Наброски

* * *
Каштаны заржавели. Клубы зелени истлевают и переливаются зелеными тонами. Они и солнце. Мелькают, выхваченные квадратиками трамвайного внимания – он пробирается мимо них вперевалочку упитанным боровом. Вспышка. Снова вспышка. И опять желтеет глазок, ляпает свет в лицо, подмигивает сквозь квадратики. Сжимает глаза теплыми руками. Щуришься. Фотографирует солнце лицо твое утреннее, не тронутое сном. Окна одно за другим глотают и выплевывают белый автомобиль, трясущийся на кочках. Паутина взглядов… Я запутался в ней. И вью свою. Коконы. Бьются в моих сетях короткие юбочки (и краткие вначале) и змеевьющиеся волосы. Поцелую. Я их поцелую своими глазами. Вдыхаю запах. Мизансцена. Все замерли, задумались, задурились – бутафорские декорации. Покадрово воспроизводятся в процессе поездки: кресло-кресло-кресло-дверь. Шаг правой, шаг левой… Тычут пальцы в кругляшок солнца. Перекатывается он поверх крон золотым рублем. Свободно конвертируемый… в свет ламп. Мы испили чашу утра и покоем его, таинством озарены. В трамвае заболеваешь воскоподобностью. Ищешь смысл в людях, вывалившись из паутины взглядов. Ржавчина осыпается с деревьев. Ты еще не спал, но на своей остановке думаешь: пора вставать. Зеленых плети, напитанных солнцем, eve: уж скоро листья опадут… С календаря.

сент. 98

* * *

May I come in?
Май. Снежит и кашляет. В горле застряли строчки.
Здравствуй, море. Пуховый снег, упавший с вечнозеленых тополей. Я вскрыл нарыв своей ветхости. Новая банка с водкой полна до донышка и осталась в стороне.
Полна до Дона-Донышка.
Здравствуй, май.
Солнце, рябая поверхность воды и шаги...
Солнце рвется из облаков. Солнце рвется из груди.
Good morning, май dear!
1998

* * *


Скрипачи. От слова ли «скрипеть»?
Прыткие кузнечики собственного счастья.

Лишенные внимания, женщины обесцениваются.

Самые большие трагедии происходят внутри нас, только мы, почему-то, успеваем заметить лишь их последствия.

* * *
Сон пришел ко мне молча. Рваная рана на теле ночи, красная и смертельная. Ни криков, ни слов – только многозначительная, точно нарочитая, тишина. Какие-то руки, движение век вниз, вверх, мерцание зрачков… Я был бесконечной дорогой, и сон ступал по мне, боясь свернуть. Я был им болен; всю пыль мою дорожную выбивали из меня его торопливые ноги; я кашлял, потому что пыль забивалась в горло и нос. А рядом, у изголовья кровати, сидел ангел, бледный мой, плачущий ангел, и гладил меня по голове, не в силах избавить от беспомощности даже своим сочувствием. Я не мог открыть глаз, так как спал, но на самом деле ужасно этого желал, чтобы сказать ему: не плачь, не рви мою несчастную душу! От слез твоих она тает, как хилый весенний снег.
Так к концу своего земного существования я исповедовался своему хранителю. Лишь когда сон отпустил меня, вдоволь насосавшись стихийных искренних эмоций, лишь тогда я понял, что сон этот был жизнь, и ничего больше не осталось.
Все это подумал я, грея охладевшую душу свою, грея отведавшее унижений тело о бешеные адовы губы пламени, мотающиеся от ветра или от собственной ярости. А перед тем, как боль покрыла последние мысли, точно полуденная тень старой христовой горы, я вспомнил, наконец, что не уйду из этого мира без имени. Без того, что оставлю в память о сне.

(Горящий протопоп Аввакум.)
2001

-Письмо (набросок). –

Ветром тень волокло по морозной земле...
Там, где собака нюхала.
Вот она сидит и ждет кого-то.
У нее два глаза. Но видит она одним.
Видит усмешки дворника, конвульсивные подмигивания светофора, яростный шелест машин...
Нас, глупо бредущих. Снег.
И снег, и снег, и
Снова нас, глупо бредущих. Звезды, или огни, отражающиеся в окнах.
И опять нас, бредущих понуро.
А второй ее глаз смотрит в ночь и видит пустоту...
Давай ты нарисуешь тень на освещенных досках пола!

2002

- Письмо (набело). -

Помнишь, как ветром волокло наши тени по мерзлой земле? Они стукались головами о плитку тротуара. Хотелось переломить и бросить их пурге прямо в бешеные белые зубы. Помнишь? А ты смеялась, не жалея звуков.
Когда-то я.
Когда-то ты.
С ума сходят постепенно, когда перестают замечать себя. А умирают, когда перестают замечать других и вьюгу.
Потом от тебя остались одни неприятности.
Глаза я подбирал на улице скомканной. Кто..? Кто растерял глаза, полные воспоминаний? О ночных перекрестках, где светофоры мигают желтыми козьими зрачками, об умершей старухе молочнице, уродливых обугленных деревьях, раскинувших в крике свои конечности, об остекленевшем недвижном море; о долгожданной кружке разбавленного вина в забегаловке, наконец… Выкинул кто-то все это за ненадобностью.
Вот так и меня выкинула сюда судьба: в одиночество.
Если бы не так, не так давило небо, я бы не был. Наверное, не был бы здесь, на земле. А теперь вынужден быть. И, черт возьми, приходится этому радоваться!
Пусть-пусть-пусть-пусть зима укроет тебя вместе с моей памятью!! Тогда будет можно писать все заново на ее чистом белом листе без клеточек.
янв. 2002


Рецензии
Дни отсчитаны направо.
Сны отправлены налево.
В днях и снах ужасно тесно.
Поделился б с кем-то местом,
Но никто ведь не попросит.
Даже третий тот, что носит
Руки, ноги, просто носит
Руки, ноги. Тот, что мыслит,
Где-то дрыхнет... На диване или под…
Первый щас сидит и пишет.
Каждый чем-то страшно занят,
Что четвертый и не виден.
Может, просто, он обиден?

Стиль чувствуется всем спинным мозгом.
Чувства клинит образами, и они застревают
где-то на полпути к сознанию как свои
собственные.

Остаетсятолько тонкая и изящная грусть одиночества,
которая тихо-тихо скрипит эхом по сердцу.

Пан Кшыштав   12.12.2006 18:38     Заявить о нарушении
Спасибо за столь проникновенный комментарий.

Что касается грусти одиночества, то нужно, конечно, порою ее вынести и прожить. Остановить воспроизведение хаотического бега от даты рождения к дате смерти. Нажать паузу, отдышаться, оглядеться кругом, прислушаться. Чтобы иметь возможность понять и заметить - хотя бы иногда - что происходит вокруг. И как ни горько порою это осознание - для каждого из нас оно бесценно. Ибо в простых мелочах открывает иногда целую вселенную.

Роман Богданов   18.12.2006 11:39   Заявить о нарушении
Долго ждал Вашего ответа - понравились мне очень Ваши
стихотворения в прозе. Насчет "хаотического бега" рекомендую
прочитать "Зайц" Куча Букв.

Пан Кшыштав   18.12.2006 19:39   Заявить о нарушении
Спасибо.
К сожалению, не всегда хватает времени, стараюсь заходить на сайт по возможности чаще.

А за ссылку о зайце спасибо, это действительно прямо в точку! В этой маленькой зарисовке больше мыслей и жизни, чем иные авторы умудряются втиснуть в роман.

Роман Богданов   20.12.2006 11:38   Заявить о нарушении
Да, мне тоже очень нравиться подробная лаконичность Господина Кучи.

Заходил на Ваш ЖЖ, сообщение от 18 декабря сего года. В таких случаях
и говорить, считаю, бесполезно. Да и как может говорить про подобное, когда сам с таким не сталкивался и понять этого просто напросто не может.

Особенно в ЖЖ понравилсиь Ваши строки:

"опустевшая скамейка, запах лета, сад –
все что для памяти не остыло –
так сонно крутится в голове: назад
треть моей жизни. Иль это вообще не со мною было?"

С Уважением, Пан Кшыштав.

Пан Кшыштав   21.12.2006 21:51   Заявить о нарушении
Опять же, благодарю за участие.
Действительно, говорить что-то в ответ на такое обычно очень трудно: банальным быть не хочется, а небанальным - неуместно.

Что до стихотворения, то это в минуты ностальгии я написал об одном месте, в котором я когда-то в детстве жил. И что самое интересное - через несколько месяцев после этого я в это место снова попал - впервые за, наверное, 7 лет.
Я заметил, Вам нравится поэтическое изложение, даже если в прозе. Потому настоятельно рекомендую когда-нибудь прочесть "Записки Мальте Лауридса Бригге" Райнера Марии Рильке.Это непревздойденный шедевр экзистенциализма, мрачный, но потрясающе поэтичный. Думаю, вам понравится.

Роман Богданов   22.12.2006 09:26   Заявить о нарушении
Спасибо за совет. С Рильке уже знаком - попадалось несколько произведений. В том числе, "Единорог" и еще пара стихотворений,
а "Записки..." не попадались. А поэзия... просто, как я уже писал,
люблю, когда образы застревают в голове, приятно раствориться
в метафорах, а в стройных и гармоничных образах поэзии растворятся
наиболее приятно. Например, сейчас растворяюсь в Блоке.

Пан Кшыштав   23.12.2006 04:02   Заявить о нарушении