Египет. Мужчины и женщины - новое счастье супружества

ЕГИПЕТ: МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ – новое счастье супружества

«Если ты мудр, оставайся дома, нежно люби свою жену, лелей и одевай ее хорошо, а также ласково успокаивай ее и выполняй ее желания. Если ты будешь далеко от нее, твоя семья развалится, поэтому раскрой ей свои объятия, позови ее, покажи ей всю свою любовь»
Визирь Птаххотеп, книга «Мудрость» 2500 г. До Р.Х.

Древним фараонам было известно, каково оно, счастье супружества. Эти отношения были основаны на дружбе, нежности и страсти, и были священны. Древняя Русь также чтила браки, основанные на любви и доверии, и эти отношения были святы. И раз это было в истории человечества однажды, значит, возможно и вновь. Похоже, Египет вслед за Турцией все-таки выходит на новые, более счастливые отношения в супружестве. Эти ростки только пробиваются, но снова и снова в противовес историям о традиционных неравноправных отношениях, я слышала рассказы об уважительных и бережных отношениях в семье.
Мустафа был пятым гидом, который рассказывал нам о свадебных обычаях мусульман. Куда бы мы не ехали, эта тема звучала снова и снова, и, судя по всему, вопрос женитьбы является главным сейчас для жизни египетского народа. Если век назад для мусульманина жениться повторно, в третий или четвертый раз было делом вполне обычным, то сейчас лишь один процент мусульман в Египте имеет больше одной жены. И очень много мужчин не могут жениться, хотя и мечтают об этом. Мустафа разъяснил нам причины этих проблем прямо на пальцах. Жена в Египте стала дорогим призом, наградой, желанной частью жизни мужчины. Миловидные, получившие образование – оно здесь бесплатное – девушки из хорошей семьи не выйдут замуж за первого встречного. Всегда был конкурс невест, а сейчас есть и конкурс женихов. Если молодой человек приходит свататься, первый вопрос, который его ожидает – есть ли для невесты квартира. Цены на квартиры здесь вполне европейские, и это серьезная статья, по которой отбираются более успешные претенденты. Следующая статья расходов жениха – калым. Назывались цифры разные, например, принятый у бедуинов уровень – 10 верблюдов, каждый стоит 800 долларов. Это 8 тысяч. Свадьба от 1000 на крыше дома до 3-5.тыс. на корабле с прогулкой по Нилу (я видела такую свадьбу – шумно и радостно она проходила, при том, что в стране сухой закон). Муж также должен одеть жену, купить ей драгоценности, а затем полностью содержать ее и детей – скорей всего она не будет работать.
Заработок госслужащих в Каире от 50 до 150 дол. в месяц. В частной фирме больше, но даже тысячи мало, чтобы легко обеспечить эти требования для одной невесты. Калым за вторую жену, по правилам, должен быть больше, чем за первую, за третью – еще больше, поэтому многоженство доступно для очень богатых людей. Конечно, речь идет о престижных невестах, а кому же хочется брать в жены кого попало? Теперь большинство мужчин в Египте начинают осознавать, что жена - это, практически, выбор на всю жизнь. И те, которым повезло, действительно производят впечатление счастливых уравновешенных людей. Кстати Мустафа выглядит очень довольным, умиротворенным, доброжелательным, ухоженным мужчиной. Он женат, и судя по всему, удачно. Этого не скажешь о других наших знакомых в Шарм-Аль-Шейхе. И настойчивость, и упрямые притязания, и наглость и навязчивость свойственны восточным мужчинам, когда они голодны по женщине.
И какое же радостное впечатление производят мужчины, счастливые в своих семейных отношениях. Я видела семьи, гуляющие по улицам Каира с детьми, и как же довольно и важно шли отцы, ведущие за руку детей. В бедуинском поселении меня трогали маленькие сценки, когда мужчина подбрасывал в воздух своего малыша, щекотал ему животик, и были счастливы оба. Это прекрасная любовь отца к ребенку, и все больше здесь ценится женщина – мать своих детей.
Другой мой знакомый Али, наш гид по экскурсии в пустыню, тоже охотно отвечал на мои вопросы о своей семейной жизни. Прекрасно говорящий по-русски, с хорошим образованием, Али отличался своей необычайной собранностью, умом, целеустремленностью. В нем как-то не видно было обычной для египетских мужчин развязности, готовности приударить за любой дамой, оказавшейся в поле зрения. Али недавно женился, и женился по любви. Он знал свою невесту давно, выросли вместе. Это, пожалуй, был единственный случай, когда мужчина с жаром отстаивал возможность образования и работы для своей жены. Он говорил о том, что Египет меняется, и современные, образованные женщины могут одеваться в европейскую одежду, это зависит лишь от их желания. Если работа нужна им и приносит удовольствие – то почему бы им не работать. На вопрос о своей жене ответил:
- Если она захочет, я, конечно, ее отпущу. Но зачем ей мучиться, я же деньги зарабатываю.
- Али, ведь ты мусульманин, хотел бы иметь еще жену?
Али задумался.
- Если захочу, я должен буду сказать ей об этом. Убьет.
Автобус смеялся - да, женка-то с характером. Супружеская пара с Украины ехала рядом со мной. Они толкали друг друга в бок, и веселились от души.
- Убьет! Да я б тебе теж вбыла бы!
В этой истории меня тронуло теплое отношение к жене, и начало равенства между мужчиной и женщиной. Хоть и не в полной мере, но отношения партнерства, взаимного уважения и бережности просвечивали в рассказе нашего знакомого.
Я смотрела на Али с интересом. В Египте нет уже той нации, которая была во времена фараонов. Арабская кровь давно вытеснила следы древней египетской расы. Никто, кроме ученых, не знает старого языка. Не осталось и того, что называют словом менталитет. Однако отдельные черты тех лиц с фресок и скульптур вдруг обнаруживаются в лицах египтян сегодня. Выразительные, красиво вырезанные губы, строение плеч, посадка головы, вся энергетика Али напомнили мне молодого фараона и вновь подняли те переживания, которые я испытала в усыпальнице в долине цариц недалеко от Луксора.
Давным–давно, тысячелетия назад Египет жил другой жизнью. На фресках гробниц описана эта жизнь. И если отойти от экскурсовода, побродить в одиночестве и довериться своему взгляду, своему сердцу, можно проникнуть в то, как жили тогда мужчина и женщина, муж и жена. Снова и снова повторяется одна линия, один сюжет - мужчина и женщина рядом, равного роста, и рука ее в его руке, и они смотрят друг на друга зовущим взглядом. Фараон и с богиней – рука в руке, и с женой, как с богиней – руки соединены тоже. Много тысяч лет назад и уважение, и доверие были запечатлены на этих стенах. Позы и лица мужчин и женщин на фресках полны достоинства, и нежности, и страсти, и эти чувства священны.
В Луксоре, в храме Рамзеса второго стоит огромная скульптура – фараон с любимейшей своей женой Нефертари. Он – бог на земле, он исполин, а она стоит у ног его, опираясь на его стопы. Она маленькая, чуть выше его колен, эта хрупкая, нежная, защищенная и охраняемая им женщина. Он дорожит ею и бережет ее. В его любви она раскрылась и расцвела, как цветок. Она светла и счастлива, и маленькая фигура ее исполнена достоинства. Нет у Нефертари подобострастия перед царственным супругом, но есть другое - восхищение им и гордость, и благодарность богу за счастье. Рамзес оставил после себя около сотни детей, у него было много жен. Сейчас эти детали вызывают жадный интерес у экскурсантов. Современной женщине невозможно понять, как же не было ревности у Нефертари к остальным его женам. Забыто, что самая важная задача для фараона была забота о генофонде своего народа. Кровь, ДНК, семя бога, оплодотворяли нацию, поддерживали ее богоизбранность. Величественные ряды исполинских фаллосов в Луксоре это знак святости сил плодородия. Поэтому у Нефертари не было чувства собственности по отношению к супругу, он принадлежал своему народу. И оба они были счастливы в супружестве.
Я смотрела на лица Али и Мустафы - они были веселы, им приятно было делать свою работу. Видно, что семейная жизнь сделала их счастливыми. Но все же в этот момент они были сами по себе, они здесь, с туристами, их жены дома. Женщина живет своей жизнью, мужчина своей. Для мусульманского мира уже великое достижение – повышение ценности женщины. Появилось бережное отношение к ней, мужчина ощутил пустоту в своей жизни, когда нет рядом любимой жены. Но все еще мужчина и женщина – это как будто разные породы людей, собака и кошка, несовместимые по интересам, по функциям, по поведению. Это все еще рождает борьбу между ними за власть друг над другом, за главенство в семье. Мусульманская женщина подспудно вышла в этом соревновании на лидирующее место, ее власть над супругом не проявлена, мужчиной она осознается, как смутное беспокойство.
- Я доволен своей женой, - говорил нам Али, - но она не слушается меня, спорит. Женщина ведь должна быть послушна? - этот вопрос он задавал нам, русским. Конечно, наши женщины, да и мужчины тоже дружно смеялись. Послушная российская жена давно уже редкость. Но счастье семьи не на послушании держится, а на доверии, дружбе, взаимности. Страсть, сексуальное притяжение – важнейший аспект семейного счастья, но без взаимного уважения, равноправия и душевности эти чувства угасают быстро. Поэтому-то русские разводятся, а мусульманин ищет вторую жену.
Я постаралась ответить Али на его вопрос.
- Ты говори с женой больше, объясняй, почему ты считаешь так или иначе. Она будет тебя не только слушаться, но и понимать и ценить твое доверие к ней. Проводите вместе больше времени, вози ее отдыхать, больше разговаривайте. Тогда долго вы будете счастливы.


Рецензии