Дух романа Свободен ибо Жив!
Ты не спрашивай когда
Наши планы зацветут.
И не я, и не ты,
Только дети их найдут!
Жизни линия моя -
Не война, и не кино.
А вокзал и мосты
Все захвачено давно!
С.Вакарчук
Пульсация жизни романа Пастернака «Доктор Живаго» участилась, обновленная новой кровью, и сердце забилось с новой силой. «Усильем Воскресенья» А.Прошкин подарил Новую Жизнь Доктору Живаго.
Смерти нет. У шедевров искусства тем более. А роман «Доктор Живаго» наделен способностью пробуждать к жизни. Он пробудил американских и английских кинематографистов, которые, поддавшись магии романа, предприняли попытки посредством экранизации воскресить его героев для миллионов зрителей во всем мире. Наконец, ДЖ решился пробудить своих соплеменников. Помочь ему в этом взялись создатели первой российской экранизации романа Пастернака. Хотя, экранизацией кинороман ДЖ никто не называет – гриф «По мотивам», стал основным яблоком раздора среди почитателей романа…Сохранены ли мотивы?
…Душа романа – как её определить, как пощупать? Это так же невозможно, как пощупать человеческую душу. Но ёё чувствуешь, а душу романа Пастернака чувствуешь так, что ощущения становятся почти физическими. Душа романа материализуется в душе читателя, прорастает в ней – и начинаешь ощущать запахи, звуки, видеть интерьеры и пейзажи, дышать воздухом его героев, чувствовать тепло их кожи. У читателя появляются собственные, глубоко-личные впечатления, как от пережитого. Могут ли полностью совпасть впечатления даже на одни и те же события у разных людей? Нет. Могут ли два разных читателя одинаково почувствовать душу романа? Нет. Поэтому как бы роман не экранизировали –«по мотивам» или по букве текста Пастернака – все равно это будут чужие впечатления и чужая «душа» романа. Сохранять душу романа не имеет смысла.
А вот сохранить его «дух» возможно и для этого вовсе не обязательно следовать тексту романа слово в слово. В данном случае, это и ненужно.
Духом романа ДЖ является его главный персонаж Юрий Андреевич Живаго.
Это, пожалуй, одно из немногих произведений мировой литературы, где главный герой не просто сердце произведения, а его дух. А дух нельзя убить. Он – вечно живой и всегда возрождающийся. Всегда немного «НАД».
Над событиями романа, над всеми остальными ее героями, и даже немного НАД самим романом. Такой Живаго – дух романа Пастернака. Такой ли Доктор Живаго в фильме? Да. Передал ли он «дух» романа. Да и еще раз да!
И для этого создатели сделали все максимально возможное: сценарист (Арабов) вложивший главные слова в уста ЮЖ – о вине и беде, о ответственности за грехи отцов и многое другое; актер (Меньшиков) сыгравший ЮА действительно НАД; и, конечно же, режиссер, который дух романа увидел, осязал, и облек в форму.
И Живаго Жив, и роман жив, и пусть даже Юрий Андреевич в конце романа « в гроб сойдет», но мы-то точно знаем, что «в третий день восстанет».
Свидетельство о публикации №206120800029