Наблюдая

Наблюдательному человеку приятно бывает проехаться в троллейбусе ясным воскресным утром в начале сентября. Ведь по выходным нет ни лихих студентов, ни придурковатых служащих, которые, опаздывая на работу и учебу, в транспорт не заходят, а именно ломятся. Вчерашние пивцы еще не проснулись и не наполнили салоны запахом свежего перегара (хотя, если перегар - продукт полураспада, уместна ли характеристика его свежести?). Пенсионеры еще не гоношатся – оптовые рынки, где цены ниже на пол рубля, откроются позже. Поэтому народ в транспорте добренько-бодренький, не хамящий, ноги не отдавливающий, трезвый хороший такой народ. Как и я.
И во всей этой воскресной идиллии даже самый нервный человек во вселенной – кондуктор, даже он, смотрящий-разводящий салона, еще далек от точки кипения. Пожалуй, не стоит пренебрегать благоприятным моментом:
- Я еду в чок-пэ-нэ-бэ номер один, вы подскажете, когда мне сходить?
Кондуктор тоном авторитета уточняет:
- Это на Кузнецова, два?
Я заглядываю в путеводитель:
- Точно. Кузнецова, два-А…
Снисходительный кивок с легкой полуулыбкой понимания говорит об одном – мне не дадут пропасть.
Видимо народу совсем скучно, если мои вопросы вызвали такое живое любопытство и вытаращенные глаза. Провинциалы…
Ехать бы мне и просто радоваться – славное утро! Наблюдательность...
Даже карманники отдыхают в этот час…

Знаете как вычислить карманника? Очень просто. Обычный, можно сказать честный пассажир, физически присутствуя в транспорте, в своих мыслях находится там, куда он направляется. Все его внимание во-вне. Такой людь не занимают места в транспорте, и даже впритык с ними вам не тесно. Карманник же едет никуда, он весь здесь, контролирует ситуацию и вас в том числе, и поэтому находиться под колпаком его внимания, а уж тем более стоять рядом, ощутимо дискомфортно. Он не отслеживает где находится транспорт, даже выходит спиной вперед, как бы спонтанно. Если вам довелось в транспорте испытать ощущение неестественности ситуации, все вроде бы нормально, но что-то не так, будьте бдительны – это ваша интуиция подает сигнал тревоги. И если вам дорого содержимое ваших карманов и сумок, примите меры.

В такое утро хочется быть снисходительным и великодушным…
«…или что-нибудь еще…» Но… наблюдательность…

…похоже, никто, кроме меня не видит на каждом сантиметре поверхности следов тлена и разрушения. «Все не так, ребята…», - ибо пыль покрывает всю нашу планету. В разных местах разным слоем, но везде одна и та же.
Но вылепленным матрицей горожанам удается забыться в этом кажущемся им порядке. Они не хотят видеть, а если бы захотели, то не смогли бы увидеть главного, того, что видят зрячие – идет война! Давно! Всегда!
Я вижу, значит я – зрячий.
Наш мир, созданный когда-то из праха, в прах и обращается…
Уже скоро. А Тот, Кто все это затеял, теперь бросил свое творение на произвол, пусть будет как будет! И идет с тех пор война. Война, в которой победитель давно известен, имя ему – прах!
«Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла…».
О, Боги! Пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат был в менее плачевом положении. Он мог скрыться от запаха розового масла, покинув дворец и даже ненавидимый им город. Мне б его заботы… но некуда деться от преследующей меня пыли. Ибо она – повсюду.
И больше всего на свете я ненавижу именно ее…

- Граждане пассажиры! (Каждый раз, когда звучит это обращение, я принимаю соответствующую осанку, ведь гражданин (я – гражданин РФ, так написано в моем паспорте) – это не только форма обращения, но и лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. Усекли, гражданин читатель?) Будьте внимательными! Уступайте места беременным женщинам, инвалидам и людям пожилого возраста… (И в моей голове возникает этот причудливый фантом: беременная женщина, с видимыми признаками инвалидности, преклонного возраста… Свят, свят! Прости нас, Господи!)

 Только в октябре пыль станет сходить на нет, когда низкое солнце перестанет успевать просушивать ночную сырость и слякоть. Для не зрячего в такой погоде нет ничего привлекательного. Глупцы! Это лучше, чем находиться в духовке и дышать зноем, потеть, а главное, быть в отвратительном облаке пыли.
Кто-то может не знать насколько пыль бывает хитра и коварна! Она может провести вас и кого угодно, только не меня! Я-то знаю все ее повадки и хитрости. Я тотально контролирую ее. Сегодня ночью я спал, но, и находясь во сне, я осознавал, как она медленно оседает на город, на листву, подоконники и асфальт. Наивный человек может подумать, что по утрам пыли нет, но я знаю, что она здесь, она затаилась и ждет благоприятного момента, чтобы напасть. И уж будьте уверенны, ей не нужно предлагать дважды – она ухватится за самый легкий ветерок, за любое еле заметное движение. Вот едет машина, а за ней столб пыли. Это давние союзники. Представляете, сколько пыли поднимет одна эта машина за свой железный век?!
Я смотрю в окно - серый налет на стекле, открываю в подъезде дверь – и мои пальцы снимают невидимый слой, и в самых неожиданных местах, даже в дружеском рукопожатии между нами, снова - она!

Сегодня для меня салон троллейбуса – модель нашей вселенной. И хотя вселенная по определению только одна, получается что количество вселенных равно количеству представлений о ней. Ведь у каждого человека представления о вселенной свои, поэтому не корректно вести разговоры об объективной вселенной, значит все вселенные субъективны. И вот салон троллейбуса – одна из версий вселенной. Почему бы и нет? Кому судить? Кто эти люди вокруг меня? Почему именно с ними я еду здесь и сейчас? И как объяснить тот факт, что, находясь в непосредственной близости, я бесконечно далек от них? Для чего же мы объединяемся в социумы, если нам наплевать на всех и даже на тех, кто стоит рядом? Каждый в салоне думает, что он случайно здесь, среди этих рож, временно, до нужной остановки, а там он выйдет и у него начнется новая жизнь, среди прекрасных, как он сам, людей. Уже скоро, очень скоро и я, наконец, пересяду в иную вселенную, в ту, которой я достоин. И тогда я стану разглядывать мир из окошка своего первого шестисотого Мерседеса. Необязательно шестисотого, но обязательно пыленепроницаемого(!).

Через открывшиеся двери вселенной материализовались два молодых чемодана, вида а-ля люмпен-пролетариат средне российского калибра. Они, продолжают видимо начатый ранее разговор:
- Тем и хорош буддизм, что не ставит никаких ограничений. (А, буддисты-нудисты, все понятно) Человеку предоставляется право выбора. При этом, заметь, выбор не бывает плохим или хорошим, правильным или неправильным. (Скорее псих. Начитаются всякой дряни…А ведь, как пить дать, и пионером был, и комсомольцем…) Выбор либо ведет человека к просветлению и нирване, либо… брымс, новый виток спирали - новое воплощение, новые страдания: рождение, несбывшиеся желания, болезни, смерть…, - про пыль забыл, страдалец! Если судить по внешности, то буддиста он напоминал менее всего. Хотя.., хрен его знает, как на самом деле выглядят эти самые буддисты?
- Ну, такой выбор есть и в христианстве: хочешь в рай – соблюдай мораль и заповеди, выполняй предписания, а поешь мясца в постный день или, там, залюбуешься чужой женой – извини, сам выбрал, как говорится «добро пожаловать в ад». Или в исламе. Пятикратный намаз, плюс законы Шариата и у тебя на том свете все тип-топ – вечное блаженство в обществе прекрасных пэри. Только не вздумай есть чего нельзя! Свинина, само собой. Но даже любое мясо животного, заколотого без молитвы, или лекарство на спирту. Все, кирдык, с твоей пэри будет кто-то другой, - язвительность этого умника с головой выдавала безбожника-атеиста. Ну надо же, тип-топ у него в раю, богохульник!
- В исламе и христианстве абсолютная категоричность – сказанное нами есть слово Божие, все остальное от сатаны. А в буддизме путь к Богу у каждого свой, и не может один человек другого взять и научить истине. Потому что познать ее можно только через опыт, а не через теорию. Это все равно, что по книгам 10 лет учишься играть в хоккей, а потом выходишь на лед и падаешь. Лама говорит: «Твоя цель –победа, а для этого нужно забить шайбу в ворота соперника и не пропустить в свои. Этот результат складывается из мастерства катания на коньках и владения клюшкой». И лама имеет опыт, которые предстоит пережить ученику – ощущение победы. Он – тренер. Наблюдая со стороны он видит недостатки ученика и знает, что следует делать, чтобы их устранить. При этом лама не переносит свой опыт на ученика, он выявляет его сильные стороны и, развивая их, ведет к главному результату – ощущению победы. (Может, хоккеист-неудачник?.. Надо у доктора спросить, где эта нирвана и за что в нее попадают? ) В христианстве и исламе к результату ведет внешнее механическое соблюдение всех правил и обрядов. То есть нельзя выходить на игру в ботинках зашнурованных по-другому или в шлеме не того цвета.
- Но почему же механического? Ведь есть, к примеру, условие искреннего покаяния…
- И как ты проверишь искренность?.. Вот и остается проявлять строгость в отношении формы. В церкви стоит пятьсот прихожан, все одновременно крестятся тремя пальцами, совершают одинаковые поклоны, но ведь очевидно, что уровень их веры различен. И получается, что форма подменяет содержание, а средство почему-то подменяет цель. И уже не понятно, где же в это время истинная цель? - Чего-то не нравится мне этот гусь… Чем ему христиане не угодили? У них всегда в храме чисто, пыли нет. Там такие бабушки с влажными тряпками…
- Не гони волну…Стоит ли так драматизировать? Давно ведь сказано: «Бог един, пути к нему разные».
- Само собой! Только зачем же тогда выбирать дальний и витиеватый, когда есть короткий и прямой? И у каждого из нас своя дорога. Умирая, Будда говорил: «Не верьте никому, даже мне. Я не луна, я - рука, указывающая на луну» (Ну загнул! Умирающий Будда говорил, а ты стоял и слушал. Тот еще гусь-то…)
- Кстати, а ты знаешь, что мусульманин после каждого посещения туалета должен совершить омовение рук до локтей, лица, шеи, ушей и ног до щиколотки?.. (Только я не уловил, к какой это стати? И потом, может их, этих самых мусульман, тоже пыль достала?..)
- Представляю, каково мусульманину, пьющему пиво…

В это время в нашу заурядную вселенную вплыла юная обладательница длинных стройных прелестей вежливо упакованных в колготки и скромно прикрытых мини юбкой. По нашей галактике, по задней ее площадке, пролетел тихий ангел, даже буддист-хоккеист на минуту умолк. Девушка была настолько свежа и обаятельна, что стало понятно, насколько это все не важно – кто прав, кто не прав, вернее, что никто не прав, потому что чего-то там все пытаются поделиться-разобраться, истину найти… А истина – да вот же она! Вошла, и мир стал «прекраснейшим из миров», и жить хочется не для истины, а для возможности быть рядом и любоваться этой молодостью и красотой…
Видимо, не только я чуток к проявлению прекрасного. Каждый из стоящих рядом молчал о чем-то своем.

Через какое-то время буддист ожил:
- На днях произошел занятный случай, - было воскресение и серьезная тема исчерпала свой лимит времени. – Один наш молодой сотрудник, Вася, купил мобильник. Я его номер занес в свой телефон. И как-то после работы сидели мы с друзьями, попивали водочку. Я стал звонить этому новоиспеченному абоненту мобильной связи, да чего-то так и не дозвонился и послал ему SMS-ку, сидим, мол, с водочкой, приходи, Василек, ко мне домой. Через некоторое время с его телефона приходит SMS-ответ-вопрос: «Ты кто?». Да, думаю, не одни мы водочку попиваем. А еще через некоторое время он дозвонился до меня, но в трубке почему-то был женский голос: «Тебе кто нужен-то?». Как кто, Вася, говорю, я же по его номеру звоню. Нет, говорит, это мой телефон, и никакого Васи я не знаю. А водочку-то, где говоришь пьете? Ну я называю адрес, а она – а это, вообще, где? Ну, я так иронично, ей в тон - где, где, в Челябинске! Она, а-а, а я в Калуге…
- Слушай! – в голосе буддиста звучала растерянность, - ты знаешь, где эта самая Калуга?
- Нет.
Подумав, буддист двинул совершенно дикую идею:
- Вот ты был в Калуге? Не был? И я не был. И никто из моих знакомых там не был. Я вообще подозреваю, что никакой Калуги просто нет, - кажется начинаю понимать - буддисты те же психи, только не лечатся…

Помолчали. Потом они вспомнили какого-то Козлова, поговорили о симптомах какого-то синтона, коснулись коммунистов, поругали милиционеров, повозмущались погодой…
Но висела между ними пустота недосказанности. И буддист не выдержал:
-После разговора с ней, - резко, без переходов, вырулил он на калужскую колею, - у другого собутыльника мы сверили Васин номер. Оказывается, вместо девять-ноль-два, я набирал девять-два-ноль…- Слушай, - уже с ноткой отчаянья, - ну почему не Златоуст, не Сатка, даже не Верхний Уфалей…Ты знаешь, у нее такой голос, приятный и приветливый… Вобщем, у нас стало складываться какое-то общение… …Калуга…

- Шизофрения.., - донеслось откуда-то у меня из-за спины. Почему-то это слово напомнило Петю Бездомного, доктора Стравинского, мастера, и непонятно откуда прилетела капелька какой-то необъяснимой тоски… Сегодня случайно, не день Булгакова? Я оглянулся посмотреть, кто произнес это слово. Но все пассажиры дружно опустили глаза. Мне стало как-то не по себе. Скорей бы уж доехать. Может, не стоит быть настолько наблюдательным…
…Калуга…кал-луга…кали игла…кали-гула…
Оставшуюся часть пути они молчали глядя в окно. Что они видели там? Может прекрасных калужанок, может храмы и мечети и даже Будду? А может они прозрели и, наконец, увидели то же, что и я – пыль на оконном стекле?..

P.S. Но вот, наконец, я на Кузнецова, 2-а. Здесь мне нужно найти врача санэпиднадзора, который в составе комиссии уже неделю принимает здесь какой-то объект. А в моих документах не хватает его подписи. Дело-то в том, что недавно я занялся тепличным бизнесом. И на сегодня у меня две головные боли: документы и пыль. В документах – осталось поставить последнюю подпись, а что делать с пылью – ума не приложу. Неожиданно оказалось, что это очень серьезная проблема. Пыль снижает светопропускные свойства покрытия теплицы, а кроме этого, оседая на лампы, делает их более тусклыми. А ведь чем больше света, тем больше урожай.

Я подхожу к калитке, на ней табличка:
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
КЛИНИЧЕСКАЯ
ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ
БОЛЬНИЦА №1.

 Вот тебе и чокпэнэбэ, это ж дурдом. Ядрен-батон…


Рецензии