Величайший шоу-проект Средневековия Жанна Д, Арк

Небосклон нашей эпохи медиа переполнен, звезд –больших и малых - столько, что они вот-вот сольются в единое тусклое свечение и разобрать что же там на самом деле светит, кому, и с какими целями будет невозможно. Разноголосые их призывы обращаются к человеку из телевизора, из радиоприемника, иконы современности заглядывают ему в глаза с глянцевых страниц. Идет человек по улице и слышит – хлопай ресницами и взлетай.., не верь, не бойся, не проси.., не смотри ты по сторонам…но человек давно не придает значения тому, что ему говорят «звезды» (если переходный возраст остался позади, конечно) – слишком уж разговорчивые они стали и слишком уж их много. Человек не остановиться, чтобы послушать и уж тем более не станет хлопать ресницами, взлетать, не смотреть, и прочие глупости. Бежит человек по своим делам, не обращая внимания на застрявшие в голове фразы, часто лишенные всякого смысла, но зато в рифму.
Почему именно сейчас нам понадобилось столько идолов, и мы вдруг стали платить им хорошие деньги, лишь бы они были и, не замолкая, что-то нам говорили, пели свои песни, показывали свои лица, учили нас, как надо думать и что надо любить, направляли куда-то... Куда? Сумасшедший век шоу-бизнеса? Ничего подобного! Стоит только заглянуть в историю и вдруг обнаруживается – шоу-бизнес дело не менее древнее, чем скажем, сельское хозяйство. И идолы, «звезды», указывающие путь, были необходимы не умеющему читать, жителю зловонного средневекового Парижа не менее, чем вооруженному последними «примочками» цивилизации обитателю Москвы, Нью-Йорка, или любого другого населенного пункта Земли сегодня. Только вот время отдаляет от нас звезды прошлого и из двадцать первого века удается разглядеть лишь немногие – гиганты этой медиа-вселенной.

1314 год, Франция. Умирает французский король Филипп IV. Затем, один за другим, сменяя друг друга на престоле, умирают все три его сына, и таким образом французский королевский трон оказывается пустым – его просто некому занять. Тем не менее, претенденты находятся. Граф Валуа, приходящийся племянником последнему королю Франции и король Англии Эдуард III, внук последнего короля Франции – предстояла своеобразная семейная разборка, впоследствии непредвиденно затянувшаяся и названная Столетней войной (хотя на самом деле длилась она 116 лет, с 1337 г. до 1453 г.) Война шла с переменным успехом, то затихая, то вновь возобновляясь, поглощая и разоряя одни районы Франции, тогда как в других жители лишь слышали красивые легенды о войне, оказывается, идущей за их родину. Почему так долго ни одна из сторон не могла одержать победу? Простые солдаты, и с одной и с другой стороны, те же крестьяне оторванные от своих домов, невест, жен, детей и прочих радостей не очень то и хотели ни убивать заклятого врага, ни, тем более, умирать самим. Ответ на вопрос – зачем они это делают – не был столь очевиден для них, как для претендентов на французский престол. Не было человека, способного доказать тысячам воинов что умереть героем за то, что бы один претендент на престол, а не другой на него – на престол – наконец сел, куда лучше чем спокойно спать со своей женой.

Война продолжалась уже почти 100 лет, не было в живых не только свидетелей ее начала, но и их детей. Очередь гибнуть на полях сражений перешла к их внукам. Именно тогда, в 1428 (в 1429 по другим источникам) перед воротами крепости Вокулер появляется девушка лет шестнадцати и настойчиво требует аудиенции у коменданта крепости Роббера Бодрикура.
Именно тогда по Франции разнеслось известие об осаде Орлеана.
Именно тогда становиться чрезвычайно популярна легенда о предсказании волшебника Мэрлина – якобы Францию спасет от гибели Дева. Что это? совпадение или исполнение пророчества? Сегодня мы бы сказали, что это начало удачной рекламной компании, PR-акция.
Девушка пришла к коменданту Бодрикуру с конкретным заявлением – она призвана снять осаду с Орлеана, освободить Францию и короновать дофина и он должен ей в этом помочь. Была обозвана сумасшедшей, получила категорический отказ и настоятельную рекомендацию возвращаться домой.
Тем не менее, спустя три месяца сам Роббер Бодрикур дает сумасшедшей девушке людей и лошадей, дарит боевой меч, и снаряжает ее в путь, в Шинон, к дофину, будущему королю Франции. Что заставило Бодрикура изменить свое отношение к этой «посланнице небес»? Сегодня точно известно, что среди сопровождающих девушку к дофину был королевский гонец, специально прибывший за ней из Шинона. Таким образом становится очевидным, что причина изменения отношения к «сумасшедшей» стала правительственная санкция – сам дофин, наследник французского престола, имел свои планы в отношении ее. Трудно найти лучшего продюсера. 13 февраля 1429 года девушка в сопровождении своей свиты покинула Вокулер, начался поход за освобождение Франции.
«Сумасшедшую» звали Жанна Д,Арк, ей было 16 или 17 лет и вот как она описана современником - «дева сия сложением изящна; держится она по мужски, говорит немного, в речах высказывает рассудительность; у нее приятный женский голос. Ест она мало, пьет еще меньше. Ей нравятся боевые кони и красивое оружие. Она любит общество благородных воинов…». На описание крестьянской девушки «со странностями» это мало походит, здесь читается восхищение новоявленным героем. Буквально за несколько месяцев при дворе дофина она полностью изменилась – овладела оружием, верховой ездой и оделась в мужскую одежду подобающую воину. Теперь в газетах написали бы: «…сменила имидж на более скандальный, провокационный». Действительно, для XV века женщина в полном вооружении, на коне, ведущая солдат в бой – это был шок! Даже в XXI веке сложно представить подобное. Либо будущий король Франции Карл VI обладал невероятно острым умом и прозорливостью чтобы «поставить» на столь смелый «проект», либо произошло необъяснимое человеческим умом чудо – необразованная крестьянка-подросток получила в свои руки судьбу истерзанной войной страны.
Следующее чудо не заставило себя долго ждать. Орлеан находился в осаде уже более полугода. Карл VI направлял на защиту города лучшие свои войска, но отбить англичан не удавалось. Защитники Орлеана уже надеялись только на помощь Бога и, надо заметить, эта надежда только подкреплялась непрекращающимися слухами о том, что Дева, Посланница Небес, уже идет к ним на помощь – не вызывает сомнения что эти «слухи» были пущены не без ведома короля. Жанну в Орлеане ждали с нетерпением, ждали как гарантию победы. Через 9 дней после вступления ее в Орлеан осада была снята. Англичане бежали от стен Орлеана, увидев, что те же изнуренные французские солдаты, с которыми они сражались здесь полгода, под предводительством Девы обрели нечеловеческую силу и ярость. Против английской армии сражались уже не просто солдаты, а высшие неизвестные силы. Ведьма или Святая? В данном случае это не имело решающего значения. План Карла VII начал работать.
Победы следовали одна за другой. Даже при явном численном превосходстве англичан или более выгодном их положении ничто не могло поколебать уверенность Жанны. В историю вошел зафиксированный хронистами разговор между главнокомандующим французской армией герцогом Алансонским и Жанной: «Будем ли мы сражаться, Жанна?» - «Есть ли у вас добрые шпоры?» - «Чтобы удирать?» - «Нет, чтобы преследовать. Англичане побегут». И англичане действительно бежали. Бежали отовсюду, часто французской армии даже не приходилось вступать в бой, Жанна только направляла англичанам письмо с требованием сдастся и … те уходили без боя. Что так напугало английских солдат? Франзузы не стали вдруг превосходить их численностью, не обрели сильного союзника, единственным секретным оружием Карла VII была эта сумасшедшая, эта святая, ведьма Жанна-Дева.
Причем Жанна отнюдь не была блестящим полководцем-стратегом, она не командовала войсками, не владела хитростями ведения войны, не принимала решений. Она даже не сражалась в прямом смысле этого слова – когда позже, на допросе, ей задали вопрос – убивала ли она когда-либо человека? – Жанна ответила: «Нет». Она просто находилась среди солдат, и когда нужно показывалась англичанам – этого было достаточно. Плюс – «средства массовой информации» того времени – слухи, письма, рассказы очевидцев, полубыль-полулегенды – делали свое дело, активно «пиарили» новую «звезду». Именно ее, а даже не воинов-победителей, встречали с цветами толпы простые французских горожан, обезумевших от радости – люди давили друг друга на смерть желая прикоснуться к ней. Ей писали письма, советовались в житейских вопросах, имел место факт, когда купцы Тулузы спрашивали у Жанны как предотвратить порчу монет и бороться с фальшивомонетчиками. Не правда ли, напоминает фанатов современных «супер-звезд»? Только в данном случае фанатами Жанны были все граждане Франции, всех возрастов и сословий.
Интересный факт – не сохранилось ни одного прижизненного изображения Жанны Д,Арк. Существует версия, что она запрещала себя изображать в каком бы то ни было виде, и уничтожались все ее изображения. При этом ликов воинов, полководцев, королей и прочих героев того времени сохранилось масса. Но она ли запрещала свои изображения на самом деле? Или за этим стояло желание ее «руководства» сохранить внешность Жанны в тайне от тех многих, кто собственными глазами ее не видел, дабы при необходимости (мало ли что?) заменить Деву другой такой же Девой – ведь от ее физического присутствия часто зависели исходы битв.
Но порой смерть кумира выгодней, нежели продолжение его деятельности. Главное чтобы наступила она в нужный момент – ни в коем случае не раньше и не позже пика популярности. Города сдавались Жанне, после освобождения Орлеана взят Реймс – издревле город в котором проходили коронации новых правителей, Жанна (!) возлагает корону на голову Карла VII, делая его, таким образом, законным и единственным королем Франции. Хотя Париж еще и находится под властью англичан, уже ни у кого не остается сомнений в скорейшей и полной победе. Казалось бы, Жанна на вершине успеха, что еще может быть лучше? В такой ситуации важно только однажды не проиграть, не позволить усомниться в своем статусе сверхчеловека – одно поражение было бы губительным и для Франции в целом и, что не менее важно, для Карла VII в частности. Этого удалось избежать.
23 Мая 1430 года неподалеку от города Компьень Жанна попадает в плен к бургундцам (противникам Карла VII и сторонникам англичан) . Полгода бургундцы пытались «продать» ее французскому королю, но Карл VII медлил, молчал и ждал – зачем ему платить большие деньги за «упавшую звезду», когда можно бесплатно получить «звезду» мертвую и еще выше вознесенную.
Всем известно, что продажи дисков резко возрастают после гибели исполнителя, Святыми становятся посмертно, а в Христа поверили после его распятия…
Не дождавшись реакции Карла VII, бургундцы продали Жанну анличанам, а те, уже напуганные ее «сверхъестественными силами», немедленно предали ее суду инквизиции. Суд над Жанной Д,Арк был политическим процессом, задуманным англичанами в качестве средства воздействия на общественное мнение. По замыслу организаторов, Жанна должна была умереть от руки правосудия, как официально осужденная еретичка и колдунья, пытавшаяся с помощью дьявола сокрушить поставленную Богом власть. Только смерть по приговору церковного суда могла опорочить ее успехи – и, прежде всего коронацию, Карла VII. Но Карла VII это не пугало. Как прозорливый «шоумен» и просто умный человек он понимал – сложившаяся ситуация работает на него, после мученической смерти его «протеже» станет Святой (пусть не официально, но общенародно точно) а он – королем принявшим власть от прямой посланницы Бога. За такого короля пойдут умирать и еще большим усердием. Именно поэтому Карл VII даже не пытался спасти Жанну.
Изнурительные допросы, продолжавшиеся еще около полугода, и угрозы страшных пыток и костра чуть было не испортили все дело. Жанна отреклась, фактически признав себя невменяемой и не ведавшей что творившей, в обмен на жизнь. Но на какую жизнь? – на пожизненное заключение в крохотной камере на воде и хлебе (средневековая тюрьма немного отличалась от теперешних аналогов). На этом история Святой Жанны могла закончиться, а война вполне могла стать уже не Столетней, а Двухсотлетней, например. И вот тут произошло уникальное событие – возможно впервые за свою короткую жизнь (Жанне было около 19 лет) она проявила истинный героизм, не предусмотренный сценарием. Теперь не кем не ведомая, одинокая и всеми брошенная Жанна берет свои слова назад и заявляет, что все совершенное ей совершалось в здравом уме, твердой памяти, и никто ее к этому (браться за оружие, одеваться в мужскую одежду и воевать наравне с мужчинами) не вынуждал. Жанна Д,Арк осознанно идет на самоубийство. Мог ли Карл VII предвидеть это? Возможно, зная Жанну лично, давно заметив в ней «звезду» по призванию, зная ее страсть к публичности – мог.
30 Мая 1431 года на площади Старого Рынка в Руане в 8 часов утра Жанна Д,Арк была сожжена на костре. В четыре часа по полудни костер догорел. Пепел и кости бросили в Сену.
Проект Карла VII полностью оправдал себя. Французы шли в бой с именем Жанны на устах, точно зная – по предсказанию Францию должна была спасти Дева, и она ее уже спасла, осталось лишь убрать лишний сор из своей страны. Франция продолжала борьбу. И хотя эта борьба была еще долгой и потребовала огромных усилий, ее исход был предрешен. В 1453 году Столетняя война окончилась победой Франции. Оправдались слова Жанны: «Враги будут изгнаны с французской земли, кроме тех, кто найдет в этой земле могилу». Были ли эти слова ее личным убеждением или они были вложены в ее уста Карлом VII, или кем бы то ни было другим, для французского народа это не имело значения на протяжении пяти столетий. С ее именем шли в бой и во времена Французской Революции, и во времена Второй Мировой… Франция обрела свою величайшую «звезду», свой главный и самый растиражированный символ, свою покровительницу на века.

Так кем же была эта самая Жанна Д,Арк? Почти всю свою жизнь – семнадцать лет – она была никому не известной дочерью крестьянина. С множеством братьев и сестер. Сбежавшей невестой – Жанна дала обещание одному крестьянскому парню выйти за него за муж, а прямо перед свадьбой передумала, сбежала, за это ее даже привлекали к суду, но Жанна умудрилась оправдаться, говоря, что ничего не обещала и в любви не клялась. И вскоре навсегда исчезла из родной деревни. Потом, во время расследования ее «преступлений», соседи Жанны скажут: «она была такая, как все».
Один год – всего один год – она была прославленной на всю Европу Жанной-Девой, спасительницей Франции, величайшей «звездой» своего времени. Ее соратники потом скажут: «..как если бы она была великим завоевателем, проведшем на войне двадцать или тридцать лет».
И еще один год – целый год – она была военнопленной, подсудимой инквизиционного трибунала. Ее судьи потом скажут: «великий ученый – и тот с трудом бы ответил на вопросы, которые ей задавали».
Пять с лишним столетий она оставалась воплощение французского народа. Кто ее сделал таковой? Карл VII, собственный характер, народ, или Господь Бог – ответ на этот вопрос зависит от широты взгляда. Одно можно сказать с уверенностью: Жанна Д,Арк была необходима для физического существования французов как нации. «Звезд» делают, чтоб они кому-то светили, а цели могут быть разными, но если «звезда» не светит никому – это не «звезда».
 


Рецензии
Браво! Одна из самых интересных статей, встреченных мною на этом сайте. У вас очень оригинальный взгляд на эту проблему. Всему я однако не поверил, постараюсь прочитать какие-нибудь другие ваши работы.

Иван Азаров   04.12.2006 18:05     Заявить о нарушении
Спасибо!
Надеюсь скоро вылажу другие работы.

Анна Куликова   05.12.2006 11:01   Заявить о нарушении