Ян колтунов. комментарии к статье м. и. руденко кто автор космич

Ян Колтунов. Комментарии к статье М.И. Руденко "Кто автор космической программы СССР?". Часть 1-2.

Я уже в детстве (родился 3.03.1927 г.)заинтересовался ракетными двигателями и полётами в космос с помощью ракет после того как услышал выступление К.Э. Циолковского по радио 1932 г., а также ещё в Краснодаре, где сосед наших родных Баев делал пороховые ракеты и запускал их по вечерам, привлекая внимание нас - детей, а также подростков и взрослых, тем более что некоторые повидали популярный тогда научно-фантастический фильм. Сосед допускал меня сначала к привязыванию хвостового стабилизатора к готовой ракете, а потом помог осуществить моё предложение запустить из рогатки камышовую ракету с картонной оболочкой для ракетного двигателя, обвязанной нитками во много слоев и проклеенной. С помощью соседа и ребят мы запускали такую ракету в сторону Луны на выгоне, никогда не находили ракеты после пуска.В 1936 г. наблюдали солнечное затмение. Это хранит детская память. Позже в школе мне довелось прочитать книги К.Э. Циолковского, Жюль-Верна, Макса Валье, Е Зенгера, Ф.А. Цандера, Г.А. Лангемака и В.П. Глушко, С.П. Королёва, М.К. Тихонравова, Мориса Руа, А. Джорданова, Келлермана, Н.А. Рынина, Я.И. Перельмана, труды Всесоюзной конференции по изучению стратосферы 1934 г., книги «Самолёт У-2», «Самолёт Р-5», "Ваши крылья" и другие. Довелось заниматься в авиамодельном и ракетных кружках, в астрономическом и астрофизическом кружках Московского Планетария. Прочитал несколько лекций с использованием аппарата Планетария. Довелось окончить планерную, снайперскую, парашютную, авто-мото- школы, летать на планерах и позже на аэростатах. После окончания планерной и снайперской школ в 1941 г. дважды подавал добровольцем на фронт, но мне было отказано - по возрасту.
С целью участвовать в дальнейшем в подготовке и осуществлении ракетных и космических полётов, я составил свой план на жизнь, поступил после возвращения в Москву из снайперской школы в Московский Авиационный техникум, затем в 1942 г. - на подготовительные курсы в Московский Авиационный Институт (МАИ), 15-ти лет от роду успешно их окончил и в 1942 году был принят в МАИ на факультет авиационного моторостроения. Уже на первом курсе МАИ участвовал в создании и работе кружка ракетных двигателей. Работал без отрыва от учёбы в МАИ: с 1943 до 1945 г. на кафедре физики и в спектральной лаборатории МАИ по выполнению заказов оборонной промышленности, в 1945 г. - начальником астрономического пункта Московского Планетария, в 1945 - 1946 гг.- конструктором на авиазаводах С.А. Лавочкина (№ 392 НКАП и №301 МАП). Пользовался свободным расписанием, занимался в основном самостоятельно, экзамены обычно сдавал досрочно. После работы обычно занимался в научном зале библиотеки им. В.И. Ленина допоздна, затем дома - ещё несколько часов. В 1943 г. разработал проект Устава и Программы общества космонавтов с программой (1-ый вариант) изучения и освоения стратосферы и космоса с помощью ракет. Профессорами, докторами физико-математических наук К.Л. Баевым и М.Е. Набоковым был рекомендован в Московское (МОВАГО) и Всесоюзное Астрономо-Геодезическое общество (ВАГО). Участвовал в экспедиции ВАГО, МОВАГО в район полного солнечного затмения 9 июля 1945 года. В 1943-1944 гг. организовал при Авиамоторном научном обществе (АМТО) на моторостроительном факультете МАИ Секцию подготовки ракетных и космических полётов, которая называлась также Стратосферной Секцией. Секция АМТО в 1945 г. переросла в межфакультетскую Секцию Авиационного научно-технического общества студентов (АНТОС) МАИ, а в 1946 г. в межфакультетское (единственное в МАИ) Отделение подготовки и технического осуществления ракетных и космических полётов (Стратосферное Отделение) АНТОС МАИ, самое крупное и деятельное в АНТОС в 1945 -1948 гг. В этот период мною был опубликован в многотиражной газете МАИ "Пропеллер" ряд статей, в том числе статьи: "Солнечное затмение", "Полёт на аэростате", "Организация секции по изучению стратосферы" (1945 г.), "Путь в космос", "Бригада энтузиастов", "О совместной работе винтового и теплового реактивных движителей" (1946 г.), "Оказать студентам помощь, ведущим научно-исследовательскую работу" (1947 г.). С 1943 г. мы выпускали по моему предложению красочно оформленную увлекательно написанную научно-техническую газету «Освоить стратосферу», а с 1944 г. газету «Путь в космос», а также научно-информационный бюллетень и сборник «Путь в космос» научных и реферативных работ членов Секции и Отделения по ракетной технике, реактивной авиации, высотным и космическим ракетам и самолётам, траекториям и технике космических полётов, физике атмосферы, атомной и ядерной физике, спектральному анализу, жидкостным и твёрдотопливным химическим, атомным и ядерным ракетным двигателям, баллистическим расчётам, радиолокации, авиационной медицине и космической медицине и др. (Первые несколько номеров их писал, печатал, оформлял я, позже по моему предложению к этому подключились и другие энтузиасты). В газеты и сборники помещались списки рекомендуемой литературы, а также разработанные мною перечни возможных научно-исследовательских работ по отмеченным направлениям и, кроме того, рекомендуемые инициативные темы курсовых и дипломных работ. Читателями наших газет в главном корпусе МАИ - у зала "А"(газеты выпускались длиной до 15 м.) многие студенты и преподаватели всех факультетов МАИ.
С 1944 г. по моему предложению и докладу в ВАГО/МОВАГО были организованы и работали Студенческий Общемосковский Координационный Совет подготовки технического осуществления ракетных и космических полётов, межвузовская Специальная Конструкторская Бригада (СКБ) и лётно-исследовательская группа (ЛИГ) при АНТОС МАИ, в них приняли участие более 300 активных студентов – энтузиастов. Мне довелось быть председателем Совета Стратосферной Секции и Отделения, Координационного Совета, начальником СКБ и ЛИГ АНТОС МАИ, удалось провести расчёты и разработать несколько вариантов конструкций высотных и космических ракет и ионосферных самолётов. Довелось мне и моим товарищам в период учёбы в МАИ пройти специальную тренировку к высотным полётам под руководством известного руководителя тренировок стратонавтов и парашютистов – высотников полковника медицинской службы В.В. Стрельцова, летать на аэростате Центральной Аэрологической Обсерватории ЦАО ГУГМС, окончить парашютную школу. В 1944 – 1945 гг. мной были написаны и посланы Предложения о воссоздании Стратосферной Комиссии Академии наук СССР, о развитии работ по изучению стратосферы и космоса и ракетной техники в Президиум Академии наук (АН) СССР, ЦК ВКП(б), Главное артиллерийское управление, в 1945-1947 гг. - в Президиум Центрального Совета Осоавиахима, ЦК ВЛКСМ, в ГУГМС и другие. Предложения в АН СССР, кроме меня, подписали также крупные учёные (директор Пулковской обсерватории академик А.А.Михайлов, профессор МАИ А.В. Квасников, А.А. Космодемьянский и др., а также члены координационного Совета и руководители студенческих коллективов энтузиастов из МАИ, МВТУ, МГУ и др. В Московском Планетарии на подготовленном нами посвящённом 10-тилетию со дня кончины К.Э. Циолковского памятном общем собрании 22.09.1945 г. около 300 человек энтузиастов ракетной техники, космических полётов из институтов и авиационных заводов, мной был сделан программный доклад «К.Э. Циолковский и будущее», где была приведена и одобрена участниками собрания, предложенная мной Программа – минимум и Программа – максимум изучения и освоения космоса. В 1943-1948 гг. в период обучения в МАИ мне довелось организовать встречи и обсуждать вопросы подготовки ракетных и космических полётов с руководителями отмеченных выше организаций, в частности с А.А. Михайловым, С.И. Вавиловым, Л.А. Орбели, И.В. Курчатовым, Б.Н. Юрьевым, И.Е. Таммом, Г.А. Тиховым, И.П. Бардиным, А.Ф.Иоффе, В.В. Стрельцовым, М.К. Тихонравовым, С.П. Королёвым, Ю.А. Победоносцевым, Б.Р. Пастуховским, М.Ф. Широковым, А.В. Квасниковым, Г.А.Варшавским, А.П. Ваничевым, М.В. Мельниковым, Ф.Г. Ветровым, П.И. Ивановым, Б.Н. Юрьевым, Н.Д. Папалекси, Г.А. Тиховым и др. В 1946 г. по рекомендации М.К. Тихонравова и П.И. Иванова довелось участвовать в лётных испытаниях на КАПе (Краснознамённый артиллерийский полигон) под Ленинградом и расчётах первой отечественной многоступенчатой высотной ракеты на твёрдом топливе. Вместе с группой участников СКБ, ЛИГ и Совета Стратосферного отделения АНТОС МАИ. В 1946-1947 гг. мне удалось организовать и пройти по рекомендации Ю.А. Победоносцева и М.К. Тихонравова специальную практику по подготовленной мною программе на ракетных предприятиях и в научно-исследовательских организациях по отечественной и трофейной ракетной технике и радиолокации. Провести специальные научные конференции в МАИ, МГУ и в др. организациях, а также на авиационных заводах, сделать в период обучения в МАИ более 50 – ти докладов по этой тематике, организовать представление ракетной тематики в курсовых и дипломных проектах. В 1947-1948 гг. довелось добиться утверждения новой для МАИ темы и выполнить дипломный проект составной ракеты с высотой подъёма 500 км с полезным грузом 500 кг, разработать методики баллистического проектирования одиночных и составных ракет с различными системами подачи компонентов топлива, обосновать представления о перекатывающейся (вздымающейся днём и опадающей ночью) атмосфере (аэросфере) и провести расчёты по определению параметров дневной и ночной атмосферы Земли до высоты 3000 км, обосновать состав и характеристики научной аппаратуры высотных ракет, рассчитать и построить оптимальные баллистические характеристики высотных ракет с высотой подъёма 250, 500, 750 и 1000 км, провести комплексные расчёты тепловых и газодинамических процессов, расчёты аэродинамики, теплообмена, разработать конструкции ракеты и пусковой установки. Руководителем проекта был заместитель С.П. Королёва М.В. Мельников, рецензентами – М.К. Тихонравов и заведующий кафедрой физики МАИ профессор, доктор физико-математических наук М.Ф. Широков. Они в своих отзывах отметили новизну, инициативность, оригинальность, самостоятельность, практическую высокую значимость полученных мною при дипломном проектировании научно-технических и конструкторских разработок. Государственной Экзаменационной Комиссией я и материалы моего дипломного проекта были рекомендованы и были затребованы для использования в научно-исследовательских организациях. Я был приглашён М.К. Тихонравовым, - уже в период подготовки и выполнения мною курсовых работ (рассмотрение и оценка немецких проектов ракет «Вассерфаль», «Рейнтохтер», V-2, "Рейнботе", "Тайфун", А-9) и дипломной работы, - для участия вместе с рекомендованными мною представителями актива Стратосферной Секции и Отделения АНТОС МАИ в создаваемой им в 1947-1949 гг. специальной группе молодых инженеров - энтузиастов ракетной техники и космонавитки в исследовательских работах по обоснованию ракетных пакетов и искусственных спутников Земли, ракетных и стартовых комплексов и полигонов для испытаний ракет-носителей. Я стал работать с января 1948 г. непосредитвенно по заданиям М.К. Тихонравова в НИИ-4 Академии Артиллерийских наук, где М.К. Тихонравов был утверждён заместителем начальника по специальности ракеты на жидком топливе и жидкие топлива для ракетных двигателей.

По своей инициативе, поддержанной М.К. Тихонравовым, мне довелось разработать в период с 1948 по 1956 год несколько комплексных предложений, в частности: «Предложения о возможности и необходимости создания Искусственных Спутников Земли», 1951-1952 гг., «Предложения о Программе, тематике, структурном составе, специалистах, обеспечении, финансировании Института ракетного транспорта и освоения космоса» 1955-1956 гг.», «Предложения о развитии мирных направлений ракетной техники» 1955-1956 гг. и др. Довелось впервые экспериментально на созданных мною уникальных экспериментальных автоматизированных установках исследовать и на этой основеразработать методы расчёта и определения параметров волновой структуры моделирующих холодных и высоконагретых натурных одиночных и составных нерасчётных (с давлением на срезе сопел, не равным атмосферному) сверхзвуковых газовых струй ракетных двигателей на огневых испытательных стендах и при пусках ракет. Обосновать с использованием теории подобия и метода размерностей безразмерные критерии и способы выбора характеристик пусковых установок для ракет различных типов и назначения. Довелось разработать методы и провести расчёты по динамике старта одиночных и составных ракет, показать возможность правильного и безопасного пуска ракетных пакетов с многосопловыми ракетными двигателями. Довелось участвовать в лётных испытаниях ракет-носителей 17 типов при 150 пусках в составе боевых расчётов с 30 стартовых площадок трёх полигонов, руководить при этом комплексами наземных стартовых измерений. Довелось выполнить, быть научным руководителем и ответственным исполнителем ряда комплексных научно-исследовательских работ с участием многих организаций. По заключению организаций промышленности, полигонов и войсковых частей полученные за счёт реализации моих научных работ и изобретений получена значительная экономия средств (по заключению 1994 г. академика РАН Б.В. Раушенбаха не менее 1 млрд. руб.). Получил звание и почётный знак «Лучший изобретатель Московской области», звание лауреата десятков конкурсов на лучшие изобретения отрасли и Мособлсовета ВОИР. Был кандидатом в космонавты от головной организации Министерства Обороны по ракетной технике.
 Довелось творчески работать в стартовом составе легендарной Группы М.К. Тихонравова в 1948-1956 гг. и позже над обоснованием, научно-техническими, проектно-конструкторскими и организационными проблемами, научно-техническим сопровождением и практическим осуществлением создания первых в Мире межконтинентальных ракет-носителей, ракетных пакетов, искусственных спутников Земли, ракетно-космического щита СССР, России, СНГ. При этом довелось быть руководителем и ответственным исполнителем разделов НИР по обоснованию тактико-технических требований и практическому использованию стартовых и ракетных комплексов, ракетных испытательных полигонов, решению проблем и созданию новых областей науки, в том числе динамики и газодинамики старта, экспериментального исследования волновой структуры, моделирования и расчёта сверхзвуковых высоконагретых газовых струй одиночных и многосопловых ракетных двигателей, обоснованием пусковых устройств и элементов наземного оборудования для ракет. Довелось быть инициатором и руководителем разработок методик и аппаратуры, а также научно-техническим руководителем и ответственным исполнителем использования систем наземных стартовых измерений и специальных испытаний в боевых расчётах при 150 пусках ракет-носителей 17 типов с десятков стартовых комплексов и стартовых площадок четырёх ракетных испытательных полигонов. Довелось обосновать и разработать безразмерные критерии подобия и провести сравнение всех основных существующих и разрабатываемых отечественных и зарубежных ракетных и стартовых комплексов и полигонов. Довелось непосредственно заниматься обоснованием, разработкой и анализом перспектив и рекомендаций по развитию и обеспечению новых направлений ракетно-космической науки и техники и связанных с ними отраслей знаний и народного хозяйства. Довелось разрабатывать программы изучения и освоения космоса с 1943 г., программы обоснования и создания ракетных пакетов, искусственных спутников Земли, программы последующих комплексных исследований и проектно-конструкторских разработок, систем испытаний и отработки стартовых и ракетных комплексов и ракетно-испытательных полигонов, участвовать в подготовке и проведении различных этапов лётных испытаний ракет, в испытаниях объектов наземного оборудования и т.д., в работе различных комиссий, составлении заключений на проекты промышленности, на комплексные предложения, по заявкам на изобретения и открытия. Довелось проводить патентный поиск, систематизировать и анализировать отечественную и зарубежную патентную документацию на предмет выявления и отбора перспективных технических решений, разработки соответствующих рекомендаций для промышленности, проверки патентной чистоты собственных разработок – изобретений и открытий, а также разработок других авторов. Довелось участвовать и быть лауреатом десятков отраслевых и Мособлсовета ВОИР конкурсов на лучшие изобретения, участником межотраслевых выставок лучших изобретений, быть председателем совета ВОИР и заместителем начальника общественного патентного бюро, разработать эффективную методику сравнения изобретательской и рационализаторской работы творческих коллективов и подразделений, головной научно-исследовательской организации отрасли Министерства обороны, добиться присуждения этой организации в течение 6 лет 1-2 мест по стране в межотраслевых смотрах по достижениям в области изобретательского и рационализаторского творчества.
Большинство из моих 46 изобретений, на которые получены мною авторские свидетельства, признаны пионерскими, т.е. не имеющими прототипов, имеющими наибольшую ценность, являющимися по-существу родоначальниками, базовыми изобретениями, являющимися базовыми для создания и развития новых областей науки и техники. Реализация даже пока отмеченной части моих научных разработок и изобретений позволила получить по заключениям отраслевых головных организаций и ведущих специалистов значительную экономию средств, - многие миллиарды рублей, сократить стоимость и сроки создания объектов большой государственной важности.
Вот, что довелось вспомнить в связи с прочтением статьи М.И. Руденко: ««И судьбы не желаю иной...». Кто автор космической программы СССР?»
Более детальные сведения об истоках начала космической эры и эры КСП, ВДКС в рассматриваемый период можно получить в материалах моего сайта: www.koltunov.ru .
Счастья Вам, Земляне!

Участник стартового - начального состава Группы М.К. Тихонравова, действительный член Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского

Ян Иванович Колтунов


Рецензии