Арабы-христиане

Арабами-христианами принято называть уроженцев арабских стран, не зависимо от их этнического происхождения, которые исповедуют христианство.
Это потомки народов, проживавших на Ближнем Востоке до завоевания этого региона арабами и сохранившие свою религиозную принадлежность. Исключением из этого правила являются арабы-христиане, проживающие в Израиле и Палестине. Они являются потомками населения Иерусалимского королевства, созданного крестоносцами. Арабы-христиане в значительной степени утратили своё оригинальное национальное самосознание (за исключением коптов) и считают себя арабам. Все арабы-христиане утратили так же свои языки и говорят на различных диалектах арабского языка. Впрочем, копты в данном случае так же в какой-то степени являются исключением, так как богослужение у них ведётся на коптском языке.
28 христианских конфессий и представляют интересы около 15 миллионов христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Впрочем, эти данные устаревшие, в настоящее численность арабов-христиан, живущих в арабских странах, постоянно уменьшается, а их численность в США, Канаде, Австралии и странах Западной Европы (Франция, Великобритания) стремительно растёт. В частности в США проживает около 4 миллионов выходцев из арабских стран, и подавляющее большинство из них — это арабы-христиане. Существуют так же крупные общины арабов-христиан в странах Латинской Америки. Прежде всего, это конечно Аргентина, где проживает, по разным оценкам, от полумиллиона до миллиона арабов-христиан. Также общины арабов-христиан имеются в Бразилии, Уругвае и Венесуэле и в некоторых странах Африки (в частности в Нигерии).
Крупнейшая община арабов-христиан — это проживающие в Египте копты (5-6 миллионов человек). Ещё в 70-х годах ХХ века арабы-христиане (речь идёт о маронитах) составляли большинство населения Ливана. В настоящее время их численность не превышает миллиона человек. Значительная община арабов-христиан проживает в Сирии, есть они и в Израиле, и в Палестине, и в Иордании. В Ираке, по данным на 1990 год проживал 1 миллион христиан. В настоящее время (2005 год) — чуть более полумиллиона.
Причин стремительного уменьшения доли христианского населения в арабских странах две. Первая из них — это значительно более низкая рождаемость в среде европеизированных арабов-христиан по сравнению с их мусульманскими соотечественниками. В частности, из Израиля никогда не было сколько-нибудь заметной эмиграции арабов-христиан, но, тем не менее, их доля в численности арабского населения страны быстро сокращается. К моменту возникновения государства Израиль пропорция христиан и мусульман среди арабского населения этой страны составляла один к четырём. В настоящее время арабы-христиане составляют около 13 % арабского населения Израиля — это около 120 тысяч человек. Если мы обратим свой взор на Палестину, где к разнице в уровне рождаемости присоединяется и массовая эмиграция арабов-христиан, то цифры будут ещё более внушительными. В секторе Газа и на Западном Берегу реки Иордан число христиан уменьшилось за 50 лет с 22 процентов от общего населения палестинцев до 2 процентов и продолжает таять. Если до мирных соглашений 1993 года, передавших Вифлеем под власть Палестинской автономии, арабы-христиане составляли в Вифлееме большинство, то сегодня их — менее трети жителей. В 1999 году, до интифады Аль-Акса, консульство США в Восточном Иерусалиме выдало 668 иммиграционных виз, в 2000-м — почти в два раза больше — 1089. Подавляющее большинство отъезжающих — арабы-христиане.
В арабском мире (в русскоязычных источниках часто пользуются термином «арабская нация») принято считать, что любой человек, для которого родным является арабский язык, не зависимо от его религиозной или этнической принадлежности, является арабом. И соответственно, все граждане арабских стран, не зависимо от происхождения и вероисповедания, считали себя арабами. Первый удар по такой концепции понятия «Арабы» был нанесён в пятидесятые годы ХХ века. Проживающие в арабских странах евреи, считавшие себя арабами иудейского вероисповедания, самым активным образом участвовали в арабском национально-освободительном движении.
Но, после получения арабскими странами долгожданной независимости, неожиданно выяснилось, что евреи, не смотря на то, что родным для них был арабский язык, арабами, никоим образом, не являются. И даже более того, в массе своей являются агентами американского империализма. В результате евреям, проживающих в арабских странах, пришлось стремительно покинуть страны своего исторического проживания и искать спасения в Израиле или Франции. В настоящее время аналогичный феномен произошёл с арабами-христианами. В арабских странах, на фоне подъёма экстремистских мусульманских настроений, преобладающим стало мнение, что арабы-христиане не являются «подлинными» арабами и, более того, в обострившемся культурном конфликте с европейской цивилизацией, которая в арабском мире ассоциируется с христианской религией, стоят на стороне европейской цивилизации в противовес цивилизации мусульманской. А потому проживающие в арабских странах христиане являются враждебными арабскому миру, и с ними следует бороться. В результате арабы-христиане, почувствовавшие себя чужеродным элементов в странах своего исторического проживания, стараются эмигрировать в страны, которые принято ассоциировать с европейской цивилизацией.


Рецензии