Ларинькины ларчики - часть 2

(По книге Лары Галль "Буквенный угар")
часть 2
(главы 2 и 3)


"Пытка попыткой в сюжет не упасть"
ГЛАВА 2

1. (в общем списке 12) "ФРАЗА БЬЁТ МНЕ В ЛИЦО, КАК ВЫСКОЧИВШЕЕ ИЗ-ЗА ПОВОРОТА СОЛНЦЕ"


Слепит. Неожиданно выскочившее солнце - неожиданно слепит. В такие моменты мозг на какой-то микромиг валится в пропасть, приостанавливается его работа.А быстро вернувшись в себя, мы и не всегда можем упомнить то, о чём так трудно рассуждали этот микромиг назад. Сильная фраза. Очень мощная. У меня остаётся впечатление, что так мог бы сказать и я. Но нет - эта мысль ударила по моим глазам неожиданным светом солнца из-за поворота - и я уже забыл, что я там себе надумал о том, что могу, а чего нет. Не помню...
ФРАЗЕ - 10 БАЛЛОВ.


2. (13) "--НО ЕСТЬ ЛЮДИ ОКРАИНЫ - МАРГИНАЛЫ, - ОНИ ЗАВИСАЮТ НА КРАЮ ЛЮБОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ, РАСШИРЯЯ СОБОЙ ПРЕДЕЛЫ ЛЮБЫХ НАЗВАНИЙ. ОНИ НИКОГДА НЕ БЫВАЮТ СЧАСТЛИВЫ, КАК БЫ ВНЕШНЕ БЛАГОПРИЯТНО НИ СКЛАДЫВАЛАСЬ ИХ ЖИЗНЬ. ОНИ СЛИШКОМ УМНЫ, ПОДЧАС ГЕНИАЛЬНЫ, НО НЕСЧАСТНЫ..."

Что-то там у Лариньки ещё было про полетевшую в корзину голову героини, после этой фразы лектора. Да, полетит тут голова, когда стреляют так выверено точно. В яблочко, в сердце, в десятку. Стреляют, попадают, разбивают и - ты узнаешь себя. Узнаёшь - и голова, отлетая, катится в корзину.

Было время, когда я вёл непримиримую, подчас жестокую войну с "маргиналами". Вернее, с той категорией людей, которая, на мой, субъективный, конечно, но с попыткой доказательства, взгляд, убедила себя в своей необычности, эдакой окраинной зависаемости, иными словами - маргинальности. Кстати - такие людишки и сейчас не должны расслабляться - свою войну с ними до победы, до полного их исстребления, я не окончу. Пока жив - не окончу.

Так вот Ларка - истинный маргинал. Настоящий. Внешне счастлива. Что на самом деле с ней творится - не выказывает, не старайтесь узнать - не выдаст. Слишком умна - да (хотя, не вполне могу в себе удобно разместить фразу о том, что ума может быть слишком). Гениальна - да. Ещё как гениальна. Кто оспорит? Если кто-либо найдётся - милости прошу придумать что-нибудь из серии о "пальцах - слепых щенках" или, положим о "винах, бамбуковой казнью прорастающих..." или ещё много другого.
Единственное - лично меня не устраивает её "необходимый" для маргинала аксиомный (якобы) посыл о несчастьи. Мне хочется его корректировать. Хватит ли у меня сил? Не знаю. Но у меня их много. Для неё - море. А Ксанф (без постороней помощи хитреца-философа) не выпил море. И я не смогу. И никто не сможет. Постараюсь отловить её несчастье и казнить его на площади своих чувств под барабанную дробь обожания и преклонения.

А истинные маргиналы - нужны, как воздух. Без них, без тех, кто, зависая, расширяя собой пределы, наша бытийная сущность давно бы сжалась в вакуумную точку.
ФРАЗЕ - 10 БАЛЛОВ


3. (14) "БЕЛАЯ ЧАШКА С КОФЕЙНЫМИ КОЛЬЦАМИ, КАК СПИЛ ДЕРЕВА. ЗНАЧИТ, ПИЛА МЕДЛЕННО. НАВЕРНОЕ, ЧИТАЛА ЧТО-ТО ИНТЕРЕСНОЕ".

Истинный (как она сама о себе всем говорит) гуманитарий Ларка, неожиданно выдаёт умение мыслить логически. Я бы так смог, да. А вот дивно сравнить кофейные кольца со спилами дерева - наверное, нет. Двукратно поразила меня этой фразой, Лара. Браво!
ФРАЗА - 10 БАЛЛОВ

4. (15) "ВТИСНУЛ В БУКВЫ СЛОВА: "Узор тонких кожаных полос на её платье напоминал подробный скелетик тополиного листа"".

Я недаром выделил цитату двояко: часть большими буквами, а часть - маленькими. Большие буквы - Ларкины слова, малые - героя её рассказа.
4.1 Втиснуть в буквы слова... блестяще. Именно - не в слова буквы, а наоборот. И трудно, тяжко, со скрипом, втисул. Ему, герою, было очень трудно, страдальчески тяжело в этот момент жить, не то что писать. Но он втиснул... Яркая деталь - ей 10.

4.2 Слова героя. Замечу, что в повествовании, в дополнение ко всему прочему, автором сказано ещё: "Вспомнилась мысль, отложенная на запись". И далее следует записанная мысль героя. Вот эта самая - про "скелетик".
Какой вывод из слов автора о вспомнившейся мысли? Простой - герой мало того, что считает свою фразу достойной для вписания в сокровенную тетрадку, он её вспомнил, значит, - носил внутри, не забыл - стало быть, считает её очень и очень сильной. Поставим на этом галочку, запомним.
А теперь сама фраза. Слабая. С налётом попытки нестандартной ("маргинальной") образности, но - крайне слабая фраза. Предположим, что и в самом деле существует некое (положим, ситцевое) платье с (непойми зачем!) тонкими кожанными полосками. Я понимаю, в мире сейчас много якобы маргиналов от моды. Им не важно, будут ли носить всё, что придумал их воспалённый гомосеко-алкоголем (как правило) пожухлый мозг. Они давно устроили между собой дикие скачки на приз "ухохотайся простой народ", "уписайся от смеха на нашу выпуклую гениальность". Я это понимаю. Не понимаю другого. Даже если и есть такое платье, даже если вставки кожи и впрямь ёлочкой - скелетик тополиного листа. Кстати:почему не какого-нибудь другого?), даже если всё это есть - эти якобы маргинальные навороты мне, как читателю, ни к чему. Они НЕ добавляют красок картине - я её итак не видел толком (платье), а мне подсунули ещё и скелетики - ЗАЧЕМ?!
Я бы так не придумал, да. Но не потому, что не смог бы. Нет. Я просто не отпускал бы своего мозгового коня "пастись" в той стороне - там травы нет - там камни сплошь.
ФРАЗА:
ГЕРОЮ - 3 БАЛЛА.
ЛАРЕ - 9 БАЛЛОВ (снял один балл за "падение в сюжет", в котором автор, явно сипатизируя герою, проникается его горем так сильно, что полагает возможным ставить рядом гениальные "слова в буквах" и "скелетное платье" - это - падение в сюжет, милая Ларинька. (Кстати, это самое падение могу доказать ещё массой моментов по рассказу "без наркоза", но боюсь, что ты, Ларка, в ответ сможешь и меня обвинить в том самом падении в сюжет. А я стараюсь этого не допустить).
ОБЩЕЕ ЗА ВСЮ ФРАЗУ - 6 БАЛЛОВ

5. (16) "ЖИВУ ТАК, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ БОЛЬНО НАИМЕНЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО РАЗ"


Что я могу сказать... это правда. Лучистая и искренняя Ларкина правда – вот и героиня ее старается так жить.

Но прожить так, чтобы не сделать больно совсем никому нельзя. Она это понимает, и поэтому - НАИМЕНЬШЕЕ.

Зная автора лично, подтверждаю - она тоже искренна в своём стремлении причинить своим существованием как можно меньше неудобства остальным. Всем. Точная фраза светлого гения редкого маргинала. Заметьте, героиня не говорит здесь ни слова о своей боли. Которой, я так понимаю, как и у всех - у неё вагон. Но - ни словечка... Пожалуй, первая в этом выпуске фраза, которую смог бы смастерить и я. Правда не о себе - не умею, как и автор, лгать...
ФРАЗЕ - 10 БАЛЛОВ

ГЛАВА 3


6. (17) "...МНЕ ВСЕГДА ЖАЛЬ ЛЮДЕЙ, ЧЬИ ЛИЦА РАСТИРАЖИРОВАНЫ НА РЕКЛАМНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЯХ. ОНИ ЗАХВАТАНЫ ЧУЖИМИ ГЛАЗАМИ НАСТОЛЬКО, ЧТО НЕ МОГУТ НЕ ОЩУЩАТЬ НЕКОГО ВТОРЖЕНИЯ В СЕБЯ..."

Не вижу причин что-либо здесь объяснять. Тончайшее чувство, умение потрогать то, что не видно обычному взору - это Лара. И "захватанные чужими глазами изображения..." - гениальное построение фразы.
ФРАЗЕ - 10 БАЛЛОВ.


7. (18) "СУМЯТИЦА - БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ, ЭТО ОБЫЧНАЯ ТРАЕКТОРИЯ МОЕГО МАЯТНИКА. ЕСЛИ И ЕСТЬ ВАШ ВКЛАД В ЕГО ДВИЖЕНИЕ, ТО САМ МАЯТНИК ПОДВЕШИВАЛИ НЕ ВЫ"

Я часто думаю: А могу ли я, имею ли право судить-обсуждать этого автора?

Я бы, допустим, если б хотел подчеркнуть подобную фразе мысль, скорее всего, не обратил бы пристального внимания и обошёлся с ней, как штангист-супертяж с непонятно кем и зачем даденой мне в лапищи хрупкой вещицей редкой красоты - я бы и не заметил, как та вещица искрошилась бы в моих руках.
Примерно так: "О, нет-нет, вы совсем не повинны в том, что моя жизнь синусоидальна. Это моя жизнь, мои страхи и радости. И тот волнообразный график функции моей жизни, задавая различные, неожиданные аргументы, вычерчивали не вы....".

Слабо. Но мне бы хватило. А Ларка - снова гениальна. "Сам маятник подвешивали не вы..." - БЛЕСК!
ФРАЗЕ - 10 БАЛЛОВ


8. (19) "ЗНАЧИТ, СЧИТАЕТЕ, ЧТО ЛИЦОМ ВЫ ПОХОЖИ НА АЛЬ ПАЧИНО?"

Тут речь пойдёт не о фразе как таковой. О подтексте её. И, Ларка, пожалуйста, не думай, что я сорвался в сюжет.
Сначала небольшое отступление.
В тех коллективах с оголёнными нервами, где мне почти всю жизнь приходилось вращаться, сей случай - частый, но не желанный гость.
Помню Женьку, своего одноклассника, который вдруг, непонятно почему, решил, что он очень похож на Траволту. Просто вылитый. Я не знал вначале, шутит ли он или полагает так серьёзно. Поддержал Женьку. Сказал: "Да, ты очень похож. Как брат похож". Я сказал, а Джон уверовал. Да так активно, что перешёл к атакующим убеждениям в сиём неоспоримом факте всех без исключения окружающих. Иногда дрался - все сделали вид, что таки да, Женя - одно лицо с Траволтой. Потом долго его так называли, забывая настоящие имя и фамилию. Называли, а отворачиваясь, умирали со смеху. Но - не спорили. В конце концов Женя понял, что никакой он нафиг не траволта, а простой Женька Монаенков, родом из Липецка, сын работяги и учительницы. Но вслед ему ещё долго летели смешки, вплетённые в заморскую фамилию.

Почти похожая история.
Матвей, рыжий весельчак-полуздоровяк с нашей лодки, командир БЧ-7, вдруг понял - он тайный родственник Дольфа Лунгрена. Об этом как-то сказал Матвею я. Зачем? Да чёрт меня знает - иногда я мелю что ни попадя.
Долгие годы Матвей считал себя Матвеем Лунгреном. Или Дольфом Емельяновым. Над ним смеялись, свистели и улюлюкали, а ему хоть бы что - Лунгрен и всё тут. Прошло много лет, но, насколько я знаю - по сей день Матвеюшка считает себя родственником знаменитого актёра и даже, по-моему, ждёт в скором будущем американских адвокатов, которые привезут ему бумагу о правах наследства лунгренова имущества.

Со мной таких историй вот не вышло.
Хотя в училище, когда мне было 20-22, меня забросали убеждёнными словами о том, что я очень похож на Збруева в молодости. Я перестал смеяться так открыто, как актёр, и от меня отстали. Я не хотел быть ни на кого похожим.
В Приморье, когда я служил, подруги жены были просто уверены, что я родственник актёра Нилова (Ларин, "Улицы разбитых фонарей"). Я подстригся очень коротко, стал меньше пить жидкости, убрав со временем вечные мешки под глазами - от меня отстали.

К чему я это всё?
Героиня романа, вне сомнений, умнейший человек, не могла не обратить внимание, что уверенность её героя в схожести с известной, популярной личностью - не есть фигура, хоть сколько-нибудь положительно характеризующая её избранника. Наоборот. Но почему же тогда этот факт с налётом неприкрытого самолюбования героя не остановил её?
Я знаю почему.
Она уже жила им, этим человеком, уже готова была не увидеть, не заметить и бревна в его красивом глазу. Вот так вот. Фраза эта подчёркивает то, что уже произошло то самое "сращивание в болевых точках" у автора и её героя.
Деталь, очень хорошо отвечающая авторскому замыслу.
НО ФРАЗЕ - 8 БАЛЛОВ (полагаю, что у Лары это вышло не совсем осознанно. К тому же есть небольшое погружение в сюжет, в героя).

9. (20) "ПРОСТО СКАЖИТЕ ЕМУ (БОГУ - прим. я) СПИСОК КАЧЕСТВ ЖЕНЩИНЫ ВАШЕЙ МЕЧТЫ. МОЖЕТ БЫТЬ, БОГ РАССМЕЁТСЯ".
Тончайший и деликатнейший Ларкин юмор здесь немного граничит с саркастичностью. Но она не обижает, не ранит.
Кроме юмора тут ещё кое-что:
1. Иными словами - может не стоит искать идеал? Может, его и нет? Или не может быть?
2. (менее явное) Исходя из пункта 1 – может, присмотритесь внимательнее ко мне?
(Героиня наша 150%-но скромна, ей почему-то всерьёз кажется, что она не идеальна. Она всегда искренна - я ей верю. Верю, что она так думает. Я не знаю, чего там со всехними идеалами, Ларинька, но ты - самая-самая красивая женщина. Любой нормальный мужчина способен потерять голову от тебя, скромница-сердцеедка))).


ФРАЗЕ - 10 БАЛЛОВ
10. (21) "ОН (муж героини - прим. я) СТРАШНО ЛЮБИТ, ГОРДИТСЯ ТЕМ, ЧТО Я ПРИНАДЛЕЖУ ЕМУ, ГОРДИТСЯ ВСЕМ, ЧТО ЕСТЬ ВО МНЕ. ГОВОРИТ, ЧТО Я ЗАПОЛНИЛА ТУ ЧАСТЬ ЕГО, КОТОРАЯ БЫЛА ПУСТА И ВОПИЛА О ЗАПОЛНЕНИИ".

Если предположить, что муж так говорит о Ларке, то мне понятны исходные причины ее гениальности - иметь рядом человека, способного ТАК говорить о своих чувствах и отношении к любимой женщине - есть серьёзная подпитка творчеству, благодатно-благодарная почва, на которой врастут ещё и не такие шедевры. Да.

Сама фраза, как острым ножом прорезает глубокую, трудную канву: Да, рядом с автором удивительный, честный, хороший и умный человек, настоящий Мужчина, но... но... но уже случилось врастание духом в другого человека. Уже. Как трудно...

ФРАЗЕ - 10 БАЛЛОВ.

11. (22) Не отдельная фраза, а весь рассказ "Чужой".

Первый Ларкин рассказ. Первый протокол боли. Первый!!! И такой болючий, яркий. Читаешь и мечешься. Читаешь и плачешь вместе с автором. Читаешь и погибаешь вместе. И рождаешься вновь. Это рассказ никого не оставит спокойным. Никого, хоть сколько-нибудь умеющего сопереживать. Или просто дышать.

(По этому рассказу, используя Ларкин исходник, мной была совершена полубезобразная попытка написать обратный ответ автору как-бы от имени того мужчины, вплетя и свои мыслишки - "Своя". Попытка провалилась, мне пришлось её удалить - ещё раз извини, Лари)
РАССКАЗУ - 10 БАЛЛОВ.


12. (23) "СТАНОВИЛОСЬ ЛИ ЛЕГЧЕ? НЕТ. НО ВСЯКИЙ РАЗ ПОНЕМНОЖКУ ВЫРАСТАЛА ИЗ ТЕСНОЙ ЭТОЙ ЛЮБВИ..."

Тесной, давящей, как железные доспехи из которых вырастаешь. И всё-таки...
Точно, очень верно сказано.
Есть ощущение, что и я так смог бы. Опять на том ощущении странный налёт не полной уверенности.
ФРАЗЕ - 9 БАЛЛОВ (из-за того, что вроде б и я так смог).


ИТОГИ ПО ГЛАВАМ 2 и 3:

1. Набрано 113 баллов за 12 фрагментов.

2. Средняя оценка - 9,41 балла.

3. Из 10 чисто Ларкиных гениальностей, я смог бы создать примерно похожих - 2 (20%).


ОБЩИЕ ИТОГИ (ПРОЛОГ И ГЛАВЫ 1 - 3):

1. Набрано 206 баллов за 23 фрагмента.

2. Средняя оценка - 8,95 БАЛЛА.

3. Из 19 чисто Ларкиных гениальностей, я смог бы создать примерно похожих - 4 (21, 05%).


Рецензии
как мне нравятся эти цифры...))))эти баллы... их можно тасовать туда-сюда, подбрассывать вверх, как разноцветные balloons )))
надеюсь курс баллов на фондовой бирже сердца будет устойчив))

пассаж о нежелании походить на кого-то другого особенно понравился))

Летящий Ангел   26.11.2006 02:17     Заявить о нарушении