детское издеватеьство над преступлением и наказанием
По роману Фёдора Михайловича Достоевского
“Преступление и наказание”
Сцена первая.
На сцене кресло, в котором сидит старушка. Включается свет, звучит звонок.
Старушка. Видать, не опаздывает мой родненький.
Подходит к двери.
Старушка. Кто?
Голос. Сантехник.
Старушка. Тьфу ты. Не нуждаемся.
Отходит, стук в дверь.
Старушка. (ехидно)Вот и он. Кто?
Голос 2. Налоговая.
Старушка. (топает ногой) Что за… Я заплатила.
Голос 2. Окей.
Отходит от двери, снова стук. Нервный такой стук, тихий.
Старушка. Это он, точно.
Открывается дверь, входит Раскольников. Он держит в руке топор, а на голове смешной, потёртый цилиндр. Раскольников тяжело дышит и постоянно дёргает свободной рукой.
Старушка. (добрым, но ехидным голосом)Что это ты так поздно? Проспал видать?
Раскольников (после небольшой паузы тихим, нервным голосом). Да. Немного, немного…
Старушка. Прилёг и уснул, нам это знакомо. А ты вот и топор с собой захватил, да?
Раскольникова всего передёргивает от слова “топор”. Он ничего не отвечает и прячет топор за спиной.
Старушка (улыбаясь): Аж ты колоть собрался на ночь-то глядя, или же может(делая акцент а эту часть фразы) прорубить , что собрался?
Раскольников. Да я…
Старушка (в зал). Ох, тяжко мне будет с таким-то дилетантом. (Раскольникову) Родион Романович, а вы мне на прошлой неделе обещали показать одну вещицу…
Раскольников (перебивая): Да-с. Серебряную папиросочницу я вам принёс. (шарит по карманам)(в зал с испуганным выражением лица) Забыл. Ах, как я мог. Да, ох, ох, что за нерасторопность, что за неуклюжесть в моих действиях, ох, что я сейчас сказал, ох, сердце болит. (старушке) Я её, кажется дома оставил, я сбегаю и приду.
Старушка (без энтузиазма, громко): Не надо, никуда бегать. Топор забудешь, так что мы с тобой до утра не управимся. (вздохнув)(в зал) Инициатива снова переходит в мои руки. (Раскольникову) Ой, подушечка на креслице сбилась, пойду и взобью.
Поворачивается спиной и вертит подушку в руках.
Раскольников стоит, смотрит на это.
Старушка. Ох, милок, что-то я к тебе спиной прямо-таки встала. И не вижу ничего, что происходит со мной, что ты делаешь, как ты там.
Раскольников стоит, смотрит.
Старушка (в зал). Как прикажете с такими дилетантами работать? (Раскольникову) Ой, милок, а ты не собирался там воспользоваться кое-чем, а?
Раскольников (глупым голосом): Чем?
Старушка. Моим положением. Я спиной, ты там с топором, находишь связь?
Раскольников (встрепенулся)(в зал): Да, пора бы уже мне остепениться и совершить задуманное. (ссутулился)(глупым голосом) Ой, ох, да что же я говорю. Как же так я могу, да неужели же я опущусь до такого, что сотворю нечто ужасное. (встрепенулся) Задумал, так свершу. Что я тварь, что ли? Нет. Я могу, вершить судьбу (замахивается) таких, как эта (готов опустить топор) маленькая старуха (топор вываливается из рук и падает за спиной)
Старушка (вздыхая)(в зал). Нет, ну, каким образом в наше время, такие вот молодые люди, будут доказывать свои бредовые теории? (играя на Раскольникова) Ой, пробил голову, проломил, кошмар.
Старушка падает в кресло без чувств. Раскольников хватается за голову.
Раскольников (дёргающимся голосом, нервно). Да, как же я. Что я натворил. Неужели убил. Ох, ох, как плохо, ох, как мне не хорошо. Что-то сердце ёкает. Ох, ох, ох…(падает в обморок)
Начинается сон Раскольникова, в котором танцуют разные снежинки и другие мифические существа нашего школьного фольклора.
После танца на сцене уже стоит Заметов. Раскольников поднимается на ноги и тут видит Заметова. Он подпрыгивает и падает вновь.
Заметов. Можно у вас поинтересоваться: а как вас зовут?
Раскольников (в зал). Нет. Совсем я распустился. Застукали, но они не знают меня.
(вскакивает на ноги и показывая пальцем на Заметова нервно кричит) Не пойман не вор, ха-ха.
Убегает. Заметов пожимает плечами и уходит унося с собой кресло.
Сцена вторая.
Ввозится на сцену небольшая кроватка, в которой лежит Раскольников лицом в зал. На переднем плане стоит Разумихин. Он одет в майку и старые джинсы.
Раскольников (просыпается). Похоже последние несколько дней я пролежал в бреду. (видит Разумихина, подскакивает на кроватке) Вот ещё один плод моего больного воображения. Сгинь.
Разумихин (посмотрел на него)(голосом крутого парня). Родя, очухался? Молоток. Только, вот я не бред, а суровая реальность этого бренного мира. (лёгкий смешок) Чё сказал?
Раскольников. Простите, я вас знаю, ох.
Разумихин. Знаешь, брат, знаешь. Мы с тобой учились вместе, пока у тебя деньги водились, а у меня всё было в шоколаде. Но какой-то ботаник стуканул на нас , вот меня и вышибли. Да, за бизнес моих ребят сейчас не жалуют.
Раскольников. А что вы здесь делаете? Это моя квартирка.
Разумихин. Ты хотел сказать: “Клетушка или гроб”. Как в такой коморке можно жить, а?
Раскольников. Вы не ответили на мой вопрос.
Разумихин. Я не понял, ты чего на меня голос повышаешь, а? Я тебя от ментов отмазал.
Раскольников. Что? Я не понял.
Разумихин. Зелёный народ. Тебе повестку прислали, чтобы ты явился к Заметову. А мы сделали так, что ты туда можешь не идти.
Раскольников. Каким образом?
Разумихин. Связи, взятки – всё, как обычно. Не волнуйся, жизнь мы тебе пока спасаем, а ты ничего не должен, по старой дружбе.
Раскольников (серьёзно). Вот я очухаюсь и всё верну.
Разумихин. Хватит мне твоих перемен настроения. Понимаешь, ты вернёшься в нормальное состояние только через 422 страницы мелкого шрифта.
Раскольников (вернувшись в болезненное состояние). Что простите?
Разумихин. Кажется, бред заразен. Ну, да ладно. Понимаешь ли, твоё состояние меня пугает. Ты прибежал сюда, поздно вечером, выкрикивая какие-то бессвязные лозунги о торжестве какой-то теории, чего-то там ещё. Настасья перепугалась, хорошо, что хозяйки не было, а то бы сейчас тебя Заметов навестил.
Раскольников (серьёзно)(в зал). Знал бы этот Разумихин, что мне его Заметов не указ. Вчера я доказал, что могу вершить судьбу этих несчастных людей, которые были рождены, как материал. (болезненное состояние) Как я могу так говорить. Убил человека, топором убил. Как теперь я могу спокойно об этом говорить. Материал… (Разумихину) А вы у меня надолго?
Разумихин. Нет. Я думал отойти сейчас, но обязательно вернусь, это я тебе обещаю. Забегу только на кухню.
Разумихин убегает в кулису противоположную “дверной”.
Раскольников (серьёзно). Если ему рассказать, то он не поймёт. Мою боль и мой триумф никому понять не дано. Они никто, а как хотелось бы, чтобы были ещё такие же сильные личности, как я. Поделиться с ними всем, а потом… Интересно, а можно решать судьбу сильных мира сего? (болезненное состояние) Ох, Ох, голова болит. Как же меня, как же мне плохо. Неужели я могу пойти на такое. Мало того, что решил судьбу одного человека, так сейчас замахиваюсь на новую теорию. Да, как я могу, да что со мной происходит. Ох, ох, ох…(падает в обморок).
Разумихин (входя на сцену). Знаешь, я только сейчас понял, что у тебя кухни-то нет. А ты… Уснул. Ну, спи, спи. Пока мои ребята охраняют твой покой, тебе ничего не грозит, но боюсь, что ты можешь натворить глупостей. Ладно.
Разумихин уходит. Начинается второй бредовый сон Раскольникова.
Сцена третья.
На сцене появляются Дуня и Пульхерия Александровна.
Пульхерия (тихим, кротким голоском, любящей матери). Сына, Родя ты где. (мерзкий крик) Родион! Родя! Мать приехала!
Раскольников подскакивает на кровати. Дочь вздрагивает.
Пульхерия. О, так вот он ты.
Раскольников. Мама, сестра. Я сейчас, кажется, опять впаду в бред.
Дуня. Тебе плохо? Родион, Родя тебе плохо?
Пульхерия. Сын, что с тобой. (ответа нет, мерзкий визг) Почему не отвечаешь? Родион Романович неужели так трудно уделить внимание матери?
Раскольников (серьёзно)(встаёт на кровати). А что вы здесь делаете?
Дуня. Госпожи, почему ты так разговариваешь? Маменька, она же не сможет вынести…
Пульхерия. Я не могу поверить. Столько времени я мечтала увидеть тебя, а получаю, а получаю… Я так не могу.
Раскольников. Вы не можете оставаться у меня. Подумайте, что с вами станется, когда я снова стану бредить.
Пульхерия. А разве ты сейчас не в бреду. Такие вещи говорить своим родственникам.
Раскольников. Я не могу разговаривать с вами, моя боль выше вашего понимания.
Дуня. Да, как же Мы же близкие люди, мы поймём.
Раскольников. НЕТ!
Пульхерия. А Дуня выходит замуж.
Раскольников (после паузы). Как? Дуня, как ты… Что происходит с миром?
Пульхерия. Да, она выходит ха очень состоятельного и влиятельного человека – Лужина Петра Петровича.
Раскольников. Никогда.
Пульхерия. Она выйдет за него. И раз ты хочешь не знать нас и не быть частью нашей жизни, то зачем нам обсуждать с тобой это событие.
Дуня. Маменька. Родя. Хватит.
Раскольников. Зачем ты выходишь за него?
Дуня (замешкавшись). Я люблю его.
Раскольников (болезненно рассмеялся). Любишь. Ха, а что такое любовь. Ей нет места ни в жизни, а значит и в моей теории. Как любовь понимает твой избранник? Неужели он может любить по-настоящему, как ты. Только вот и ты его не любишь.
Дуня. Как же.
Раскольников. Так. Он не любит тебя, а ты выходишь ради нас. Самопожертвование. А кому оно нужно! Выметайтесь!
Пульхерия (визжит). Молчать! Вот видишь, Дуня, что бывает, когда мать не живёт с ребёнком.
Дуня. Маменька, вы не будете жить с нами, когда я выйду замуж.
Раскольников. Выметайтесь!
Пульхерия и Дуня уходят.
Сцена четвёртая
Раскольников ходит по комнате.
Раскольников (серьёзно). Самопожертвование. Любовь. Нет, эти понятия не знакомы мне… (болезненно) твари дрожащей. Да, оох, тварь я и ничего больше. Убил старушку, выгнал родных, а теперь говорю, что во мне нет никаких чувств, на которых мир строится. Я должен доказать себе не то, что я могу вершить чужие судьбы, а то что во мне есть чувства. (он садится на колени и начинает биться головой об пол) Тварь, тварь, тварь…
Вбегает Сонечка.
Раскольников. Тварь (оборачивается) Ангел. Ты за мной?
Сонечка. Нет, простите, я не знаю, почему я прибежала к вам. Дом показался мне знакомым, мне нужно было укрыться от дождя, вот я и подумала, что здесь живёт знакомый.
Раскольников. Нет, мы с вами не знакомы, но от дождя я вам помогу укрыться.
Сонечка. Не стоит. Я вам чужой человек.
Раскольников. Напротив. Я никогда себя не чувствовал так хорошо, как рядом с вами.
Сонечка. Что?
Раскольников (жестокая серьёзность)(в зал). Она материал, как я могу так с ней говорить, что в ней такого. Девушка и девушка, но (нормальная речь) такая беспомощная, жалкая. (Сонечке) Простите меня, если я наговорю глупостей, просто последнее время мне не здоровится.
Сонечка. Вы больны?
Раскольников. Страшно болен…(злая серьёзность) Нет. Никогда мне не было так хорошо, как сейчас.
Сонечка. Вы меня боитесь?
Раскольников. Как я могу вас бояться? (в зал) или могу? Может, я её и вправду боюсь?
Сонечка. У вас очень болезненный вид.
Раскольников. Да, так получилось. Голова болит, постоянно брежу.
Сонечка. Даже сейчас?
Раскольников (в зал). Особенно сейчас. (Сонечке) Нет. Со мной всё в порядке, спасибо вам.
Сонечка. Я не сделала ничего, что бы могло облегчить ваши страдания.
Раскольников. О, на самом деле вы делаете для меня очень многое. Вы меня слушаете, вы говорите со мной, а, как я вижу, вам самой трудно живётся.
Сонечка. Да, но я не жалуюсь, ни в коем случае.
Раскольников. Я тоже не жалуюсь, но…(в зал) Так хочется.
Сонечка. Признаться вам, почему я забежала сюда?
Раскольников. Да.
Сонечка. Я боюсь отца. Я очень люблю его, но боюсь. Он просит у меня денег, а я не могу отказать, хотя знаю, что он их пропьёт. Вы меня осудите, но ради семьи я пошла на всё, я осквернила свою душу, своё тело. Вы понимаете?
Раскольников. Понимаю. (в зал) Знала бы она, как сильно я её понимаю.
Сонечка. Я не могу их бросить, сводных братика и сестричек, мне нельзя их бросать. Пусть суждено им жить в нищете, но я обязана максимально облегчить их существование, помочь.
Раскольников (серьёзный цинизм)(в зал). Материал способен на самопожертвование, сострадание. Глупость.
Сонечка. Иногда вы меня пугаете. Вы так быстро меняетесь в лице, что становится непонятно, как вы воспринимаете мои слова.
Раскольников. Вы пошли на это ради семьи, её благополучия?
Сонечка. Да.
Раскольников (вскакивает). Я болен. Серьёзно болен с тех пор, как согрешил. Странное дело, я использую такое слово “согрешил”, хотя в бога не верю. В вашем присутствии я почему-то могу открыто сказать себе, что не прав, как в религиозных убеждениях, так и в социальных. Я отверг все человеческие устои и переврал мир под себя, чтобы мне было удобно. Я поставил себя выше всех, в этом городе, и решил, что мне всё можно. Как я ошибался. Вы вернули меня к жизни. Вы показали, что люди могут быть добрыми, даже если они материал. Вы самый сильный человек, которого я когда-либо встречал. Это всё так необычно. Начало исцелению положено, осталось сознаться в том, что мо теория была ошибочна. Пойду прямо сейчас и расскажу, что убил.
Сонечка. Вы убили?
Раскольников. Я же сказал, что с вами я могу говорить открыто, откровенно. Да, я убил, да, на мне великий грех. Искупить его вряд ли удастся, но зато я знаю, что смогу начать новую жизнь, когда со старой безбожной теорией будет покончено. Вот сейчас пойду и…
Стук в дверь. Входит Заметов.
Сцена пятая.
Заметов. Власть пришла тогда, когда её не ждали. Господин Раскольников, я, конечно, понимаю, что у вас связи в криминальном мире, но нужно же иметь совесть. Вас уже очень много раз вызывали ко мне, а вас всё пытаются отгородить, выгораживают все, кому не лень. Вот я и решил посмотреть, что вы за фрукт такой. Как вижу, очень хилый вы фрукт, а защищают вас, как овощ. Простите за мой лёгкий юморок, я понимаю, что вам его трудно понять.
Раскольников. Бросьте ваши игры. Мне нужно кое-что сказать.
Сонечка (заплакала). Ты правильно поступаешь, а плачу, потому что…
Сонечка убегает.
Заметов. Вы хотели мне сказать, что знаете, кто убийца или кто победит на чемпионате мира?
Раскольников. Почему вы пытаетесь перевести тему? Вы издеваетесь.
Заметов. Нервничайте мой дорого студент, нервничайте. Чем больше издеваешься над собой, тем эффектнее финал.
Раскольников. Вы уже знаете финал этой истории?
Заметов. Создатель знает всё. Игра скоро кончится. Убийцу искали по всему Санкт-Петербургу.
Раскольников. Городу, который сотворил со мной такое.
Заметов. Вы обвиняете Петербург в том, что вы нищий? Это безрассудно.
Раскольников. Он подтолкнул меня на совершение преступления.
Заметов. Ограбили лавчонку?
Раскольников. НЕТ!
Заметов. Тогда…
Раскольников (после длительной паузы). Я убил старуху-процентщицу! На мне весь грех, я поддался адской теории, сгубил свою душу я сам!
Заметов рассмеялся.
Раскольников. Вы так озверели, что смеётесь над горем?
Заметов. Нет. Просто моим вердиктом будет будут четыре слова. ВАС СНИМАЛА ПРОГРАММА РОЗЫГРЫШ.
Аплодисменты. Со всех сторон входят люди с телекамерами, цветами.
Раскольников в недоумении мечется, мечется.
Раскольников. Самое нелепое, что могло случиться. Как же так, почему я? Эх, а самое страшное это, то, что они спасли меня и вернули к жизни таким нетрадиционным способом. Не перестаю удивляться, что за чудной мир…
Конец
Свидетельство о публикации №206120900217