Мой Калигула

 "Этот мир, такой, как он есть, невыносим. Следовательно, мне
 нужна луна, или счастье, или бессмертие, что угодно, пусть
 даже безумие - но не от мира сего."

 «Калигула» Альбер Камю.


Желание невозможного. Как это природно, как человечно, и какая это трагедия для того, кто осознает это желание в себе. Как только ты перестаешь быть довольным этим миром, таким, какой он есть, и собой в этом мире, таким, каким ты есть, перестаешь чувствовать себя счастливым….вернее, начинаешь практически постоянно чувствовать себя несчастным. С мира как бы спадает праздничная карнавальная мишура и ты начинаешь видеть ёго уродливую рожу испоганенную жуткими гнойными прыщами, с нервно перекошенной губой и насмешливыми жестокими глазами. И вглядываясь в эти глаза, ты понимаешь всё еще отчетливее. И тогда ты, пытаешься скорее найти эту сброшенную миром маску и натянуть ёё обратно, чтобы не видеть этого уродливого облика, забыть его, и снова и снова глядеть на карнавальную привычную мишуру - быть ее довольным. Но даже это уже не получается. Гипноз снят, а разгипнотизированный мир такой нелепый и бессмысленный, страшно самодоволен и уверен в себе. «В жизни как обычно нет гармонии» - эта цитата из какой-то старой песни и самое страшное в этой фразе это слово «как обычно» и то смирение, с которым эту данность принимают как аксиому.
Но зачем же тогда был создан этот мир, если в нем нет, и не будет никогда гармонии? А что собственно гармония в жизни для отдельно взятого человека? Это гармония с самим собой, и с окружающим миром. Это когда, как это ни банально, наши желания совпадают с нашими возможностями. НО разве это возможно для того, кто желает невозможного? (пардон за тавтологию)
…Желает невозможного. Желание овладеть луной. А луна - есть то невозможное, для отдельно взятого человека в окружающей его действительности. И «луной» может оказаться как пачка сигарет так и машина времени. Но самое страшное когда «луна» не далеко-далеко в звездном небе, а гораздо ближе?(дальше!) - где-то в глубине самого себя. И если луну на небе моно хотя бы видеть пусть ночью, но видеть, то для того, чтобы увидеть луну в себе нужно ёё вытащить наружу, а часто именно это и оказывается невозможным и непостижимым. И даже если ты вытащишь на поверхность свою луну, внимательно ёё разгладишь и поймешь наконец, что твоя луна - это смелость бросить нелюбимого мужа или мечта написать исторический роман, то легче не станет, потому что ты хоть ты и заглянул в лицо своей луне от этого она не стала более реальной и менее невозможной. И в этот момент так остро ощущаешь несвободу, так остро понимаешь, что ты не в силах выбирать даже самого себя (а нам рассказывают о какой-то политической или рыночной свободе выбора), и еще острее чувствуешь себя товаром, который изготовила определенная социальная среда вложив в тебя строго определенные свойства и функции и направив тебя удовлетворять потребности определенной целевой аудитории. И тебя изначально лишили твоей луны – смелости бросить нелюбимого мужа, дав тебе чувство долга и благодарности или твоей луны-мечты написать исторический роман, забыв дать тебе дар художественного слова. И зачем тебе все страдания этого мира, все униженные и оскорбленные, если ты понимаешь, что именно ты самый обездоленный человек в этом мире, но при этом, только возжелав свою луну, необыкновенно остро понимаешь, как несправедлив этот мир, как несвободны и несчастны люди. И ты понимаешь, что лишился своей единственной опоры - связи между собой и проживаемой жизнью, ты чувствуешь, что между твоей жизнью и тобой образовался страшный разлад, прошлое, настоящее, будущее - все приобретает иллюзорный характер. Мир теряет свои привычные ориентиры, ты перестаешь различать ложь и правду, потому что понимаешь, правды не существует – весь мир притворяется, и вся наша жизнь поистине ИГРА, бездарная игра.


Рецензии