Лаура Цаголова Плач о России

Лаура Цаголова – поэт-воин. И воин этот – одиночка.
Борис Авсарагов

«О, муза плача..!» - так когда-то Марина Цветаева обратилась в своём стихотворении к А.А. Ахматовой. Именно так хочется обратиться сегодня к поэтессе Лауре Цаголовой, ибо всё творчество её суть есть плач, плач по расхристанным душам, плач о России. Ещё в детстве Лаура написала в своём дневнике такие строки:
«Я люблю, когда люди плачут. И мне нравится смотреть, как плачут взрослые. Они тогда становятся похожими на детей. Как будто снимают со своих всё знающих лиц тяжёлые защитные маски…
 Мне кажется, что Бог должен прощать любые грехи тем, кто плачет, раскаиваясь, или раскаивается, плача!
Я ещё многого не знаю… Но разве это плохо? Большие знающие люди приговорили Иисуса к распятью, научились воевать, изобрели танки и самолёты, понаписали столько книг про столько всякой ерунды… А спроси их, что такое счастье, - не ответят. А, если и попробуют объяснить, то в своих же объяснениях и запутаются…
 Может, взрослые поэтому плачут? Может им слишком много пришлось узнать? И за стенами этих знаний они не видят, что свет – это не физика, а состояние сердца… Небо – не атмосфера, а Зеркало, в которое смотрится Земля… А счастье – это когда душа не знает ничего, кроме Света и Неба…»
Стихи Лауры несут в себе некую очистительную силу, ибо в них заключён плач, к которому читателю невозможно не присовокупить своих слёз, и плач делается общим, и в нём автор и читатель становятся единым целым, и души их наполнены одной и той же великой симфонией – симфонией плача.

В России пишут много. Пишут очень хорошо, хорошо, средне, а то и дурно, но редко кто несёт в себе дар писать невыразимое, ибо так писать можно только душой, необъятной, парадоксальной, парящей и неистовой, но никогда – головой, разумом. Можно легко цеплять строчки, складывать рифмы, играть сравнениями – для этого вполне хватит некоторого таланта, и простого человеческого разума. Но будет ли это Поэзией? Лев Гумилёв некогда ответил отрицательно на этот вопрос. Поэт есть Душа. Душа, лишённая покрова, Душа безмерная, не ограниченная никакими искусственными барьерами, а оттого беспрепятственно изливающаяся на бумагу, рисуя произведения, которые нельзя сочинить, нельзя придумать, а можно только выдохнуть. Поэт это не столько рифмы, но особенное строение Души, непонятное, не измеримое обычными мерками, а оттого не подсудное им. Лаура Цаголова отказалась издаться не за свой счёт, пояснив: «…никто не имеет права редактировать моё сердцебиение»… Её стихи – воплощённая её Душа, перенесённая на бумагу. Когда читаешь их, первый вопрос, который возникает в уме: «КАК? Как возможно это? Как можно написать ТАК?» Непостижимо! Лаура в каком-то смысле отвечает на этот вопрос такими строками:
Как умолчать, когда болит
Любовь в безжизненных просторах?
Заснеженный метеорит –
Огонь, застывший в тех, с которых
Я рисовала Божество,
Дремавшее до Сотворенья…
Как утаить свое родство
С дарующими оперенье,
С учителями трех стихий,
Переплетенных на ладони…
Как не писать, когда стихи
Стекают воском по иконе!
Среди пишущих есть те, кто, условно говоря, пишут слюною, другие, озлобленные, пишущие желчью, и те, кто пишут кровью своего раненого сердца. К таким последним относится Лаура Цаголова. Оттого-то так больно подчас читать её стихи, каждая строчка которых проникнута любовью к России и болью за неё. В предисловии к своей книге «Русский крест» Лаура пишет:
«Россия – моя сокровенная бескрайняя келья, мой личный храм, моя Голгофа, позора и славы которой – не миновать. И я никогда не сойду с этого Креста Обетованного! Потому что вне Его притяжения – верная погибель…
Иногда мне кажется, что здесь всё устроено лишь для образцово-показательных распятий. Но именно в России, как нигде в мире, так очевиден и так милосерден Господь!...»
Россия неотторжима от Христа, без него нет её. Св. Прав. Иоанн Кронштадский писал: "Перестали понимать русские, что такое Русь. А Она есть Подножие Престола Господня"... Эта сакральная связь предстаёт едва ли ни в каждом стихотворении Лауры. И великий плач её – об обезбоженной душе России. Эта обезбоженность равноценна самоубийству. И в стихотворении «Самосуд» Лаура пишет:
Мы будем эталонно умирать!
Нас этим обнадёжило рожденье…

Двадцатый век – искомым наважденьем
Вторгается в размеренную гладь…

Мы будем грызть пульсацию времён
Закостенелой прозою проклятья,
Сколачивая новые распятья
Под алыми раскатами знамён…

Нам имя – горсть протравленных семян.
Мы превзошли купца из Кариота!
Нас выземлила грязная работа:
Славяне, оскопившие славян,
Обречены на вечный геноцид -
На немоту отвергнутого Бога…

Теснённая предательством дорога –
Безудержный
Народный
Суицид.

Для Лауры Цаголовой её творчество есть служение. Служение Богу и России. Стояние в Истине и за Истину, Стояние, если нужно, насмерть. Поэта, согласно М. Волошину, «ведёт неисповедимый Рок». В эпиграфе к своему стихотворению «Необъявленная Война» Лаура оглашает скорбный список: В 1991 году убит православный автор-исполнитель Игорь Тальков; В 1995 году убит православный певец (мальчик 17 лет!) Максим Трошин; В 1998 году убиты православные барды: архидиакон Роман Тамберг и иерей Алексей Грачёв. В 2000 году было подорвано здоровье любимого всеми иеромонаха Романа (Матюшина)… - и задаётся вопросом: «КТО следующий?» Этот вопрос развивает она в том же стихотворении:
Чей черёд по трафарету
Тяжесть тела искупить?
Взялся мир, идущих к Свету
Беспросветностью землить.

День пылит чахоткой боя,
Ночь кадит угарным сном.
Зло черпает кровь прибоя
Синтетическим крылом.

Наградной заточкой гложет
Преткновение свобод…
Уличён угодник Божий
В разжигании высот!

И всё-таки, несмотря на всю скорбь, живёт надежда в стихах Лауры Цаголовой, надежда, без которой Душа не может жить, а, значит, не может жить Поэт. И, вот, слабая искра такой надежды светится в стихотворении «Страстная Пятница»:
Даже, если погаснет лампада
На исходе убранства высот,
В эти сумерки пасынки ада
Не получат карающих льгот!
Не дождутся попятного стона
От души, облачённой в печаль.
Слишком явен у тверди амвона
Аромат, призывающий Даль!


Рецензии
...
На исходе убранства высот (!),
В эти сумерки пасынки ада (?!)
Не получат карающих льгот! (!)

попятного (!) стона

От души, облачённой в печаль (?!!).
Слишком явен (!) у тверди амвона
Аромат (?), призывающий Даль!
Какая уж тут "Муза Плача"? Побойтесь Бога, уважаемая Елена Владимировна.

Александр Ромейко-Гурко   02.03.2013 21:08     Заявить о нарушении
Александр, о вкусах, разумеется, не спорят, но попрошу наперёд отнестись с уважением ко вкусу моему. Лауру Цаголову я считаю гениальным русским Поэтом. Среди современников равных ей по таланту практически не знаю.
И ещё. Я очень спокойно отношусь к критике в свой адрес. Но никогда не позволяю на своих ресурсах плохо отзываться о людях, к которым питаю уважение. Особенно, о своих друзьях. Надеюсь на Ваше понимание.

Елена Владимировна Семёнова   03.03.2013 04:08   Заявить о нарушении
Здравствуйте.

Зачем же, уважаемая Елена Владимировна, так остро реагировать на моё частное мнение?

Я вовсе не отзывался о Лауре Цаголовой ни плохо, ни хорошо. И не намерен поставить под сомнение Ваш вкус. Нравится - так нравится. Вам - нравится, кому-то - нет. Явление обычное.

Я выделил из Вашего эссе только одну цитату и привлёк к ней Ваше внимание.

Разумеется, если Вы позволяете себе публично (не боясь встретить несогласие) с похвалою отзываться о подобных стихах, то должны быть готовы подкреплять своё мнение чем-нибудь более содержательным, чем рассуждениями о гениальности Цаголовой и что Вы не позволите кому-то иметь и высказывать мнение, отличное от Вашего.
С уважением.

Александр Ромейко-Гурко   03.03.2013 10:19   Заявить о нарушении
Более содержательным? У нас ведь не научный диспут. Мы не о материи говорим. Поэзия есть Душа. При дефиците души Поэзии не понять.

Елена Владимировна Семёнова   04.02.2018 07:43   Заявить о нарушении