. Ну, я… не знаю, обидчивая и резкая!
ПАРЕНЬ. Это я.
МАРГАРИТА. Нет, ну я люблю жизнь и люблю людям помогать.
ДЕВУШКА. Нет, подожди, это я все люблю.
МАРГАРИТА. А я… а мне… мне свойственно чувство одиночества!
ПАРЕНЬ. Вот это как раз мне свойственно. И еще чувство безысходности, пустоты и бессмысленности жизни.
МАРГАРИТА. Да!... И это. (спохватывается) Но я люблю природу, я оптимистка и верю, что все будет хорошо!
ДЕВУШКА. Это я верю, что все будет хорошо! Это я! А еще я люблю стоять на мосту над рекой и смотреть на облака!
МАРГАРИТА. Ты права… Подожди… А я люблю выпить!
ПАРЕНЬ. И я люблю. От чувства безысходности, конечно.
МАРГАРИТА. Алкоголик!
ПАРЕНЬ. Сама такая.
МАРГАРИТА. А я люблю шоколадки!
ДЕВУШКА. И я! А еще ириски, печенье…
МАРГАРИТА. Ну нет, подождите, это бред какой-то… Должно же что-то такое быть… Вот! А я люблю накрываться с головой одеялом и с фонариком читать книжки! Это меня брат научил!
ДЕВУШКА. Нет, это я люблю! Я так всегда делала!
МАРГАРИТА. Подождите… Так я что… живу, и… живу… чужими типа ролями? И не замечаю? (пауза) Подождите! А меня самой, что ли, не существует? Я что, набор мультяшных персонажей?
ПАРЕНЬ. Ну что ты, не только мультяшных.
МАРГАРИТА. Спасибо, успокоил!
ПАРЕНЬ. В тебе очень много всего… намешано… понимаешь, ты очень впечатлительная натура, ты разных героев как бы воспринимаешь всерьез… и потом ну… как бы копируешь их…
МАРГАРИТА. Одно радует…
ДЕВУШКА. (робко) Что?
МАРГАРИТА. Что эти герои – не Чип и Дейл!
ДЕВУШКА. Знаешь, мне кажется, ты зря расстраиваешься… Ну не все так плохо!
МАРГАРИТА. А что может быть хуже? Я не знаю кто я и существую ли я вообще как это, как самостоятельный… организм!
ДЕВУШКА. Но ведь он сказал, ты слышала, что ты – впечатлительная натура! Понимаешь? Впечатлительная! Это же твое качество, это ты!
МАРГАРИТА. А может это ты?
ДЕВУШКА. (расстроенно) Может и я…
МАРГАРИТА. Подожди! Ты не прав! Ты не прав, черт побери! И я щас тебе это докажу!
ДЕВУШКА. Да, давай, давай!
ПАРЕНЬ. Я трепещу…
МАРГАРИТА. (достает книгу «Степной волк», читает) Вот! «Если мы посмотрим на Степного волка с этой точки зрения, нам станет ясно, почему он так страдает от своей смешной двойственности. Он, как и Фауст, считает, что две души – это для одной-единственной груди уже слишком много и что они должны разорвать грудь. А это, наоборот, слишком мало, и Гарри совершает над своей бедной душой страшное насилие, пытаясь понять ее в таком примитивном изображении. Гарри, хотя он и высокообразованный человек, поступает примерно так же, как дикарь, умеющий считать только до двух».
ПАРЕНЬ. Ну и что?
МАРГАРИТА. А то! Это и есть объяснение, понимаешь, в чем проблема! На самом деле проблема-то, она совсем в другом!
ПАРЕНЬ. Конечно, в другом. Проблема в этой книге.
МАРГАРИТА. Да нет, ты не понял, проблема во мне!
ПАРЕНЬ. Я все понял. Проблема в книге.
МАРГАРИТА. А я говорю, во мне!
ПАРЕНЬ. В книге.
МАРГАРИТА. Слушай, ты меня достал. Будешь себя так вести, я тебе точно отставку устрою.
ПАРЕНЬ. Да сплю и вижу!
МАРГАРИТА. (раздумывает) Щас я тебе все объясню, и ты сам со мной согласишься.
ПАРЕНЬ. Ага.
МАРГАРИТА. На дворе постмодернизм, понимаешь?
ПАРЕНЬ. Это что, время года?
МАРГАРИТА. Нет! Это новое время! И все по-другому, мир другой, взгляд на старые вещи другой. И душа, она тоже не как целое, а как вот клубок из разных нитей, понимаешь, и поэтому ее нельзя воспринимать узко. И я, пытаясь выбрать из вас двоих одного, как бы ущемляю свою сложную натуру…
ПАРЕНЬ. (перебивает, показывает на книгу) Тоже там вычитала?
МАРГАРИТА. Да какая разница, где я вычитала! Хоть в кулинарной книге! Суть, она в том, что душа, ее нельзя воспринимать как… как структуру…
ПАРЕНЬ. Жалкое оправдание.
МАРГАРИТА. Почему это?
ПАРЕНЬ. То, что в твоих книгах какой-то там постмодернизм, не значит, что реальный мир от этого изменился.
МАРГАРИТА. А! Вот видишь! Ты мыслишь в старых категориях. Ты со своей электронной башкой так и остался в парадигме детерминизма! Тогда как современное научное сообщество…
ПАРЕНЬ. (перебивает) Тебе нельзя читать книги. Ты разучилась думать своими мозгами.
МАРГАРИТА. На свои мозги посмотри! Медиа-вирус долбанный!
ПАРЕНЬ. Если хочешь знать, это все вопрос определений. Ну чем «клубок из разных нитей» не целостная структура? По мне, это она и есть.
МАРГАРИТА. Ты знаешь кто? Ты этот, как его… ретроград!
ПАРЕНЬ. А ты достала меня своими заумными теориями.
МАРГАРИТА. Отлично! Давай тогда сожжем эту книгу! Тогда я сразу поумнею!
ПАРЕНЬ. Вот еще. Делать нечего.
МАРГАРИТА. Ну хорошо. Допустим, я неправа. И вы – не две сущности моей души. Но тогда где моя-то сущность?
ДЕВУШКА. Ну ты еще найдешь ее, ты просто еще не нашла!
МАРГАРИТА. Да… А если не найду?
ДЕВУШКА. Найдешь! Ну кто ищет, тот всегда найдет же, да?
МАРГАРИТА. Ага. Если есть что искать…
ДЕВУШКА. Стой! Подожди! Щас мы проведем тебе терапию! У тебя сразу поднимется настроение. (достает из-под попы картинку. На ней плюшевый Мишка, он сидит в темноте, перед ним горит свечка и стоит цветастая кружка). Смотри. Ну смотри! (по-детски) Кто это у нас здесь?
МАРГАРИТА. (мрачно) Алкоголик.
ДЕВУШКА. (обескуражено) Почему алкоголик?
МАРГАРИТА. Потому что с кружкой.
ДЕВУШКА. Не правильно. Это – Маргарита.
МАРГАРИТА. Суть не меняется.
Девушка расстроено смотрит на парня, ища у него поддержки
ПАРЕНЬ. Я тут подумал… Раз уж все так запущено… В общем, я могу предложить тебе третий вариант..
МАРГАРИТА. Какой вариант?
ПАРЕНЬ. Вариант, что делать с нами.
МАРГАРИТА. Ну как я могу теперь что-то сделать с вами? Вы же – это я. Без вас меня не будет?
ПАРЕНЬ. Как раз теперь ты можешь сделать с нами что угодно. Ты можешь от нас избавиться, и тебе не придется выбирать одного или мирить нас. Мы фантомы, и мы существуем только в твоем сознании. И по сути между нами нет разницы. И поэтому ты в состоянии просто выкинуть нас на свалку.
МАРГАРИТА. Но как я вас выкину? Вы же… мне же вас жаль. Я к вам уже привыкла.
ПАРЕНЬ. Мне не жаль. Я устал, мне нужно отдохнуть. И вообще, знаешь, держаться в рамках этого идиотского героя уже просто осточертело! Это только люди так могут. А мне хочется перемен, романтики какой-нибудь… На море…
ДЕВУШКА. Да, и мне надоело! Быть восторженной дурочкой кого угодно заманает! Таких вообще в жизни не бывает!
МАРГАРИТА. Не поняла, вы что, меня кидаете? А как же я? А я где? Вы щас уйдете, а мне что останется? Я что, исчезну?
Свет над парнем и девушкой гаснет, Маргарита остается одна

СЦЕНА ШЕСТАЯ.

На сцене темно. Входит мама.
МАМА. Что за темень…
Зажигает лампу. Маргарита сидит молча в темноте, ее не видно.
МАМА. Дочур, ты где?
Молчание.
МАМА. Господи, ну и бардак.
Мама ходит по комнате, вытирает пыль, подбирает книги, складывает их.
МАРГАРИТА. (шепотом) Мааам? (громче) Мааам!
МАМА. (вздрагивает) Уф, ну ты меня напугала! Ты чего в темноте сидишь?
МАРГАРИТА. (шепотом) Да так.
МАМА. Включить свет?
МАРГАРИТА. Не надо!
МАМА. Как хочешь.
Молчание. Мама продолжает убираться.
МАРГАРИТА. Мне так страшно, мам…
МАМА. (перестает убираться) Что-то случилось, дочур?
МАРГАРИТА. Да нет. Вроде ничего.
Мама подходит, гладит ее по голове, обнимает.
МАМА. В чем тогда дело? Чего ты в темноте сидишь?
МАРГАРИТА. Жду.
МАМА. Кого ждешь?
МАРГАРИТА. Себя.
МАМА. Ну что ты такое говоришь? Хватит играться.
МАРГАРИТА. Тебе кажется, что я… играюсь?
МАМА. Ну конечно!
МАРГАРИТА. Понятно…
Мама опять начинает убираться.
МАМА. И что ты здесь такое устроила?
МАРГАРИТА. Да так. Игралась.
МАМА. Дочур, я зажгу свет, а то темно больно.
МАРГАРИТА. Зажигай. Подожди!
МАМА. Ну что еще?
МАРГАРИТА. Ладно. Зажигай.
Над Маргаритой зажигается свет.
МАМА. Все нормально?
МАРГАРИТА. Да вроде… пока.
МАМА. Видела твоего ухажера. Как у вас с ним? Хорошо все?
МАРГАРИТА. Не знаю.
МАМА. Ну как не знаешь? Любишь его?
МАРГАРИТА. Наверно.
МАМА. А, это он в тебя первый влюбился?
МАРГАРИТА. Не знаю, вроде. Мне с ним легко.
МАМА. Ну что с тобой такое, а?
МАРГАРИТА. Ничего.
МАМА. Ну как ничего? Я же вижу.
МАРГАРИТА. Совсем ни-че-го.
МАМА. Ну не хочешь говорить – не надо.
Молчание
МАРГАРИТА. Папа приходил.
МАМА. Вот в чем дело. Опять поссорились?
МАРГАРИТА. Вроде того.
МАМА. Хватит вам уже ссориться. Я уж давно ему все простила.
МАРГАРИТА. И я. Простила.
МАМА. Ну так что же тогда?
МАРГАРИТА. (пожимает плечами) Ничего. А что мне ему сказать?
МАМА. Ну пообщайся с ним. О себе расскажи. И ему приятно, и тебе легче будет.
МАРГАРИТА. Думаешь?
МАМА. Ну да. Вы ж все-таки родные люди.
МАРГАРИТА. Ладно. Пообщаюсь.
Молчание.
МАРГАРИТА. Мам, а ты меня знаешь?
МАМА. В каком смысле? Конечно, знаю. Ты же моя дочка, все-таки.
МАРГАРИТА. А какая я?
МАМА. Ты у меня? Ты у меня особенная. Даже немного странная. Но я ж тебя все равно люблю, ты же у меня единственная.
МАРГАРИТА. А ты уверена, что ты меня знаешь?
МАМА. Ну конечно. Кому как не мне?
МАРГАРИТА. А вот… Когда я не с тобой, я какая?
МАМА. Когда не со мной? Ну не знаю. Наверное, другая. Все мы другие, когда не сами с собой.
МАРГАРИТА. И ты другая?
МАМА. Конечно. На работе я другая. С подругами я другая.
МАРГАРИТА. А почему?
МАМА. Не знаю, почему. Удобней так. Все так живут.
МАРГАРИТА. А что, и со мной ты другая?
МАМА. Нет, конечно. С тобой я такая, какая есть.
МАРГАРИТА. Такая, какая есть?
МАМА. Конечно. Чего мне с тобой другой быть?
МАРГАРИТА. Не знаю. Просто.
МАМА. Ну, просто – зачем это надо? Просто так ничего не делается.
МАРГАРИТА. Это точно.
Молчание.
МАРГАРИТА. Никакой дисциплины.
МАМА. Ты о чем?
МАРГАРИТА. Да так. Уже ни о чем.
МАМА. Ты какая-то странная сегодня.
МАРГАРИТА. Но ты же говорила, что я всегда была странная.
МАМА. Но сегодня особенно. (пауза)
Дочур, уберись в своей комнате. Такой бардак! Диски все, книги валяются.
МАРГАРИТА. Хорошо, мам… Главное – чтоб никто не появился.
МАМА. А кого ты ждешь?
МАРГАРИТА. Да так, мам. Ходят тут… фантомы несчастные!

КОНЕЦ.


Рецензии