Аристократизм христианской добродетели

«Нужно защищать добродетель против проповедников добродетели: это ее злейшие враги. Ибо они проповедуют добродетель как идеал для всех; они отнимают у добродетели прелесть чего-то редкого, неподражаемого, исключительного, незаурядного – ее аристократическое обаяние… Какая наивность – требовать великого и редкого и констатировать его отсутствие со злобой и презрением к людям!» («Воля к власти», аф. № 697). Можно немного переиначить высказывание Ницше: нужно защищать христианство против проповедников христианства: это его злейшие враги. Больше всего клеветы на христианство и христианские добродетели исходило от их ярых «защитников». Они стремились «оправдать» христианство в глазах общества, прогресса, сделать христианские добродетели условиями «процветания» государства, государственного строя. И потому они начали требовать соблюдения христианских добродетелей от всех. Мол, интересы всеобщего процветания так требуют. Нет, христианская добродетель не такова. Христианин не требует соблюдения христианских добродетелей от всех, он требует соблюдения христианской добродетели только от себя, но соблюдения во всем. Во всем, а не от всех. Христианин не злиться и не считает «ненормальными» тех, кто не исполняет христианских добродетелей. Наоборот, он понимает, что «нормальное» состояние мира – как раз нехристианское. Разве «нормальный человек» подставит правую щеку после того, как его ударили по левой? Нет, он тоже ударит или убежит. Было бы странно, если бы он так не сделал. Подставит щеку либо самый трусливый и слабый, тот, кто не только не может ответить, но не может даже убежать - или самый сильный, тот, кто может ударить, может даже убить безнаказанно для себя, но не делает так, потому что не хочет так делать, не считает это правильным. Итак, состояние христианской добродетели – это состояние крайнее. И потому ненормальное. Нормальное состояние - середина. В нем находится большинство. И нечего на большинство сердится. Ведь не сердятся на то, что зимой холодно, а летом – жарко. Это «естественно». И большинство тоже ведет себя «естественно».
Да, христианская добродетель аристократична. Она для избранных. Но не для избранных в том смысле, что существуют от рождения некие «избранные», которые только и могут быть христианами. Христианином может быть каждый. Но христианином надо стать. «Естественно» им не будешь. Самое великое заблуждение состоит в том, что человек «естественно» христианин, что «душа по природе христианка» и лишь по заблуждению становится языческой, безнравственной, забывает о Боге. «Естественный порядок» - это порядок, установившийся вследствие греха. Но грех – не моральная оценка. Надо это понимать. Грех – просто некая реальность, факт существования. И мы сейчас живем во грехе. В греховном мире. В греховном естестве. Так что «естественно» и «нормально» сейчас состояние, противоположное христианской добродетели. Не надо сердиться на большинство людей за то, что они находятся в «нормальном состоянии», состоянии большинства. Ведь мы же не сердимся на то, что кошка ест мышку, а лев охотится на антилопу, хотя у пророков и сказано, что в Царстве Божьем хищники будут питаться, никого при этом не убивая. Нормы мира сего не соответствуют нормам Царствия Божьего. И мы не способны переменить нормы в мире сем не только питания хищников, но и поведения большинства. Да, эти нормы греховны, то есть метафизические истоки их лежат во грехе, совершенном в раю, еще до начала истории видимого мира. Но пока нормы остаются нормами. Их сможет переменить только Господь в конце времен. И нечего возмущаться.
 Надо волевым образом избрать себя во Христе, избрать Христа. Стать избранным. «Естественным путем» ничего не получиться. «Много званых, да мало избранных» (Мф. 22:14) – разве эти слова не свидетельствуют об аристократичности христианской морали? Позвали-то всех, да не все откликнулись на этот зов. Христианская добродетель вовсе не ориентирована на «большинство», она, в отличие от морали, не предполагает своей обязательности «для всех», а тех, кто не следует такой «всеобщей» обязательности, не ругает «безнравственными». Христианская добродетель – для избранных, для тех, кто откликнулся.
«Христиане сами должны употреблять все старание вовсе никого не осуждать: ни явную блудницу, ни грешников, или людей бесчинных, взирать же на всех с простодушным произволением, чистым оком, чтобы обратилось человеку как бы в нечто естественное и непременное, никого не унижать, не осуждать, никем не гнушаться и не делать различие между людьми». (Св. Макарий Великий). Таков христианский идеал.
Но в чем же, скажете, тогда смысл активного христианства, христианской проповеди? Донести до людей понимание христианской добродетели, показать им христианские ценности, христианский взгляд на мир. Показать им то, что можно жить и не по «нормам». Дальше же пусть они сами решают, что делать с христианскими ценностями. Принять ли их или остаться при своих, «естественных», «нормальных» для большинства.
«Добродетель имеет против себя все инстинкты среднего человека: она невыгодна, нецелесообразна, она изолирует; она сродни страсти и мало доступна разуму; она портит характер, голову, смысл, если мерить ее меркой среднего человека; она возбуждает вражду к порядку, ко лжи, которая в скрытом виде заключена во всяком порядке, всяком установлении, всякой действительности, - она самый вредный порок, если оценивать ее по степени ее вредного действия на других» (там же). Да, христианская добродетель вредна с точки зрения «среднего», т.е. «естественного» человека, она «противоестественна», не «от мира сего». Поэтому христиане всегда вызывают подозрение, всегда гонимы. Гонение бывает разное. Не обязательно оно заключается в физическом истязании. Молчаливое непонимание или открытое глумление окружающих – более современные, более изощренные формы гонения. Но христиане благословляют гонителей. Да они и понимают, что само их бытие предполагает раздор со «средним» человеком, с «естеством». В гонениях, в отчуждении нет ничего удивительного, возмутительного. Это понятно и в некотором смысле даже «естественно». Удивительно и нелепо было бы, если бы христианская добродетель совпадала с меркой среднего человека, была бы понятна ему и не вызывала никаких насмешек и недоумений. «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19).

Фрагмент из книги "Опыт христианской этики" см. http://www.v-gorah.narod.ru


Рецензии
Интересно, что афоризм Ницше "Нужно защищать добродетель..." во мне вызвал такое же желание переиначить его, как и у Вас. Такое впечатление, что Ницше, создавая этот афоризм, провоцировал читателя на появление у него соотвествующих мыслей.
С уважением,
Сергей Семенов.

Семенов Сергей Александрович   18.01.2012 22:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.